Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Лебедев С.Д. РЕФЛЕКСИЯ РЕЛИГИИ В СВЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Рекомендованные сообщения

РЕФЛЕКСИЯ РЕЛИГИИ В СВЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 
 
ЛЕБЕДЕВ С.Д.about_author.gif1
 
1 Белгородский государственный национальный исследовательскый университет
 
Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский
 
Том: 9 Год: 2020 
Страницы: 17-24
 
ЖУРНАЛ:
 
 
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА
Учредители: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Институт Общественных наук Белграда, Российское общество социологов
ISSN: 2411-2089
 
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
 
 
РЕФЛЕКСИЯ РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАНИИКОНФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕМЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИСВЕТСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРЫСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАREFLECTION OF RELIGION IN EDUCATIONCONFESSIONALLY ORIENTED TEACHINGINTERCULTURAL COMMUNICATION IN EDUCATIONSECULAR AND RELIGIOUS CULTURESSOCIOLOGICAL REFLECTION OF THE EDUCATIONAL PROCESS
 
АННОТАЦИЯ:
 

В статье предпринимается попытка синтеза ряда теоретических положений с целью описания и дальнейшей диагностики российской ситуации с изучением религии в светском образовании. Последняя рассматривается как феномен межкультурной коммуникации, в которой участвуют конструирующие социальную реальность смысловые паттерны светского и религиозного типов культуры. Важной характеристикой такой коммуникации является асимметричность позиций и рефлективных возможностей актуальных культур в силу мейнстримного статуса светской. Предмет социологического изучения - характер осмысления религии в контекстах образовательной коммуникации. Обосновывается тезис, согласно которому проблема коренится в «нормативном» подходе к изучению религии в школе, традиционно предполагающем целостный смыслообраз религии, тогда как современная ситуация объективно делает её восприятие обучающимися множественным и изменчивым. Это предполагает необходимость разработки и внедрения социологического модуля образовательной рефлексии.

 
БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
 
 
but_orange_question.gif  Входит в РИНЦ: да but_orange_question.gif  Цитирований в РИНЦ: 2
but_orange_question.gif  Входит в ядро РИНЦ: нет but_orange_question.gif  Цитирований из ядра РИНЦ: 0
but_orange_question.gif  Норм. цитируемость по журналу:  but_orange_question.gif  Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 
but_orange_question.gif  Норм. цитируемость по направлению:  but_orange_question.gif  Дециль в рейтинге по направлению: 
 
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РУБРИКИ:
 
 
but_orange_question.gif  Рубрика OECD:  Sociology
but_orange_question.gif  Рубрика ASJC:  нет
but_orange_question.gif  Рубрика ГРНТИ:  нет
but_orange_question.gif  Специальность ВАК:  нет
 
АЛЬТМЕТРИКИ:
 
 
but_orange_question.gif  Просмотров: 35 (16) but_orange_question.gif  Загрузок: 17 (14) but_orange_question.gif  Включено в подборки: 33
but_orange_question.gif  Всего оценок: 0 but_orange_question.gif  Средняя оценка:  but_orange_question.gif  Всего отзывов: 0
 
ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
 
 
REFLECTION OF RELIGION IN SECULAR EDUCATION AS A PROBLEM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION
 
Lebedev S.D.about_author.gif1
 
 
1 National research university «Belgorod State University»
 

The article attempts to synthesize a number of theoretical principles in order to describe and further diagnose the Russian situation with the study of religion in secular education. The latter is considered as a phenomenon of intercultural communication, in which the semantic patterns of secular and religious types of culture that construct social reality are involved. An important characteristic of such communication is the asymmetry of the positions and reflective capabilities of actual cultures due to the mainstream status of secular culture. The subject of sociological study is the nature of understanding religion in the contexts of educational communication. The thesis is substantiated, according to which the problem is rooted in the “normative” approach to the study of religion at school, which traditionally assumes a holistic sense of religion, while the current situation objectively makes its perception of students multiple and changeable. This implies the need to develop and implement a sociological module of educational reflection.

 
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
 
 
1.  Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. - М.: Изд. и консалтинговая группа "Праксис", 2013.  ▼ Контекст  
2.  Белл Д. От священного к светскому // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 699-702.  ▼ Контекст  
3.  Бергер П. Понимание современности // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 127-133.  ▼ Контекст  
4.  Голицын Г. А.Петров В. Н. Социальная и культурная динамика: долговременнее тенденции (информационный подход). - М.: КомКнига, 2005.  EDN: QOEKXR  ▼ Контекст
 
go_url.png
5.  Дубин Б. Жить в России на рубеже столетий. Социологические очерки и разработки. - М.: Прогресс-Традиция, 2007.  EDN: RAYTVX  ▼ Контекст
 
go_url.png
6.  Задорин И.В.Хомякова А.П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. №3(94). С. 161-184.  EDN: MNVNOT  ▼ Контекст
 
go_url.png
7.  Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, 2004.  EDN: QTJAWD  ▼ Контекст
 
go_url.png
8.  Моль А. Социодинамика культуры. - М.: КомКнига, 2005.  EDN: QUBZVL  ▼ Контекст
 
go_url.png
9.  Мосионжник Л. А. Технология исторического мифа / отв. ред. С.Е. Эрлих. - СПб.: Нестор-История, 2012.  ▼ Контекст  
10.  Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма / под ред. Т.Г. Человенко, А.И. Мраморнова. - М.: Орел; Ливны: Изд-во Новоспасского монастыря; Издательство "Спасское дело", 2015.  EDN: WMPZRD  ▼ Контекст
 
go_url.png
11.  Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - СПб.: РХГИ, 2000.  ▼ Контекст  
12.  Социология Ядова. Методологический разговор. - М.: Новый хронограф, 2019.  ▼ Контекст  
13.  Сухоруков В. В. Существует ли консенсус относительно российского православия? // Социология религии в обществе позднего модерна. 2018. Т. 7. - С. 42-47.  EDN: ORUUSF  ▼ Контекст
 
go_url.png
14.  Тейлор Ч. Секулярный век. - М.: ББИ, 2017.  ▼ Контекст  
15.  Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М., 2008.  EDN: QOHCJV  ▼ Контекст
 
go_url.png
16.  Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. - М.: Изд-во "Весь мир", 2011.  ▼ Контекст  
17.  Шаронова С. А. Социология образования: учебное пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.  EDN: QOMHQJ  ▼ Контекст
 
go_url.png
18.  Широкалова Г. С. Федеральный закон "О образовании в Российской Федерации" и место религии в учебном процессе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 22. - С. 174-176.  EDN: QZBTET  ▼ Контекст
 
go_url.png
19.  Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. - М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003.  EDN: QOBZSZ  ▼ Контекст
 
go_url.png
20.  Эрвьё-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). - С. 254-268.  EDN: UIXFLH  ▼ Контекст
 
go_url.png
 

Полный текст:

elibrary_42580926_85753152.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация