Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Яворский Д.Р. КОНЦЕПЦИЯ "ДИСПЕРСНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ": СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ


Рекомендованные сообщения

КОНЦЕПЦИЯ "ДИСПЕРСНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ": СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

 
 
ЯВОРСКИЙ Д.Р.1
 
1 Волгоградский институт управления (филиал РАНХиГС)
 
Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский
 
Том: 9 Год: 2020 
Страницы: 65-70
 
ЖУРНАЛ:
 
 
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА
Учредители: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Институт Общественных наук Белграда, Российское общество социологов
ISSN: 2411-2089
 
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
 
 
ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИРЕЛИГИОЗНОСТЬСОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИДИСПЕРСНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬНЕАНТРОПНОЕГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯКВАЗИРЕЛИГИЯCONCEPT OF RELIGIONRELIGIOSITYSOCIOLOGY OF RELIGIONDISPERSED RELIGIOSITYNON-ANTHROPICCIVIL RELIGIONQUASI-RELIGION
 
АННОТАЦИЯ:
 

В статье рассматривается сравнительно новый подход к современному состоянию религиозности. Этот подход опирается на конструктивистское понимание «религии». «Религия» трактуется как ситуативный концепт, связывающий воедино различные виды деятельности человека, нацеленные на удовлетворение разных потребностей (потребности в связи с божеством, в идентичности, солидарности, в «экзистенциальном дизайне», развлечении и т.д.). Референтное поле этого концепта до последнего времени занимали преимущественно традиционные конфессии, а также альтернативные им нетрадиционные религиозные формы. Мы являемся свидетелями кризиса этой «классической религии» и ее распада на обособленные виды деятельности. Это состояние обозначено как «дисперсная религиозность». Те потребности, удовлетворение которых было ранее монополизировано религиозными институтами, теперь удовлетворяются неинституциональными формами религиозности. Автор статьи полагает, что социологам - исследователям религии следует учесть это новое состояние.

 
БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
 
 
but_orange_question.gif  Входит в РИНЦ: да but_orange_question.gif  Цитирований в РИНЦ: 1
but_orange_question.gif  Входит в ядро РИНЦ: нет but_orange_question.gif  Цитирований из ядра РИНЦ: 0
but_orange_question.gif  Норм. цитируемость по журналу:  but_orange_question.gif  Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 
but_orange_question.gif  Норм. цитируемость по направлению:  but_orange_question.gif  Дециль в рейтинге по направлению: 
 
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ:
 
 
but_orange_question.gif  Рубрика OECD:  Sociology
but_orange_question.gif  Рубрика ASJC:  нет
but_orange_question.gif  Рубрика ГРНТИ:  нет
but_orange_question.gif  Специальность ВАК:  нет
 
АЛЬТМЕТРИКИ:
 
 
but_orange_question.gif  Просмотров: 32 (12) but_orange_question.gif  Загрузок: 11 (8) but_orange_question.gif  Включено в подборки: 24
but_orange_question.gif  Всего оценок: 1 but_orange_question.gif  Средняя оценка: 5 but_orange_question.gif  Всего отзывов: 0
 
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
 
 
CONCEPT OF "DISPERSED RELIGION": SOCIOLOGICAL PERSPECTIVES
 
Javorsky D.R.1
 
 
1 Volgograd Institute of Management, branch of RANEPA
 

The article discusses a relatively new approach to the modern state of religiosity. This approach is based on a constructivist understanding of "religion." “Religion” is interpreted as a situational concept linking together various types of human activities aimed at meeting different needs (in connection with non-anthropic, in identity, solidarity, in “existential design”, entertainment, etc.). Until recently, the reference field of this concept has been occupied mainly by traditional faiths, as well as alternative non-traditional religious forms. We are witnesses to the crisis of this “classical religion” and its disintegration into separate types of activity. This condition is designated as "dispersed religiosity." Those needs, the satisfaction of which was previously monopolized by religious institutions, are now satisfied by non-institutional forms of religiosity. The author of the article believes that empirical researchers in the field of the sociology of religion should take this new state into account.

 
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
 
1.  Ассман Я. Культурная память. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.  EDN: QOVTZJ
 
go_url.png
2.  Белла Р. Ген веры (беседа социолога Ханса Йоаса с историком религии Робертом Беллой) // Отечественные записки. 2013. №1 (52).  
3.  Белла Р. Гражданская религия в Америке // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 3. С. 161-182.  
4.  Белла Р. Религия в человеческой эволюции: от палеолита до осевого времени. М.: ББИ, 2019. xxx+741 с.  
5.  Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 496 с.  
6.  Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Издательство "Гнозис", 1994. 612 с.  
7.  Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: Элементарные формы, 2018. 808 с.  
8.  Илкка Пюсиайнен. Как работает религия: на пути к новому когнитивному религиоведению [ФРАГМЕНТ] / Пер. с англ. Т. Малевич, К. Дараган, ред. И. Анофриева. URL: https://religious.life/2013/04/pyysiainen/ (дата обращения: 17.08.2019).  
9.  Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Книга 1: Разум вне машины. М.: Гнозис, 2011. 512 с.  
10.  Легойда В. Гражданская религия: pro et contra // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. 2002. № 2.  
11.  Макаров А.И. Феномен надындивидуальной памяти (образы - концепты - рефлексия). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. 216 с.  EDN: QXZQVD
 
go_url.png
12.  Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Издательство "Лабиринт", 1994. 90 с.  
13.  Мамардашвили М. Необходимость себя. М.: Издательство "Лабиринт", 1996. 432 с.  
14.  Пигалев А.И. Антропный принцип: сущность и метаморфозы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. 1999. Выпуск 4. С. 60-72.  
15.  Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.  EDN: QXSOXF
 
go_url.png
16.  Dubuisson D. The Western Construction of Religion: Myths, Knowledge, Ideology. Johns Hopkins University Press, Baltimore MD, 2003.  
17.  Hervieu-Leger D. Religious individualism, modern individualism and self-fulfilment: a few reflections on the origins of contemporary religious individualism // The centrality of religious social life: essays in honor of James A. Beckford. Ashgate Publishing, 2008. P. 29-40.  
18.  McCutcheon R. Manufacturing Religion. Oxford University Pres. NY, 1997.  
19.  Rosenstock-Huessy E. Wer sind die Götter? // Rosenstock-Huessy E. Das Geheimnis der Universität. 1958.  
Полный текст:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация