Перейти к содержимому
Татьяна Матвеевна Громыко Подробнее... ×
Обращение Главного научного сотрудника Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Е.Б. Рашковского Подробнее... ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал
Victor

Скрыльников П. Армянские революционеры пришли за католикосом

Рекомендованные сообщения

Армянские революционеры пришли за католикосом

В Ереване требуют, чтобы Гарегин II сложил сан

 

армения, католикос гарегин второй, священники, протестыФото сайта wikipedia.org

В Армении, где политика в последние месяцы переместилась из кабинетов на улицы, возобновляются митинги с требованиями отставки должностных лиц. Однако на сей раз протестующие, собравшиеся в Ереване во дворах церквей Сурб Катохике и Сурб Анна, потребовали, чтобы сан с себя сложил католикос Армянской апостольской церкви (ААЦ) Гарегин II (Нерсисян).

Ответом на требования митингующих стало заявление главы пресс-канцелярии католикосата священника Ваграма Меликяна, который от имени Гарегина II предложил протестующим встретиться с ним в патриаршей резиденции в Эчмиадзине. «В ходе встречи группа демонстрантов сможет лично выразить свою озабоченность католикосу», – написал Меликян на своей странице в Facebook. Однако призывы низложить Гарегина II звучали в общем хоре недовольных элитой Армении протестующих и ранее.

Казалось, что избрание Никола Пашиняна премьер-министром государства и его встречи с католикосом разрядят обстановку. Но оппозиционеры продолжают воспринимать Гарегина II не столько как главу церкви, сколько как влиятельного политика, связанного с экс-президентом и несостоявшимся премьером Сержем Саргсяном. С этим согласен армянский политолог Степан Даниэлян: «К католикосу очень много претензий. Во-первых, это сотрудничество с властями. Во-вторых, незаконный бизнес. О бизнесе детей католикоса написано немало статей. В-третьих, Гарегин II, являющийся католикосом с 1999 года, еще ни разу не дал публичной пресс-конференции, не попытался ответить на накопившиеся в обществе вопросы. Это закрытый, теневой человек, у которого нет авторитета. Он замешан в бизнес-связях, как и его брат в Москве (речь идет об архиепископе Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ Езрасе (Нерсисяне). – «НГ»)», – сказал «НГ» эксперт.

Приглашение протестующих к диалогу в патриаршей резиденции, таким образом – один из первых случаев прямого диалога католикоса с его противниками в обществе. Президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян сказал «НГ»: «Среди протестующих есть и обычные граждане, и духовные лица, которые недовольны ситуацией в ААЦ. Я разделяю то мнение, что наши церковные иерархи в последние годы были вовлечены в негативные явления, присущие олигархическому режиму в Армении, они достаточно активно занимались бизнесом, и происходило некое сращивание бюрократически-олигархического аппарата с церковными структурами. Это периодически вызывало недовольство как внутри церкви, так и – шире – в обществе, и на волне революционных протестов последней недели не может быть не затронут какой-либо институт. Мне трудно предсказать дальнейшее развитие событий, но полагаю, что государство в лице нового правительства постарается дистанцироваться от этого и оставит решение внутрицерковных проблем самой церкви – тем более что в ней есть разные течения и разные мнения».

Участие священников в протестах косвенно подтверждает и страница Эчмиадзинского монастыря в Facebook: «Горестно, что упомянутый процесс протеста поощряют отдельные лица, которые, исходя из личных интересов, пытаются бросить тень на признанный каждым из нас и имеющий жизненное значение этот вклад, препятствуя молитвенной жизни святой церкви и становясь соблазном для добродушных верующих. Нам особенно жаль, что выступают также люди, у которых когда-то была возможность в своем служении поднять голос и поспособствовать разрешению проблем. Вопросы внутренней жизни нашей церкви разрешаются согласно узаконенной многовековой процедуре, через церковные канонические органы», – гласит опубликованное 6 июня заявление собрания братии монастыря.

Взаимоотношения самостоятельных частей ААЦ – Киликийского, Константинопольского и Иерусалимского католикосатов – в последнее время стали, по мнению Даниэляна, натянутыми, а негативное отношение к Гарегину II разделяет и диаспора за пределами страны. Но главное – антирейтинг католикоса распространяется в последнее время и на всю церковь. «Есть в церкви и более одиозные фигуры – например, архиепископ Араратской патриаршей епархии Навасард Кчоян. Есть и другие епископы», – говорит Даниэлян. До весенних событий власть в Армении была крайне непопулярна, при этом церковь стала восприниматься как ее «служанка», а католикос – как одиозный «олигарх». Кроме того, считает политолог, большое количество священнослужителей было низложено из-за политических разногласий с Гарегином II. Усугубляет кризис церковно-общественного диалога и то, что консервативные противники Гарегина в священноначалии тоже не пользуются большой популярностью. «Их главные лозунги – против сектантов, атеистов и так далее – воспринимаются даже более негативно, чем католикос», – считает Даниэлян. 

 

Источник: http://www.ng.ru/faith/2018-06-08/2_7242_armenia.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×

Важная информация