Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

ЦЕННОСТНЫЕ КОНТЕКСТЫ РЕЛИГИИ — 2: ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ Лебедев С.Д., Сухоруков В.В


Рекомендованные сообщения

Лебедев Сергей Дмитриевич кандидат социологических наук, доцент, руководитель лаборатории «Социология религии, культуры и коммуникаций» МЦСИ кафедры СОРМ ИОНиМК НИУ «Белгородский государственный университет», Белгород, Россия, ORCID 0000-0002-2545-4055, serg_ka2001-dar@mail.ru

Сухоруков Виктор Викторович администратор, Интернет-портал «Социология религии» https://sociologyofreligion.ru/, Белгород, Россия, ORCID 0000-0002-5090-7343, verger@yandex.ru

Аннотация.

Редакторы кратко рассказывают о структуре сборника и высказывают своѐ мнение по затронутым авторами актуальным вопросам развития предметного направления социологической науки.

Ключевые слова: социология религии, религия, ценности, секулярность, современность.

VALUE CONTEXTS OF RELIGION — 2: EDITOR’S FOREWORD

Lebedev S.D., Sukhorukov V.V.

Lebedev Sergey Dmitrievich candidate of sociological sciences, docent, Head of laboratory “Sociolofy of religion, culture and communications” ICSR, Department of S&WY, ISS&MC of National Research University "Belgorod State University", Belgorod, Russia, ORCID 0000-0002-2545-4055, serg_ka2001- dar@mail.ru

Sukhorukov Victor Victorovich administrator, Internet-portal «Sociology of religion» https://sociologyofreligion.ru/, Belgorod, Russia, ORCID 0000-0002-5090-7343, verger@yandex.ru Abstract. Editors shortly tells about structure of the digest and expresses his opinion around actual issues of science development. Keywords: sociology of religion, religion, values, secularity, Modernity.

Настоящий периодический сборник научных статей представляет второй том избранных материалов X Юбилейной научной конференции «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (Россия — Беларусь — Сербия), которая прошла в дистанционном формате на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета 15-17 апреля 2021 г. Тематическая направленность конференции определялась 8 подзаголовком «Религия и ценности». Логическая структура издания на сей раз выражена в распределении 27-ми статей сборника между 3-мя основными тематическими разделами: «Теоретико-методологические вопросы», «Эмпирические исследования», «Междисциплинарные аспекты». Материалы каждого раздела представлены в издании по принципу алфавитной последовательности фамилий первых авторов. Большая часть статей тома связана с социально-религиозной проблематикой, но ряд материалов посвящён социологическому изучению ценностей вне прямой связи с религиозными контекстами.

Раздел 1 сборника включает 8 статей 17-ти авторов. Он открывается статьёй, представленной коллективом авторов в составе С.М. Аристовой, П.Г. Королёва, А.Ю. Иванова и А.Н. Гусева (Кудымкар — Оренбург — Москва, Россия) «Взаимоотношение категорий времени и пространства как ключевой конструкт в определении предмета социологии религии в обществе позднего модерна». Авторы, действуя в парадигме методологии Г.П. Щедровицкого, анализируют категориальный аппарат мышления в его проекции на исследовательское поле социологии религии. Они предпринимают попытку соединить методы мысленного эксперимента и визуализации в контексте конструктивистского подхода, с выходом на социальную инженерию. Раздел продолжает статья белорусского исследователя В.В. Демирова (Минск, Республика Беларусь) «Ценности и методология социально - гуманитарных наук». Автор предпринимает попытку обосновать методологический подход к изучению ценностей как «идеальных и интрапсихических моделей поведения». Главной задачей В.В. Демиров полагает различение ценностей и субъективных установок и представлений, риск неправомерного смешения которых, по его мнению, существенно возрастает в эпоху диджитализации. Для решения поставленной задачи автор применяет историографический метод, обращаясь к наследию Г. Риккерта. Статья коллектива авторов из Санкт-Петербурга в составе П.П. Дерюгина (руководитель исследовательского проекта), О.С. Банновой, А.Н. Сидоровой, Р.Е. Попова и Е.А. Камышиной (Санкт-Петербург, Россия) посвящена разработке методологических оснований социологического измерения ценностей социальной группы IT специалистов. Статья направлена на систематизацию методологических принципов построения методики измерения и оценки ценностей указанной группы с целью дальнейшего анализа социодинамики ценностей среди ИТ специалистов различных стран. Исследование опирается на методологические принципы Г. Зиммеля и В.А. Ядова и авторский методический подход П.П. Дерюгина. Статья Н.С. Зимовой и Е.В. Фомина (Москва, Россия) «Трансформируя сакральное: цифровые религиозные сообщества в XXI веке» характеризует основные проявления и следствия медиатизации в религиозной сфере общественной жизни. Авторы делают попытку интегрировать ряд оценок и интерпретаций данного процесса современными зарубежными и отечественными исследователями. В качестве основных векторов 9 медиатизации религии отмечаются переход исполнения ритуалов традиционных религий в цифровую среду и возникновение новых, специфических «цифровых» религий, обожествляющих и сакрализирующих технические процессы и устройства. В статье С.Д. Лебедева и Д.Г. Старченко (Белгород, Россия) определяются контуры методологии социологического изучения рефлективности религии в современном обществе. Авторы последовательно разводят понятия / явления «рефлективности» и «рефлексивности», акцентируя смысловую природу первой и деятельно-практическую — второй. Как следствие, в основание методологического подхода к их анализу полагаются существенно различные социологические теории и модели. Рефлективность как таковая описывается и объясняется авторами в свете положений «сильной программы» культурального анализа Дж. Александера и социологической концепции повседневного знания А. Шютца. Преобладающий и модельный для ситуации современности подход к религии, по их мнению, принципиально рефлексивен и рефлективен. В этой связи он характеризуется пространственно-временной вариативностью, преобладающей объективированностью и преимущественно светскими контекстами формирования (Ч. Тейлор). Статья Е.В. Резановой (Минск, Республика Беларусь) «Социальный капитал в формировании жизненной стратегии индивида» сочетает сжатый, но ёмкий обзор концепций социального капитала и анализ избранных результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций молодёжи, проведённой на республиканской базе в конце 2020 года. Автор делает акцент на различии слабых и сильных социальных связей, предпочтения между которыми довольно тесно связаны с поколенческим фактором (сохранение сильных связей характерно для старших поколений, развитие слабых — для молодёжи). При этом ценностная и практическая ориентация на сильные связи (семья и дружеские отношения) сохраняет приоритет и для молодых поколений, характеризуя социальный капитал белорусских граждан в целом. Обзорную статью на тему актуальных направлений изучения социального самочувствия на основе зарубежных тематических публикаций представила Ю.А. Ржевская (Владимир, Россия). Автор рассматривает предмет изучения в контексте механизмов социальной адаптации и анализирует основные подходы к данному вопросу в зарубежной социальной науке. Она выделяет этническое направление, методологическое направление, направление исследования социального самочувствия в контексте современных технологий и как отдельный блок — исследования социального самочувствия в Австралии. Раздел завершает статья Л.В. Шаповаловой (Белгород, Россия) «Отношение к религии: социологические контексты анализа». Автор ставит задачей обоснование концепта «отношение к религии» в качестве научного понятия социологии религии как теории среднего уровня. Обосновывается недостаточность понятия «религиозность» и необходимость более обобщённого понятия, позволяющего описывать и классифицировать  многочисленные и многообразные социальные факты рефлективных диспозиций субъектов относительно явлений религиозного комплекса. Автором логически конструируется шкала типологических признаков отношения к религии и формулируются, в первом приближении, основные принципы (основания) для последующей классификации разновидностей такого отношения.

Во 2-м разделе сборника читатель, заинтересованный эмпирическими исследованиями в социологии религии и ценностей, может ознакомиться с 11 статьями, представленными в общей сложности 14 авторами. Интернет-форумы, связанные с иммиграцией в США, стали объектом представительного анализа документов, выполненного А.А. Власовой (СанктПетербург, Россия). Она обнаружила консервативную тенденцию в дискуссиях на тему миграции. Признавая иммигрантский генезис своего государства, пользователи форумов, однако, полагают необходимым жёстче относиться к приезжим, не соответствующим сложившемуся аксиологическому консенсусу. Эмпирически это выразилось в росте доли сторонников данной позиции с 32 % в 2005 г. до 57 % в 2018 г. Ценности жителей Владимирской области исследовала Г.Г. Евстифеева (Владимир, Россия). Администрация этого субъекта РФ, заказавшая дискуссионные фокус-группы, узнала о пятилетней стабильности жизненных ценностей населения региона. С различными рангами значимости в итоговый список вошли ценности: «здоровье» (оно главное в ковидном 2020 году), «безопасность», «семья», «успешная профессиональная деятельность», «качественное образование», «материальное благополучие». Весьма показательно, что в этом ряду отсутствуют как чисто религиозные ценности («Бог», «спасение», «благодать», «святость» и т.д.), так и более широкие социальные феномены из числа «традиционных духовно-нравственных ценностей». Один из ключевых источников демографической проблемы современной России, а именно отказ от деторождения, реализуемый посредством аборта, поставили в центр внимания Э.И. Гараева и Н.Б. Костина (Екатеринбург, Россия). Обозрев иностранную и российскую философскую и социологическую литературу, дающую основание для гипотезы об отрицательной связи между одобрением абортов и религиозной принадлежностью фертильных лиц к авраамическим конфессиям, соавторы опросили 350 человек из числа уральского студенчества. Одним из главных результатов стал вывод о том, что респонденты не рассматривают православное мировоззрение в качестве препятствия для аборта. Дефицит социологического аспекта понятия «человеческого капитала», сформулированного изначально экономистами, восполнили Р.Е. Попов и П.П. Дерюгин (Санкт-Петербург, Россия). Соавторы скомбинировали биографический метод с методом проективных ситуаций, а метод парных сравнений — с сетевым методом. Критерием группировки, по-видимому, выступила близость методов исследования к идиографическому или номотетическому полюсам научной методологии, соответственно. 11 Социальное самочувствие жителей Владимирской области исследовал Д.И. Петросян (Владимир, Россия). Рассматривая взаимосвязь этого предмета с показателями религиозности, автор классифицировал последние на «вербальные» и «реальные», а респондентов в количестве 1048 человек — на группы «верующих», «неверующих» и «сомневающихся». Согласно выводам исследователя, с 2016 по 2020 год в регионе доля верующих, к числу которых относятся преимущественно женщины и лица в возрасте старше 55 лет, падает (с 48,6 % до 42,1 %), доля неверующих — растёт (с 6,2 % до 12,2 %). Верующие характеризуются лучшим социальным самочувствием, чем неверующие. Религиозность белгородских турок-месхетинцев проанализирована Т.Ю. Покровской (Белгород, Россия). Обозрев историко-географические факторы формирования указанного этноса, автор опросила методом интервью 55 человек из 8 сел при согласии информантов на аудиозапись разговора. Обследованные турки-месхетинцы сохраняют религиозную память благодаря использованию в домашнем обиходе не государственного русского, а турецкого языка, почитанию Аллаха, предков и старших, соблюдению пищевых запретов, регулярной молитве, посещению мечети, религиозным действия при важных событиях. Специфику различных методов исследования религиозности закрытых сообществ рассмотрели Е.В. Родионова и В.Д. Коваленко (Санкт-Петербург, Россия). Констатировав конфликты между представителями различных социогуманитарных наук, соавторы критически соотнесли результаты эмпирических исследований, проведённых различными методами. Недостатки последних компенсируются методом «снежного кома» и методом перекрёстной триангуляции. Массовый телефонный опрос показал, что доля православных с 2017 г. (800 респондентов) по 2020 г. (1229 респондентов) упала с 51,1 % до 46,9 %. Подтверждён рост религиозности по мере увеличения возраста респондента. Экспертное интервью религиозных деятелей и государственных служащих показало, что средняя оценка ситуации в религиозной сфере жизни общества северо-западных регионов по семибалльной шкале находится в промежутке от 4,8 до 5,6. Мотивацию посетителей православных храмов подвергла факторному анализу Е.В. Пруцкова (Москва, Россия). Эмпирическим материалом выступили данные всероссийских опросов «Ортодокс Монитор» (1500 респондентов в 2011 г., 806 респондентов в 2012 г.) и «Религия и Церковь» (1549 респондентов в 2020 г., 474 и 470 респондентов в 2020 — 2021 гг.). В процессе анализа задействовано вращение методом «Варимакс». На 13 % объясняют дисперсию такие мотивы посещения, как «социальное служение», «интеллект», «эмоции». По 9 % получили факторы «компания» и «этнодоксия». На 8 % посещение обусловлено общей религиозностью респондентов. Религиозность современного общества потребления в региональном аспекте исследовала Н.А. Романович (Воронеж, Россия). Проведя аналогию между всадниками Апокалипсиса и эпохами социального развития, автор 12 констатирует «эпоху чёрного коня» — духа практического расчёта. Эмпирическим материалом выступили данные опросов, проведённых в Воронеже в 2015 и 2020 гг. (600 респондентов). По мнению опрошенных, в макросоциальном масштабе распространение религиозных убеждений принесёт больше вреда (противоположный вариант, впрочем, получил близкую степень поддержки). В микросоциальном масштабе, т.е. лично для респондента, как полагает их абсолютное большинство, распространение религиозных убеждений не будет иметь значения. Проективные вопросы о возможном строительстве рядом с домом храма чужой или близкой веры выявили не только естественное различие в реакциях (чужому чаще воспрепятствуют, своё — одобряют), но и нарастающее безразличие в обоих случаях. Радикализация ислама в зеркале общественного мнения рассмотрена Л.Ю. Соколовой (Москва, Россия). Опросив 1000 респондентов из Челябинска при помощи технологии CAPI, автор обнаружила не исключающие друг друга причины радикализации и субъекты противодействия этому процессу. Среди 8 причин радикализации самые популярные следующие: психические травмы и отклонения (65 %), влияние религиозных течений (63 %), финансовые проблемы (63 %). Среди 10 субъектов противодействия самые популярные следующие: региональные и местные власти (69 %), сами граждане, общество, родители (62 %), учителя школ (60 %). Радикальный ислам одобряют прямо 3 % респондентов, косвенно — около 20 %. Возможно обострение межконфессиональных отношений. Религиозную ситуацию в западной части Союзного государства с 2012 по 2018 гг. мониторил Н.Н. Сухотский (Минск, Республика Беларусь), статья которого завершает данный раздел. Опросив 1679 респондентов по республиканской выборке, автор делает выводы, что большинство граждан являются христианами, но количество верующих постепенно падает за счёт молодёжи, мужчин, лиц с высшим образованием. Религия в виде отдельных праздников играет важную роль в жизни большинства белорусов. Респонденты-католики в 6 раз чаще участвуют в культовых действиях, чем православные (30 % и 5 % соответственно). Степень религиозности прямо связана с уровнем доверия Церкви, динамика доверия отрицательная. Относительное большинство респондентов считает, что священники не отличаются от обычных граждан, абсолютное — что межконфессиональные отношения спокойные. Около четверти опрошенных назвали конкретные деструктивные религиозные течения.

Раздел 3 сборника представлен 8 работами и 9-ю авторами. Его открывает статья религиоведа М.Р. Бигновой (Уфа, Россия), посвящённая аксиологии и социальным следствиям ценностей этноконфессиональных новых религиозных движений в Башкортостане на примере группы У. Валишина. Учение данного лидера рассматривается автором как типический образец деконструкции европоцентричности через сочетание дискурсов «национально ангажированных исследований» и персонального мистического просветления. 13 Статья И.В. Гончаренко (Белгород, Россия) написана в историкофилософском ключе и посвящена изучению «энергийной антропологии» в отечественной социально-религиозной традиции. Автор обращается к наследию выдающегося современного исследователя восточно-христианской религиозной философии С.С. Хоружего. Предпринимается попытка обосновать на этой основе перспективы поиска междисциплинарных познавательных структур в социально-религиоведческих исследованиях, через метод «герменевтического расширения предметной перспективы социологического поиска в области религии». Социолог-теоретик и политолог П.Л. Крупкин (Москва, Россия) посвящает статью сотериологической составляющей ценностного ряда в обществе Позднего СССР. Автор, сосредотачиваясь на переходе «Традиция — Модернити (Современность)», описывает типический ценностный ряд позднесоветского общества и человека как трансформированную в результате секуляризации христианскую эсхатологию и сотериологию. Акцент делается на расхождении, вплоть до антагонизма, между эсхатологическим и сотериологическим кластерами ценностей, соотносимыми соответственно с официально пропагандировавшимися макросоциальными идеологемами («гражданская эсхатология») и альтернативными им микросоциальными ориентациями на персональный успех в приумножении экономического и социального капитала («гражданская сотериология»). Статья Н.А. Рыжкова, А.Ф. Самира и Н.А. Зарипова (Москва, Россия) «Гражданская религия»: опыт израильской демократии» продолжает тематику предыдущей статьи на материалах современного Израиля. Авторы рассматривают внутреннюю повестку «общественных сношений» в этой стране Ближнего Востока в ракурсе столкновения секулярного и сакрального начал в израильском социуме. Основываясь на антропологическом подходе Б.К. Малиновского и неофункционализме, конкретно — на трудах Р. Беллы о гражданской религии, они предпринимают плодотворную попытку анализа религиозного и профанного контекстов еврейского общества. Анализу западно-христианского теологического дискурса в лице католического мыслителя Доменика Лекура в части ценностей «дара жизни» и «свободы» как «постсекулярных» посвящена статья Р.В. Соколова (СанктПетербург, Россия). Автор анализирует эти ценности в контексте неотехнократических трендов современной культуры и идеологии: идей «постчеловека», биокатастрофизма и технопророчеств. Он отмечает, что на сегодня труды Д. Лекура представляют единственную попытку осмыслить идеи «постчеловека» с позиций христианской богословской мысли, имеющую большую эвристическую ценность для дальнейшего развития социогуманитарного осмысления соответствующего узла проблем. Статья белгородского социолога В.В. Сухорукова (Белгород, Россия) посвящена методологическому аспекту определения состава номинальной социальной группы, известной как «библейские пророки». Сопоставляя богословский, религиоведческий и социологический подходы к проблеме и применяя логический метод и мысленный эксперимент, автор обнаруживает 14

ЦЕННОСТНЫЕ КОНТЕКСТЫ РЕЛИГИИ - 2 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация