Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

А.Н. Лещинский. Церковные разделения: (концепция религиозной ситуации как одна из основ их изучения)


Рекомендованные сообщения

109959_original.jpg

 

Лещинский Анатолий Николаевич 

профессор Казанского федерального университета

тезисы доклада на семинаре по социологии религии в МГИМО 29.01.15 г.

 

           

1. За последние три десятилетия социально-политическая и религиозная ситуация во многих регионах мира претерпела существенные изменения, особенно в странах бывшего социалистического лагеря.  В них произошел отход от навязываемой обществу моноидеологии и открылись возможности для развития мировоззренческого и идеологического плюрализма.          В религиозной ситуации стран, включая и Россию, происходят перемены, которые связаны с формированием новых отношений государства к религии и религиозным объединениям. Свобода совести, вероисповедные права стали не только декларироваться, но и гарантироваться конституциями, основными законами, специальными законами о свободе совести и вероисповеданий, нормативно-правовыми актами. В новых социальных условиях происходит активизация деятельности традиционных конфессий, которые имели в прошлом государственно-образующее и социокультурное значение. В то же время получают распространение и новые религиозные движения, а в традиционных конфессиях - независимые от них юрисдикции. В православии периодически образуются церковные организации, которые выходят из подчинения титульным поместным православным церквам и по вероучительным понятиям являются неканоническими. Происходит это в силу различных причин, в том числе и социальных. Причины появления этих юрисдикций изучались как церковными, так и светскими исследователями. Однако, на основе новой социальной обусловленности возникли и новые формы церковности, не получившие до сих пор объяснений ни в конфессиональной литературе, ни в научной. В церковно-православной лексике неканонические юрисдикции издавна именуются как "расколы" В религиоведческих публикациях все чаще называются объединениями "альтернативного православия". Своим существованием они нарушают церковное единство, выполняя дезинтегрирующую функцию, усложняя и межрелигиозные, и государственно-конфессиональные отношения.

           

2. Обзор прежних исследований и подходов к изучению церковных разделений показывает, что непосредственно проблеме церковных разделений в православии, как предмету религиоведческого анализа, посвящено незначительное число научных работ. Причем в богословских трудах превалировал обличительный подход к изучению расколов с выявлением их особенностей, их неканоничности (св. Игнатий Брянчанинов, патриарх Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), священник Даниил Сысоев, протодиакон Андрей Кураев, проф-протоиерей Владислав Цыпин). В работах светских исследователей уделялось большое внимание истории их возникновения и деятельности, их мировоззрению, отношениям к гражданской власти (А.И. Клибанов, А.И. Демьянов, Ф.И. Федоренко, А.Л. Беглов, А.К. Погасий).  

 Принципиальные аспекты проблемы оставались мало изученными в философско-религиоведческих исследованиях. Объективная характеристика социальной обусловленности церковных разделений встречается крайне редко. Отсутствует и научная типология дифференциации современного православия. В связи с возрастающим значением православия в жизни общества, исследуемая проблема, становится все более актуальной.    Таким образом, актуальность исследования связана с беспрецедентным появлением расколов в православной среде, которые по-своему отражаются на отношениях с обществом и государством. Их изучение в рамках светских научных исследований велось, но преимущественно оно было обращено в историю. Отсутствовали теоретические построения для глубокого понимания причин расколов, коренящихся в изменяющемся социуме. Социум оказывает влияние на религиозность приверженцев православия, на состояние его единства и на разделения в нём. Отсутствовала теоретическая разработка функционально-типологических особенностей современных разделений. Выяснилось, что традиционный исторический подход к их изучению, вне сомнения имеющий большую значимость, недостаточен, и в исследовании сделана попытка обратиться к новейшим теоретико-методологическим и концептуальным разработкам, обеспечивающим   системно-аналитический  подход. В нем еще одним из методологических оснований стала социально-философская и социологическая концепция религиозной ситуации.

 

3. Концепция является прежде всего теоретико-методологическая основа системного изучения религиозной жизни во всех ее связях с социумом. Её разработка предпринята  преимущественно в отечественном религиоведении и социологии религии (Р.А. Лопаткин, его ученики и последователи).   Концепция  разрабатывается на основе научных методов исследований зарубежных и отечественных философов, религиоведов и социологов религии.          Концепция имеет свой понятийно-категориальный аппарат, включающий  структурные элементы религиозной ситуации. Многим из них даются количественные и качественные характеристики, в том числе и оценочные. Главными элементами религиозной ситуации являются объект и субъект. К объекту относятся социальные условия и факторы, в которых получает развитие религиозная ситуация. К субъекту -   религиозные объединения во всем их многообразии и взаимодействии между собой и социальными явлениями. С одной стороны, социальные факторы постоянно влияют на религии, их направления и организации. Поэтому в социологии религии всегда имеется проблемное поле для исследований тех изменений, которые происходят в религии. Речь в то же время идет об изучении ее эволюции. С другой стороны, религия может влиять и влияет на общество и его сущностные характеристики.            

            Религиозная ситуация ограничивается временем и пространством. Она подвержена изменениям, в ней существуют направленность, тенденции и противоречия между ее структурными элементами, находящимися в некой системе. Многое, касающееся изменений, зависит от факторов, имеющих социальную значимость. Они же выступают в качестве детерминант. Исследователи формирующие и утверждающие концепцию религиозной ситуации выявляют множество факторов. По своему состоянию   они могут быть  объективные и субъективные, материальные и идеальные, общие и единичные, сильные и слабые и др. Конкретно к ним следует отнести внутренние и внешние политические события, положительные или негативные явления в культурной жизни, проявления экстремизма и религиозного терроризма, судебные процессы, экономические потрясения, ведущие к кризисным ситуациям в общественной жизни, политику государства, которая находит свое выражение в законодательной сфере, а также ее теоретическую и практическую основу в социальных парадигмах. В последние десятилетия на религиозную ситуацию оказывают влияние и созданные союзы государств, в частности Европейский Союз. Религиозную ситуацию вполне можно определить через понятие самоорганизующийся процесс. Однако на её состояние - устойчивости, стабильности и, наоборот, разбалансированности взаимодействующих структур может оказывать сильное влияние государственная власть. Речь здесь идет о субъективном организационном, законодательном влиянии на религиозную ситуацию со стороны государственных и общественных структур. Поэтому надо всегда иметь ввиду в какой общественно-политической системе существует религия. В концепции отмечается государственная функция управления в отношении к религии. Однако такая функция наиболее полно проявляет себя в тоталитарных государствах. Наконец, к выше перечисленным факторам необходимо отнести мировоззренческо-плюралистическую составляющую общества, а также религиозно-конфессиональное многообразие, наблюдаемое во многих странах мира.  Итак, перечисленные факторы оказывают воздействие на субъект религии, уровень его религиозности, а через него - на динамику религиозной ситуации, относительно церковных институций на их единство.

            Наряду с понятиями объект и субъект существенное  значение имеет и  понятие  - "религиозность". Среди ее типов отмечается (О.Ф. Лобазовой) протестная религиозность . Именно к таковой можно отнести приверженцев альтернативного православия. Концепция религиозной ситуации имеет не только методологическое значение, но также ксиологическое и прогностическое. Можно выделить и практическое значение концепции религиозной ситуации, так как результаты исследований на основе  ее концептуальных положений находят свое воплощение в той или иной социальной деятельности: ультурной, общественно-политической, государственной (законодательной, в сфере государственно-конфессиональных отношени). 

           

4. Философско-религиоведческая и социологическая концепция  религиозной ситуации стала одной из теоретико-методологических основ в изучении социальной обусловленности церковных разделений.Результаты более чем 25-летнего изучения изложены автором доклада в изданной   в январе 2015 года монографии "Проблема единства церкви".  В ней  впервые на основе системного анализа, концепции религиозной ситуации и методологии, принятой в социальной философии и современном религиоведении, иссле-дуются актуальные проблемы единства церкви и вопросы церковных разделений. Большое внимание уделяется исследованию факторов, влияющих на возникновение церковных дифференциаций. В книге дается характеристика современного состояния и распространения православия в мире, представлена авторская типологизация церковных разделений. Выявлено четыре типа: церкви  Вселенского православия, параллельные структуры, объединения адьтернативного православия с шестью подтипами - дореформенные, эмигрантские, катакомбные, истинно-православные, автокефалистские, реформированные, наконец, тип историческое сектантство.

             Не исключая исторических материалов, уделяется большое внимание и современному состоянию объединений альтернативного православия. Материалы монографии, могут быть теоретико-методологической основой для дальнейшей научно-исследовательской работы в области изучения Вселенского православия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация