Перейти к содержимому
КНИГИ: Эмиль Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии (на русском языке) Подробнее... ×
ВНИМАНИЕ! Заработал сайт очередной Минской религиоведческой конференции (18-20 апреля 2019 г.) Подробнее... ×
Ремиру Александровичу Лопаткину - 88! Подробнее... ×
Очередное заседание Научно-исследовательского семинара имени Ю.Ю. Синелиной: Москва, МГУ, 20 декабря 2018 г.) Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Serjio

II конгресс РРО «Понимание религии: исторические и современные аспекты»

Рекомендованные сообщения

Русское религиоведческое общество

при поддержке:

журнала «Религиоведческие исследования» и портала «Религиозная жизнь»

проводит

II конгресс Русского религиоведческого общества

«Понимание религии:
исторические и современные аспекты»

Москва, 19-20 октября 2018 года

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе

II Конгресса Русского религиоведческого общества

«Понимание религии: исторические и современные аспекты»

Региональная общественная организация «Русское религиоведческое общество», зарегистрированная 28 июня 2016 года, ставит своей главной целью объединение ученых, исследователей, специалистов и экспертов в решении актуальных научных и практических задач в области религиоведения, содействие развитию науки и образования в этой области. Более подробно о целях и направлениях деятельности Общества можно узнать на сайте Общества (http://rro.org.ru) и из его Устава (http://rro.org.ru/regulations/).

С 1897 года (Стокгольм, Швеция) в мире регулярно проходят конгрессы, посвященные истории религии и религиоведению. Ряд конгрессов, посвященных научному изучению религии, проходит с 1998 года и в России (Международный научный религиоведческий конгресс в Кургане, 1998; конгрессы российских исследователей религии в Санкт-Петербурге и Владимире, 2012, 2014 и 2016 гг.).

Конгресс Русского религиоведческого общества запланирован к проведению ежегодно. Первый Конгресс прошел на базе МГУ имени М.В.Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 16–17 июня 2017 года, ему предшествовали круглый стол «Религиоведение и религиоведческие дисциплины в системе образования» (18 июня 2016 г.) и I Съезд Общества (1 октября 2016 г.).

Заявки на участие принимаются до 31 июля 2018 года, по адресу info@rro.org.ru (образец заявки представлен в конце информационного письма). Избранные выступления участников Конгресса будут опубликованы в журналах «Религиоведческие исследования» (РИНЦ) и «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Философия. Богословие. Религиоведение» (ВАК, РИНЦ).

 

Мероприятия Конгресса

Мероприятия Конгресса включают в себя секции, круглые столы и III Съезд Общества. В этом году основные секции будут посвящены проблемам истории, социологии, психологии религии, феномену власти в религии и проблемам религиоведческой экспертизы, в то время как круглые столы традиционно окажутся более специализированными. Название и краткое описание секций и круглых столов представлены ниже:

С1. История религии: от предметного поля к академической дисциплине. В рамках данной секции предлагается обсудить вопрос о предмете истории религий, его границах, применимости категории «религии» к материалу других цивилизаций. В какую религиоведческую полемику включаются историко-религиозные исследования? Какие новые вопросы и проблемы они поднимают? Можно ли считать историю религий базовой дисциплиной религиоведения? Другой предлагаемой перспективой обсуждения является отграничение истории религий от истории культуры, истории событийной, истории повседневности и других «историй».

С2. Религия как общество: от религиозных кодов до артхаусного кино. Реальность современных обществ явила миру несостоятельность проектов секуляризации, множественных попыток концептуализировать обмирщение и исчезновение религиозной компоненты повседневности. Религия современных обществ предстает в многообразии дискурсов политиков и религиозных идеологов о свободе слова и праве на мировоззренческий выбор, религиозных конфликтах и глобальных сетевых взаимодействиях, о сектах и движениях, верующих и религиозных медиа о национальном и патриотическом, мирском и гражданском, экономистов и социальных работников о рынке религий, религиозном обмене, брендировании реальности, общественной активности религиозных организаций, художников, музыкантов, режиссеров о сакральном звучании, цветности, форме и содержании мира. В настоящей секции предлагается обсуждение разнообразных рефлексий о религии, которые ухватываемых как в теориях, так и в эмпирических исследованиях.

С3. Психология религии настоящего и будущего: фундаментальные проблемы и перспективные направления исследований. Современная психология религии представляет собой разнонаправленную область научных исследований и разработок. В рамках секции предполагается обсуждение актуальных вопросов, касающихся нынешнего состояния и направлений дальнейшего развития психологии религии как дисциплины: Будет ли психология религии развиваться преимущественно «вширь» – по пути расширения подходов, методологий, или будет идти «вглубь» – к построению внутридисциплинарной коммуникации и оформлению четких конкурирующих парадигм? Какой из базовых методологических подходов будет более востребован в будущем: теория отражения или конструктивизм? Каково соотношение психологии веры и психологии религии как системы социальных паттернов? Как различается психология верующих в коллективистических и индивидуалистических культурах? Как пересекаются психологические архетипы и религиозная онтология? Каковы составляющие религиозной традиции и религиозного опыта, и как реализуется их трансляция? Где пределы консенсуса религиоведа и носителя традиции относительно религиозного опыта? Каковы когнитивные, аффективные и идейные основания восприятия мира религиозным человеком, и каким языком описания следует пользоваться психологу религии для их раскрытия?

С4. Власть в религии: иерархия, лидерство, авторитет, принуждение. Отношение «религия – власть» порождает целый ряд проблем. Во-первых, не только религия окрашивается в различные тона власти, но и власть имеет религиозное измерение (что особенно ярко проявилось в обществах древности). Во-вторых, границы религиозной власти оказываются проблемными с точки зрения безопасности современного государства и общества (что отражается как в явлении религиозного экстремизма, так и в недовольстве вмешательства «церкви» и ее лидеров в вопросы образования, политики и т.п.). Не означает ли это, что религия (как конструкт Нового времени) в каком-то смысле исключает отношения власти? В-третьих, властные конфликты внутри самой религии нередко осмысляются политически, отчего религия преобразуется в «идеологию» – но насколько такое осмысление является безальтернативным?

С5. Религиоведческая экспертиза: состояние и перспективы. Исторически основываясь на советских стандартах научно-религиоведческой экспертизы, в постсоветской России получили распространение два основных вида религиоведческой экспертизы – государственная и судебная. За последние годы ускорение темпов религиозных процессов, проблемы конфессионального самоопределения, глобализация религиозных движений существенно усложнили религиозную ситуацию, как в мире, так и в нашей стране, что прямо сказалось на целях и задачах современной религиоведческой экспертизы. Какие методологические и мировоззренческие предпосылки лежат в ее основе? Нуждается ли религиоведческая экспертиза в обновлении, определении, уточнении? Каковы пределы религиоведческой экспертизы?

К1. История отечественного религиоведения: преемственность и / или прерывность. В рамках круглого стола предлагается обсудить вопрос о соотношении «этапов» развития отечественной науки о религии. Существует тенденция представлять их в качестве «этапов большого пути», ведущих от более или менее отдаленных времен к современному состоянию. Однако многое говорит против применения «теории прогресса» к истории отечественной науки. Существует и альтернативный подход, склонный разрывать связи между эпохами, привязывая историю науки к действию тех или иных идеологических и политических факторов, что, однако, связано с риском огульного отрицания ценности того или иного периода. Как возможно здравое критическое исследование в этой области, и к каким результатам оно может привести?

К2. Язычество и неоязычество: комплексное осмысление феномена и построение теории. В течение последних десятилетий неоязыческие движения приобрело довольно заметную популярность, как в западном мире, так и в нашей стране – и закономерно стало объектом внимания специалистов разных профилей. В то же время ряд принципиальных теоретических и методологических проблем, связанных с изучением феномена неоязычества, до сих пор остается предметом научных дискуссий. К числу таковых, как представляется, можно отнести проблемы определения границ феномена неоязычества; выработки критериев, на основании которых то или иное движение может быть отнесено к неоязыческому; сопоставление язычества, неоязычества и «нью эйдж»; построения типологии неоязыческих сообществ, и ряд других. Очевидно, что в такой ситуации назрела необходимость комплексного рассмотрения феномена с участием специалистов из самых различных областей.

К3. История христианства в Поздней Античности. Как изучать эпоху, в которую закладываются основы христианской культуры и цивилизации? До недавнего времени было принято использовать для этого категории античного / христианского, при этом «античное» неизбежно получало религиозные коннотации – верно ли это? Насколько прочна связь перехода от античного к средневековому с переходом от языческого к христианскому? Что такое «языческое» и «древнее» и как оно понималось христианскими авторами в эту эпоху, не менялось ли это понимание от II к VIII веку?

К4. Религия в сериалах и кино. Изучение взаимодействия религии и популярной культуры представляется важным по ряду причин. Это и еще одно измерение для исследования секуляризации / десекуляризации / приватизации, и поиск новых средств религиоведческого описания актуальных проблем и тенденций, и материалы для выстраивания общего языка, понятного, доступного и интересного, для диалога с будущими религиоведами и студентами, обучающимися по другим специальностям. Как религиоведение и киноведение (и даже «сериаловедение») могут обогатить друг друга – в поисках ответа на этот вопрос мы предлагаем рассмотреть как теоретические проблемы, так и наиболее интересные и яркие кейсы.

К5. Сверхъестественное в религиозном и нерелигиозном дискурсах. Во второй половине XX — начале XXI века концепт «сверхъестественного» постепенно стал вытесняться за пределы академического языка. Значительную роль в его вытеснении сыграли ставшие с легкой руки представителей феноменологии религии популярными концепты наподобие «сакрального» и «профанного». Затем пришла пора антропологического, лингвистического, когнитивного и иных поворотов в гуманитарных науках, существенно повлиявших на современный облик религиоведения как академической дисциплины. Оправдано ли возвращение в науку о религии концепта «сверхъестественного», говорит ли он нечто о современной религии (религиях, религиозности), наконец, в какой степени этот концепт проявляется в нерелигиозных дискурсах, связанных, прежде всего, с искусством и массовой культурой?

 

По результатам приема заявок возможно формирование дополнительных секций и мероприятий. Мы ждем Ваших предложений, коллеги! Заявки на проведение мероприятий принимаются до 01 февраля 2018 года по адресу Оргкомитета: info@rro.org.ru с пометкой «МЕРОПРИЯТИЕ» в теме письма

 

В рамках работы Конгресса пройдут презентации печатных изданий и исследовательских проектов. Если Вы хотели бы представить результаты своих исследований, просим Вас связаться с нами по адресу Оргкомитета: info@rro.org.ru с пометкой «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» в теме письма.

 

Образец заявки:

 

1. Фамилия, Имя, Отчество участника  

 

2. Место работы / учебы  

 

3. Должность  

 

4. Ученая степень, звание

 

 
5. Контактные данные

 

— e-mail:

— телефон:

6. Название мероприятия:

 

 
7. Тема выступления

 

 

 

8. Аннотация выступления

(150–250 слов)

 

 

 

Организационный комитет

Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Русского религиоведческого общества;

Гуща Елена Викторовна, аспирант кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Киселев Михаил Сергеевич, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Козырев Алексей Павлович, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Колкунова Ксения Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, главный редактор журнала «Религиоведческие исследования»;

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества;

Тюрин Артем Игоревич, главный редактор портала «Религиозная жизнь»;

Ченцова Дарья Александровна, преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, сотрудник научного отдела богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

 

Программный комитет

Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Астахова Лариса Сергеевна, доктор философских наук, заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета;

Воронцов Сергей Александрович, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

Двойнин Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета;

Колкунова Ксения Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова;

Марей Елена Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Островская Елена Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета;

Смирнов Валерий Аркадьевич, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации;

Черный Алексей Иванович, преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

 

Источник: сайт РРО

https://religious.life/2018/01/ii-kongress-rro-ponimanie-religii-istoricheskie-i-sovremennye-aspekty/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Программа Конгресса РРО — 2018

  •  09 Окт 2018

II КОНГРЕСС РУССКОГО РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

«ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ»

при поддержке:

журнала «Религиоведческие исследования» и портала «Религиозная жизнь»

Москва, 19-20 октября 2018 года

19 октября, пятница:

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

(г. Москва, Лихов пер., д. 6)

10.00 – 11.00. РЕГИСТРАЦИЯ

11.00 – 11.30. ОТКРЫТИЕ КОНГРЕССА. ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА

11.30 – 13.00. ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Пронина Татьяна Сергеевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра религиоведческих и этнополитических исследований ЛГУ им. А.С. Пушкина. Религиозная идентичность как теоретическая модель в изучении религиозности

Беликова Екатерина Олеговна, кандидат социологических наук, доцент Института филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета. Ускользающая религиозность, или почему они меняют веру (биографические интервью женщин-конвертиток)

Мартинович Владимир Александрович, доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии. История термина «Новые религиозные движения»

13.00 – 13.20. ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

14.00 – 18.00. СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ И КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

Трофимов Сергей Викторович, кандидат социологических наук, доцент социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Какую религию мы изучаем?

Лебедев Сергей Дмитриевич, кандидат социологических наук, профессор, руководитель лаборатории «Социология религии и культуры» Центра социологических исследований Белгородского государственного университета. Рефлексия религии как социальная реальность

Пелин Александр Александрович, протоиерей, кандидат богословия, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований». Культуральность как квазирелигиозный феномен в постидеологическом пространстве Санкт-Петербурга

Родионова Елизавета Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Религиозные и квазирелигиозные практики верующих и атеистов: сравнительный анализ[1]

Астахова Анастасия Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС. Грех в публичном пространстве религиозных и секулярных медиа

Кожурин Кирилл Яковлевич, кандидат философских наук, доцент Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Современное состояние староверия и проблемы сохранения веры и культурных традиций в условиях глобализации

Ленков Павел Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент факультета истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Социальное служение в буддизме и в христианстве: сопоставление концепций

Шатравский Сергей Иосифович, кандидат богословия, доцент Института теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. Религиоведческие и социологические классификации современных буддийских организаций

Тетерин Александр Викторович, кандидат юридических наук, старший преподаватель Высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Изменение модели светского государства в свете проблемы политического ислама

Сулейманов Раис Равкатович, эксперт Института национальной стратегии. Ахмадиты в Республике Татарстан: функционирование общины в современных условиях

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта №15-18-00119 «Исторический опыт управления этническим разнообразием и этноконфессиональными конфликтами в имперской, советской и постсоветской России: междисциплинарное исследование».

18.00. Открытая лекция:

Алберто Стефано, свящ., профессор богословия, Католический Университет Святого Сердца (Милан). Связь веры с потребностями жизни: актуальность воспитательной харизмы о. Луиджи Джуссани

20 октября, суббота:

Место проведения второго дня Конгресса:
МГУ имени М.В.Ломоносова, философский факультет
(г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, третий этаж)

Уважаемые слушатели и гости Конгресса! В случае, если Вы не являетесь сотрудниками, студентами, аспирантами МГУ, а также докладчиками Конгресса, просим Вас для посещения второго дня работы Конгресса оставить заявку по адресу info@rro.org.ru до 17 октября. Просьба обусловлена спецификой пропускного режима в МГУ.

15.00 – 16.00. Открытая лекция:

Каарина Айтамурто, PhD, Aleksanteri Institute, University of Helsinki. Rodnoverie, contemporary Slavic Paganism and the challenges of defining “religion”

16.15 – 17.30. Съезд Русского религиоведческого общества

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Русского религиоведческого общества

Киселев Михаил Сергеевич, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Козырев Алексей Павлович, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Колкунова Ксения Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, главный редактор журнала «Религиоведческие исследования»

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества

Тюрин Артем Игоревич, главный редактор портала «Религиозная жизнь»

Ченцова Дарья Александровна, преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, сотрудник научного отдела богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ

Антонов Константин Михайлович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Астахова Лариса Сергеевна, доктор философских наук, главный научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан

Воронцов Сергей Александрович, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Двойнин Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Колкунова Ксения Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Островская Елена Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Пылаев Максим Александрович, доктор философских наук, профессор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета

Смирнов Валерий Аркадьевич, советник при Ректорате Московского педагогического государственного университета

Черный Алексей Иванович, свящ., кандидат богословия, младший научный сотрудник Научного Центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 

https://rro.org.ru/2018/10/programma-kongressa-rro-2018/#1539111355063-8f5f0e74-8d75

Изменено пользователем Serjio
Выделены названия докладов участников социолого-религиоведческой секции

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×

Важная информация