Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Гайдуков А.В., Скачкова Е.Ю «СЛАВЯНСКАЯ» СИМВОЛИКА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЯЗЫЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА


Рекомендованные сообщения


ГАЙДУКОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ, СКАЧКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский
Том: 10 Год: 2021 Страницы: 83-89
ЖУРНАЛ:
     
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО МОДЕРНА
Учредители: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Институт Общественных наук Белграда, Российское общество социологов
ISSN: 2411-2089
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
     
СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО, НОВОЕ ЯЗЫЧЕСТВО, НЕОЯЗЫЧЕСТВО, РОДНОВЕРИЕ, СЛАВЯНСКАЯ СИМВОЛИКА, СЕМИОТИКА РЕЛИГИИ, СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
АННОТАЦИЯ:
     
В работе анализируются результаты исследований, посвященных славянской символике, обеспечивающей социализацию индивиду в субкультуре славянского нового язычества. Отсутствие прописанной догматики и обрядности в родноверии позволяет отличать «своего» от «чужого» по внешним признакам, к которым относятся костюмный комплекс, элементы одежды, атрибутика, а также нанесённые на них символы, понимаемые в данной субкультуре как «славянские». Особенности узоров и их трактовки могут определить включённость индивида в конкретное объединение и подверженность влиянию определенных идеологов. Проведённые опросы родноверов выявили наибольшую распространённость нескольких символов и их разновидностей, которые, не смотря на их новизну, не только воспринимаются как «древние» самими неоязычниками, но и массово производятся в индустрии сакральных товаров. При этом производители и продавцы также указывают на древность новой символики, формируя целевую потребительскую аудиторию для сбыта своих товаров.

 

GAIDUKOV ALEXEY VICTOROVICH, SKACHKOVA HELENA YURIEVNA
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia
     
The paper analyzes the results of research on Slavic symbolism, which provides socialization to the individual in the subculture of Slavic neopaganism. The absence of prescribed dogmata and rituals in Rodnoverie allows one to distinguish “in-group” from “out-group” by external features, which include a costume complex, elements of clothing, paraphernalia, as well as symbols applied to them, understood in this subculture as “Slavic”. Features of patterns and their interpretation can determine the involvement of an individual in a particular association and susceptibility to the influence of certain ideologues. The conducted polls of native believers revealed the greatest prevalence of several symbols and their varieties, which, despite their novelty, are not only perceived as "ancient" by the neo-pagans themselves, but are also massively produced in the industry of sacred goods. At the same time, manufacturers and sellers also point to the antiquity of the new symbolism, forming a target consumer audience for the sale of their goods.

     
Keywords: SLAVIC PAGANISM, NEW PAGANISM, NEO-PAGANISM, RODNOVERIE (SLAVIC NATIVE FAITH), SLAVIC SYMBOLISM, SEMIOTICS OF RELIGION, SOCIOLOGY OF RELIGION, RELIGIOUS IDENTITY

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
     
1.     Гайдуков А.В., Скачкова Е.Ю. Одежда и священные знаки в воззрениях современных родноверов (по материалам социологического исследования) // Знаки и знаковые системы народной культуры-2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29-30 ноября 2019 г. Санкт-Петербург. СПб., 2019. С. 282-293.  EDN: QDPLKW  

2.     Гайдуков А.В. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социология и антропологический анализ / под ред. В. Костюшева. СПб.: Институт социологии РАН СПб. Филиал; Норма, 1999. С. 25-51.  EDN: TTAZDD 

3.     Гайдуков А.В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Монография / под ред. Р.В. Шиженского. Н. Новгород: Мининский Университет, Типография Поволжье, 2016. С. 24-46.  EDN: WXIBRN    

4.     Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: Искусство - СПБ, 2000. 704 с.  
5.     Прилуцкий А.М. Образ "чужого" как предмет мифологической семиотизации // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. С. 67-73.  EDN: TRPHNN  

6.     Прилуцкий А. М. Семиотика религии. СПб: Издательский дом "Инкери", 2007. 220 с.  EDN: PCQVLA  

7.     Филиппов Г.Г. К проблеме двоеверия. Историографический анализ // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2004. №27. С. 92-97.  EDN: PFYTND  

8.     Хамайко Н. Древнерусское "двоеверие": происхождение, содержание и адекватность термина // Ruthenica. - К.: Iнститут iсторiї України НАН України, 2007. № 6. С. 86-114.    
9.     Шиженский Р.В. "Родноверческий оберег": погружение в языческую традицию XXI века / Р.В. Шиженский, Е.С. Суровегина // Научное мнение. 2017. № 12. С.11-16.  EDN: ZXOXLX    

10.     Шиженский Р.В. "Я язычник!" - к вопросу о самоопределении прозелитов славянского pagan-движения (на примере ярославской общины "Велесово урочище") // Народы и религии Евразии. Вып. 7. Барнаул, 2014. С. 188-200.  EDN: SENCPH  

«СЛАВЯНСКАЯ» СИМВОЛИКА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ.pdf

Изменено пользователем Batashov Sergey
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация