Jump to content
ПАСХА (Юлианский календарь) ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Sign in to follow this  
Victor

Мальцев В. Торгующие храмом. Кто и сколько зарабатывает на Исаакиевском соборе

Recommended Posts

Торгующие храмом. Кто и сколько зарабатывает на Исаакиевском соборе

 

Ситуация по поводу передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви продолжает нагнетаться. Вслед за администрацией города, директором государственного музея "Эрмитаж" и главами вузов Петербурга на сей счёт высказался и Российский комитет международного совета музеев (ИКОМ России).

— Собор представляет собой пример музея, не только добившегося самоокупаемости, но и ставшего приносить значительные налоговые поступления в казну города, — заявляет ИКОМ России.

Нельзя не отметить, что подобный довод повторяется буквально слово в слово почти в каждом обсуждении судьбы главного храма Северной столицы. Источником служат, как нетрудно заметить, исключительно слова самого директора Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николая Бурова, который не устаёт повторять, что музей никогда не получал никаких денег из бюджета, а обходится полностью за счёт тех средств, которые добывает своей деятельностью.

Лайф решил подробно разобраться с фактами в руках, как же обстоит дело в действительности.

Госсубсидии

Оказывается, существуют отчёты музея-памятника (никто их не упоминает), публикуемые на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru).

10 февраля 2015 года был опубликован отчёт музея за 2014 год, 22 марта 2016-го выложен отчёт за 2015 год. Отчёт за прошлый год пока не опубликован, но его основные параметры Буров детально раскрыл в интервью Znak.com в январе. И данные этих официальных отчётов не согласуются со словами директора о том, что возглавляемый им музей "уникален тем, что никогда не получал никаких денег из государственного бюджета".

Вопреки заявлениям директора, согласно официальной отчётности возглавляемого им учреждения, в 2014 году музей получил субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму в 4,2 миллиона рублей.

В 2015-м эти субсидии составили 2,5 миллиона рублей, при этом музей получил также целевые субсидии на сумму 14,3 миллиона рублей.

— Это была премия, — заявил Буров 23 января 2015 года "Комсомольской правде" . 

В 2016 году, по его словам, "музей получил 1400 рублей, это — "мамочкины деньги", которые положены от бюджета родившим мамочкам". 

Как бы то ни было, довод о бездотационности музея оказывается несостоятельным.

Доходы

Посмотрим доходы музея, складывающиеся от продажи билетов посетителям превращённых в музеи храмов, календарей, путеводителей и сувенирной продукции, от проведения концертов и прочей деятельности. К сожалению, в официальной отчётности они даны без разбивки по находящимся в его управлении объектам.

— Раньше, до 2016 года, был музей четырёх соборов. Из них два были донорами (Исаакиевский и храм Спаса на Крови) и два были реципиентами (Смольный и Сампсониевский). Теперь двух последних у нас нет, — заявлял Буров.

Но тем не менее. Согласно официальным отчётам музея, в 2014 году его доходы составили 642 млн руб., в 2015-м — 805 млн руб. Как заявил директор, "за 2016 год по деньгам на лицевой счёт поступило от предпринимательской деятельности, в том числе от переходящих остатков с 2015 года, 864 млн руб., переходящий остаток составил 120 млн руб.". 

Основной источник дохода музея — продажа билетов. На сайте музея указано наличие различных цен на таковые: билеты на посещение собора и колоннады (400 руб.), билеты на посещение собора по полной стоимости (250 руб.), льготные билеты для обладателей международных карт ISIC (150 руб.) и льготные билеты для несовершеннолетних, пенсионеров, курсантов, студентов и сотрудников вузов РФ и Белоруссии. Наряду с Исаакиевским собором и храмом Спаса на Крови также продаются билеты в отдельный музей камня, оборудованный в 2013 году в ризнице храма Спаса на Крови (при перечислении выше Буров "позабыл" его, что, как увидим далее, вообще периодически ему свойственно). В 2014 году, согласно официальным отчётам, число посетителей равнялось 3 073 941 чел., в 2015 году — 3 595 173. 

— В прошлом году мы приняли три миллиона восемьсот пятьдесят тысяч гостей... Это топ-3 Санкт-Петербурга и топ-3 Российской Федерации музейной деятельности, — заявил 13 января этого года Буров журналистам.

Следует отметить, что часто директор называл журналистам эти цифры, не поясняя, что речь идёт не только об Исаакии, но и обо всём Государственном музее-памятнике "Исаакиевский собор", а это не одно и то же.

— Всего комплекс (музейный. — Прим. Лайфа) за год посетило более 3,8 миллиона человек (в другом интервью он назвал цифру в 3,850 миллиона человек. — Прим. Лайфа), — заявил Буров 25 января этого года Znak.com. — Из них именно Исаакиевский собор — 2,380 миллиона, причём из этого количества 385 тысяч человек были льготниками, в том числе паломниками.

Стоит признать, что суммы, полученные от продажи билетов, значительны, так что непонятно, зачем музею получать дотации из госбюджета. Более того, в 2015 году директор прямо заявил (вопреки своему лозунгу о бездотационности музея), что в связи с необходимостью вложений в новую площадку для концертно-выставочной работы "будет претендовать на деньги из бюджета".

Налоги. Зарплаты

Директор музея не устаёт повторять (например, в интервью "Ленте.ру" 28 июля 2015 года): "Мы платим 50–70 миллионов рублей налогов с наших доходов. В прошлом году мы были признаны (без упоминаний кем. — Прим. Лайфа) лучшим налогоплательщиком России". 

— Но если мы с нашей выручки платим в бюджет Петербурга налоги — 50–70 миллионов рублей в год, — то церковь этого делать не будет. Она от налогов, как известно, освобождена, — развивает эту тему Буров в других интервью (например, МК за 19 августа 2015 год).

Однако в официальных отчётах музея за 2014 и 2015 годы в графе "Направление расходов" пункт о выплате налогов отсутствует. Судя по всему, речь идёт о находящемся в данной графе пункте "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда". Это Буров признал (редкий случай) в интервью Znak.com: "В 2016 году... в казну мы в качестве начислений на заработную плату перевели 99 миллионов рублей". А отчисления в фонд оплаты труда, мягко говоря, совсем не то же, что "налог с выручки".

По данным источника Лайфа в администрации Петербурга, музей платит и иные налоги, но их размер существенно меньше. По их данным, в качестве налога на добавленную стоимость (очевидно, с продажи сувенирки, путеводителей, организации концертов и иной непрофильной деятельности) в 2014 году в федеральный бюджет было выплачено 14 млн руб., в 2015-м — 10 млн руб. На фоне доходов музея эти цифры несколько несерьёзны. К тому же, напомним, в том же 2015 году музей получил более 16 млн руб. государственных субсидий.

— Начнём с заработной платы сотрудников. На её выплату мы в 2016 году потратили 358 миллионов рублей, — говорит Буров (выплата начислений упомянута им далее отдельно).

При численности около 400 сотрудников (это штат всего Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор"), постоянно называемой директором музея, средняя зарплата его подчинённых должна составить около 74,5 тыс. руб. в месяц. Однако, судя по документам, оказавшимся в распоряжении Лайфа, зарплаты у 41 технического сотрудника (в штате музея ещё есть административные сотрудники, экскурсоводы, сотрудники хора, водители и т.д. и т.п.), работающего непосредственно в Исаакиевском соборе, заметно меньше.

50b5a679f9f489a772ea86c9b6d9e1ee__1400x8

5a9fb5eecca4beb8000bbb5c5e5c8650__1400x8

 

Кладовщик, например, получает 17 тыс. руб., теплотехник — 31 тыс. руб., инженер по эксплуатации зданий и сооружений — 34 тыс. руб., заведующий матскладом — 39 тыс. руб. 

При этом зарплата директора музея, согласно тому же документу, составляет 450 тыс. руб. в месяц.

Реклама

Возможно, высокая зарплата директора объясняется сложным топ-менеджментом музейного комплекса.

— Мы торгуем культурой, — откровенно пояснил он род своей деятельности в интервью "Комсомольской правде". — Культура — это продукт. Любым продуктом можно торговать. Вначале нужно создать этот продукт, придать ему товарный вид. И найти покупателя.

Однако по факту, как пояснили Лайфу источники в администрации Петербурга, посещаемость Исаакиевского собора (точнее его колоннады, куда идёт 55% посетителей) формируется прежде всего её естественными данными — это лучшая точка для обзора города. Заметный рост с 2014 года потока посетителей можно связать с произошедшим в том же году резким падением курса рубля. Многим россиянам поездки за рубеж оказались не по карману, и они перешли на внутренний туризм. В то же время для иностранных туристов поездки в Россию стали заметно дешевле. Для всех из них Петербург выглядит одним из самых интересных вариантов.

Видимо, неслучайно 8 февраля 2016 года музей заказывает перевод на английский, немецкий и французский языки, 17 марта — на испанский, итальянский и японский, а 5 мая — перевод на китайский путеводителя (с вёрсткой макета для сдачи в печать) по Спасу на Крови. То есть ранее таких путеводителей не существовало, а теперь они резко понадобились.

Лайф исследовал все заказы, размещённые музеем в 2016 году. Тендерами их назвать было бы не точно — музей покупает, как прямо указано, "у единственного поставщика". На это он, по словам источника Лайфа в городском правительстве, имеет право по закону, однако это явно не способствует снижению стоимости. На деятельность, имеющую отношение к рекламе, было заключено 23 заказа на общую сумму 4,6 млн рублей.

На теле- и радиорекламу заключено всего три контракта. Первый — от 27 мая 2016 года с ООО "Вещательная корпорация "Проф-медиа", чьи "услуги по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире радиоканала" были оценены в 108 000 руб. Второй — на "услуги по обеспечению размещения рекламных материалов, предоставленных СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор", в радиоэфире с ООО "ГМП "Радио" на 240 720 руб. Третий договор подписан 4 января 2016 года с ЗАО "Первый канал — Санкт-Петербург" на "услуги по размещению рекламы СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор" в региональном телеэфире телекомпании "Первый канал" в период с 10 по 23 апреля 2016 года за 165 000 руб. Итого 513 720 руб., или менее 11% от всех затрат на рекламу.

Также в 2016 году с ЗАО "Коммерсант" в Санкт-Петербурге музеем были заключены три контракта: реклама в тематической вкладке "Коммерсант Guide. Территория комфорта" обошлась в 109 386 руб., в "Коммерсант Guide. Культурное наследие" стоила ещё 260 190 руб. Ещё один контракт с общим названием "Размещение рекламных объявлений в изданиях ЗАО "Коммерсант" в Санкт-Петербурге был заключён музеем на 118 000 руб. Итого 487 576 руб., то есть почти столько же, сколько составили все затраты музея на на теле- и радиорекламу, имеющую на много порядков больший охват аудитории (тираж "Коммерсанта" в Петербурге составляет всего 13 тыс. экз.).

При этом на рекламу в выходящей в пять раз большим тиражом (60 тыс. экз.) "Комсомольской правде" в Санкт-Петербурге музей выделил в три раза меньше — 152 460 руб. Ещё 350 000 руб. ушло на "Размещение рекламных материалов СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор" в журнале правительства города "Бизнес-дневник". Много кто из горожан, а тем более жителей других российских городов или зарубежья, читает это ведомственное издание?

 

 

Источник: https://life.ru/t/религия/970934/torghuiushchiie_khramom_kto_i_skolko_zarabatyvaiet_na_isaakiievskom_soborie

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...

Important Information