Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Микрюков В. Приказ и молитва: Почему в окопах нет атеистов


Рекомендованные сообщения

Приказ и молитва

Почему в окопах нет атеистов

Последние годы характеризуются некоторым ослаблением влияния и авторитета традиционных форм веры, появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, сект, которые далеко не всегда несут добро, мир, справедливость. Как это отражается на состоянии духа защитников Отечества?

«Русский народ – религиозный по своему типу и по своей душевной структуре, – утверждал великий русский мыслитель Николай Бердяев. – Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Русские атеизм, материализм приобретали религиозную окраску. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божией правды, искать смысла жизни».

 При вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан не были учтены особенности менталитета местных жителей. И американские советники сумели внушить афганским муллам мысль, будто шурави оскверняют веру

Известно выражение «народ-богоносец». Не случайно триединая русская ценность – вера, царь и Отечество – начинается с первой. Этой верой является православие, которое наиболее полно соответствует русскому менталитету, противоречивой и сложной душе. Это проявляется и в службе.

Русские воины воевали во славу Божию и ради защиты своего Отечества, не ища собственной славы. Русский солдат никогда не сражался за деньги. В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

«Все это сообщает войнам, веденным Россией, характер совершенно отличный от войн, веденных другими народами, и придает им отпечаток той высшей гуманности, за которую на этом свете не существует человеческой награды, – указывает военный историк А. Керсновский. – Ведя эти войны, Россия выполняла свою задачу – задачу «Божией рати лучшего воина» – многовековой непрерывный крестовый поход. Француз умирал за славу, за белое знамя, за императора и просто за прекрасную Францию. Англичанин погибал на краю света «за все большую Британию» и лил во славу старой Англии свою кровь во все моря земного шара… Русский офицер и русский солдат полагали свою душу «за други своя». Со смертью каждого из них словно одной звездочкой становилось больше на небе. И если бы удалось собрать в один сосуд всю кровь, пролитую ими на протяжении веков на полях Германии и Франции, Галиции и Польши, в горах Болгарии и Армении, то единственной надписью на этой чаше могло бы быть: «Не нам, не нам, а Имени Твоему».

Христианская Россия причислила к лику святых Александра Невского, его сына Даниила Московского, Дмитрия Донского. К святому российскому воинству принадлежат князья Щеня и Михаил Воротынский. К лику святых причислен адмирал Федор Ушаков, не проигравший ни одного морского сражения и всегда шедший на бой с православными иконами. «Светлейшими князьями» являются Суворов и Кутузов. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I награжден орденом Трудового Красного Знамени за свой вклад в победу над фашистской Германией, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Но все это наше прошлое. А сегодня? Почему в современной России, несмотря на всплеск религиозных течений, наблюдается дефицит истинной веры?

 

Самоубийство во спасение?

04-03.jpg

С началом перестройки (середина 80-х годов прошлого века) россиянам навязывалась чуждая мораль: «Деньги не пахнут», «Каждый сам за себя», «Выживает сильнейший». Из народной души вытравлялись сострадание, целомудрие, стремление помочь ближнему, любовь к Отечеству. В стране стала складываться антирелигиозная культура. Извращения в виде лесбиянства, педерастии, мазохизма становились признаком «элитарности». Произошел резкий рост сатанинских, оккультных движений. И все в угоду толерантности, а по существу это было попрание всех норм морали и этики.

Пришедшая в 1991-м демократия «освободила» народ. Ему было позволено исповедовать любое вероучение. Более того, критика любых сектантских течений пресекалась, их противники объявлялись мракобесами и преследовались. В результате в России нашли благодатную почву всевозможные культы и секты.

По самым скромным подсчетам, в настоящее время в стране действуют 1500–2000 сект, в которых более 800 тысяч активных членов. В различные культовые новообразования вовлечены от трех до пяти миллионов человек, 70 процентов из них молодежь от 18 до 27 ле, 80 процентов адептов с высшим и средним образованием, около миллиона студентов. От действий сект только за последние десять лет пострадали несколько десятков тысяч россиян, разрушено 250 тысяч семей.

Особую опасность представляют тоталитарные секты. К наиболее известным из тех, что действуют на территории России, можно отнести следующие: церковь унификации (мунистов), церковь сайентологии (дианектика, Хаббард-колледжи, Нарконон), церковь сатаны, Международное общество сознания Кришны, свидетели Иеговы, «Аум Синрикё», «Богородичный центр», «Белое Братство», «Дети Бога» («Семья любви») и ряд других.

Все они строятся вокруг тоталитарного лидера и целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, меняют их самосознание, обрывают связи с близкими и родными. Человек, попавший в их сети, лишается права что-либо делать без указания главы секты и даже думать иначе, чем мыслят ее адепты. Для этого существует отработанный механизм подавления волевой и мыслительной деятельности.

В вероучениях ряда сект, действующих в России, содержатся призывы к убийству и самоубийству, их поощрение. Так, например, кодекс чести саентолога, члена секты, основанной Р. Хаббардом, снимает запреты на убийство и самоубийство: «Никогда не бойтесь причинить вред другому по справедливой причине», «Ваше самоопределение и ваша честь являются более важными, чем ваша текущая жизнь», «Ваша целостность важнее, чем ваше тело». То же проповедуется в книгах Береславского, руководителя секты «Богородичный центр»: «Нельзя ни минуты работать на себя, желать что-то для себя. Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, к которой призывает Господь».

Членам секты Муна по отношению к родителям дается установка использовать их максимально как «питательное вещество, ингредиенты, удобрение». В книге Береславского родители характеризуются следующим образом: «Земная мать – прообраз дьяволицы. Земной отец – прообраз сатаны. Демоны действуют через мать. Она забирает у сына энергию. Он ходит трупом, а кровавая его ведьма убивает мир. Прошлое подлежит тотальному отречению, полному проклятию с его культурой, идеалами, философиями и утопиями...» Неудивительно, что следствием такого отношения к родителям становятся жестокие преступления. Адепт одной из сект в Подмосковье совершил зверское убийство своей матери и бабушки с последующим расчленением трупов.

Опасность тоталитарных сект еще и в том, что у родственников, уведенных в секту (их родителей, детей, супругов), часто возникают длительные стрессовые реакции на фактическую потерю родных и близких. Особенно тяжело это сказывается на детях. Они, будучи брошенными завербованными в секты родителями, обречены на тяжелые психические травмы.

Применение некоторыми сектами гипноза, психотропных средств в отношении своих членов позволяет их руководителям добиться необратимого зомбирования адептов. Около ста тысяч пожилых россиян под внушением тоталитарных сект продали свои городские квартиры и, отдав полученные деньги «учителям», уехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медицинской помощью.

Проведенные в разных странах государственные экспертизы показали разрушительное действие тоталитарных сект на организм человека и его психику. Это нашло отражение в судебных протоколах: тяжелые душевные расстройства, доходящие до суицида, непоправимый вред здоровью вплоть до летальных исходов.

По данным МВД России, многие тоталитарные секты имеют сильную криминогенную направленность. В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. Сербского находятся лица, совершившие общественно опасные деяния, связанные с идеями таких вероучений.

Цель всех сект – не только завербовать ничего не подозревающих людей, но и прийти к власти в государстве. Они не стремятся к немедленной прибыли, а вкладывают средства, наращивают влияние и даже готовы к захвату власти. Поэтому угрожают не только отдельным людям, но и стране в целом. Особую опасность представляют вербовщики из запрещенного в России ИГ, которые используя псевдорелигию магометанского толка, ничего общего не имеющую с традиционным исламом, поставляют пушечное мясо для этой террористической организации. По оценкам МВД, сейчас в рядах боевиков ИГ числятся несколько тысяч россиян.

Положение усугубляется духовным кризисом современного Запада, который, в свое время поддавшись торгашескому азарту, променял Библию на кодекс прав и свобод человека, истощив в итоге до последнего предела и духовный ресурс. Поэтому российским священнослужителям приходится сражаться с воинствующими псевдорелигиозными движениями, сатанинскими организациями, оккультными обществами, сектантами всех мастей. Исход этой битвы имеет огромное значение для будущего России, ее силы и жизнеспособности. Применительно к современным отечественным реалиям, как никогда, актуальны слова Г. Плеханова: «...наступила такая пора, когда невнимательное отношение к религиозным вопросам может повести за собой весьма печальные последствия. О религии нужно теперь думать и говорить очень серьезно».

 

Цена невежества

Правовыми основами взаимодействия армии и религии являются Конституция РФ, федеральные законы «Об обороне», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе». Однако на сегодня в механизме реализации прав верующих военнослужащих, прописанных действующими документами военного ведомства, преобладают декларативные положения общего характера, которые в жизни могут быть интерпретированы различным образом. В результате, по утверждению кандидата философских наук В. Балабушевича, «права верующих (а в равной степени и неверующих) военнослужащих в Российской армии зависят прежде всего от командира, его мировоззренческих предпочтений, религиозных симпатий или антипатий. Да и сам командир чаще всего не имеет четкого представления о своих правах и обязанностях в реализации свободы совести в специфических условиях воинской деятельности. Согласно правовым законам военнослужащий вправе не только исповедовать любую религию, но и не исповедовать никакой. Но если в советское время не всегда «комфортно» чувствовал себя в армейских условиях верующий человек, то в Российской армии сегодня не очень-то «уютно» военнослужащему, имеющему атеистические убеждения».

Россия – страна полиэтническая (около 150 этносов) и многоконфессиональная (свыше 70 религиозных течений). Конфессиональный плюрализм стал важной отличительной чертой современной религиозной ситуации. Однако военное командование, как правило, проявляет сдержанность в развитии сотрудничества с другими, помимо Русской православной церкви, религиозными объединениями – исламскими, буддистскими, иудейскими.

Серьезным препятствием для оптимизации всего комплекса военно-религиозных отношений является, увы, необразованность большинства командиров в сфере религии. Можно согласиться с профессором Ю. Носковым, что «это обстоятельство не вина нашего современного офицерского корпуса, просто прежняя система образования и воспитания не включала в себя всех этих теперь ставших нужными знаний». Проблема, таким образом, заключается в том, что военный руководитель обязан ими обладать. Религиоведческое образование офицера здесь выступает в качестве неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки. Невежество командиров и их заместителей по воспитательной работе часто становится причиной невольного оскорбления как чувств верующих подчиненных, так и мировоззренческих принципов военнослужащих-атеистов.

Сама по себе религиозность не обусловливает нравственности и совестливости. Среди верующих, как и среди атеистов, были, есть и будут эгоисты и альтруисты, грешники и праведники, пессимисты и оптимисты, трусы и храбрецы, подлецы и герои. Поэтому воспитательную работу в Вооруженных Силах необходимо проводить со всеми категориями военнослужащих независимо от их индивидуального отношения к религии (но, естественно, с учетом этого отношения).

Воспитательный потенциал религии недопустимо игнорировать, но нельзя и преувеличивать. Его актуализация требует серьезной религиоведческой подготовки командиров всех степеней и работников воспитательных структур. Кроме того, для борьбы с сектами необходимо обеспечить профилактику вовлечения в них всего населения путем законодательного ограничения и запрещения их деятельности.

К сожалению, религиозное невежество военно-политического руководства дорого обходится государству. Это наглядно продемонстрировала война в Афганистане (1979–1989), когда при вводе ограниченного контингента советских войск не были учтены особенности менталитета местных жителей, в том числе исповедуемых ими религий, прежде всего господствующей – суннизма. Американские советники сумели внушить афганским муллам мысль о том, что шурави оскверняют веру, и это послужило поводом к объявлению джихада (священной войны).

В немалой степени причины неудач России в первой чеченской войне (1994–1996) кроются в том же пресловутом факторе. Многие из тех, кто входил во властные структуры Чечни в то время, были приверженцами ваххабизма – исламского религиозно-политического движения, проповедующего крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим и оправдывающего их убийство. Ваххабитам удалось привлечь местных жителей к джихаду.

Однако уже во второй чеченской войне «религиозная ошибка» была исправлена. Было учтено, что большинство чеченцев не вполне «дружелюбно» относятся к ваххабизму. В результате продуманной работы на сторону федеральных сил перешли многие чеченцы, сражавшиеся против российских войск в первой чеченской войне, в том числе и муфтий Ахмад Кадыров. Это во многом способствовало установлению мира в Чечне.

Сегодня религиозный фактор играет еще большую роль в непрекращающихся войнах в Сирии, Ливии, Ираке, Афганистане. Открытый на Ближнем и Среднем Востоке западными странами во главе с США ящик Пандоры оказался наполнен всякого рода непримиримыми религиозными движениями, течениями, сектами. И мы видим в этом регионе ожесточенные схватки исламистов с христианами, исламистов с исламистами, исламистов с иудаистами.

Все это настоятельно требует от российского военного руководства учитывать особенности различных верований, распространенных на Ближнем и Среднем Востоке, в интересах обеспечения безопасности наших военнослужащих, выполняющих там боевые задачи.

Пусть это не покажется мелочью, но необходимо обязательно учитывать особенности Рамадана – месяца обязательного для мусульман поста, а также праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, необходимость совершения ежедневной пятикратной молитвы (намаза) и др. Причем не только у противников и союзников, но и в собственной армии. Ведь в России более 20 миллионов мусульман. Ислам у нас является такой же нормальной и традиционной цивилизационной платформой, как православие, исторически обе религии доказали взаимную толерантность. Об этом нельзя забывать при работе с личным составом. Однако как уже отмечалось, основное внимание военного руководства России направлено на учет особенностей христианской веры, причем только одной из его ветвей, а именно – православия.

«В окопах нет атеистов», – утверждал капеллан армии США У. Каммингс. Он был прав. Речь не только о страхе смерти. От того, какую религию исповедует твой враг, союзник, солдат, может зависеть исход сражения. Поэтому при планировании военных операций просто нельзя не учитывать религиозный фактор. В таком случае за полководцем будет стоять авторитет Бога, а мужество воинов усилится учением о бессмертии, воздаянии павшим в бою.

В Первой мировой солдат шел под пули за веру, царя и Отечество. В Великую Отечественную командиры и политруки поднимали в атаку призывом «За Сталина, за Родину». Сегодня мобилизующие на подвиг слова, другие символы духа, возможно, еще только рождаются, кристаллизуются в армейской среде. Одно бесспорно: человек в погонах ни за какие коврижки не пойдет в бой за чуждые ему моральные ценности, за интересы олигархии.

 
Василий Микрюков,
доктор педагогических наук, член Академии военных наук РФ

Опубликовано в выпуске № 23 (638) за 22 июня 2016 года
 

 

Источник: http://vpk-news.ru/articles/31127

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация