Jump to content
С Днём Религиоведа! ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Скрыльников П. Армянские революционеры пришли за католикосом


Recommended Posts

Армянские революционеры пришли за католикосом

В Ереване требуют, чтобы Гарегин II сложил сан

 

армения, католикос гарегин второй, священники, протестыФото сайта wikipedia.org

В Армении, где политика в последние месяцы переместилась из кабинетов на улицы, возобновляются митинги с требованиями отставки должностных лиц. Однако на сей раз протестующие, собравшиеся в Ереване во дворах церквей Сурб Катохике и Сурб Анна, потребовали, чтобы сан с себя сложил католикос Армянской апостольской церкви (ААЦ) Гарегин II (Нерсисян).

Ответом на требования митингующих стало заявление главы пресс-канцелярии католикосата священника Ваграма Меликяна, который от имени Гарегина II предложил протестующим встретиться с ним в патриаршей резиденции в Эчмиадзине. «В ходе встречи группа демонстрантов сможет лично выразить свою озабоченность католикосу», – написал Меликян на своей странице в Facebook. Однако призывы низложить Гарегина II звучали в общем хоре недовольных элитой Армении протестующих и ранее.

Казалось, что избрание Никола Пашиняна премьер-министром государства и его встречи с католикосом разрядят обстановку. Но оппозиционеры продолжают воспринимать Гарегина II не столько как главу церкви, сколько как влиятельного политика, связанного с экс-президентом и несостоявшимся премьером Сержем Саргсяном. С этим согласен армянский политолог Степан Даниэлян: «К католикосу очень много претензий. Во-первых, это сотрудничество с властями. Во-вторых, незаконный бизнес. О бизнесе детей католикоса написано немало статей. В-третьих, Гарегин II, являющийся католикосом с 1999 года, еще ни разу не дал публичной пресс-конференции, не попытался ответить на накопившиеся в обществе вопросы. Это закрытый, теневой человек, у которого нет авторитета. Он замешан в бизнес-связях, как и его брат в Москве (речь идет об архиепископе Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ Езрасе (Нерсисяне). – «НГ»)», – сказал «НГ» эксперт.

Приглашение протестующих к диалогу в патриаршей резиденции, таким образом – один из первых случаев прямого диалога католикоса с его противниками в обществе. Президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян сказал «НГ»: «Среди протестующих есть и обычные граждане, и духовные лица, которые недовольны ситуацией в ААЦ. Я разделяю то мнение, что наши церковные иерархи в последние годы были вовлечены в негативные явления, присущие олигархическому режиму в Армении, они достаточно активно занимались бизнесом, и происходило некое сращивание бюрократически-олигархического аппарата с церковными структурами. Это периодически вызывало недовольство как внутри церкви, так и – шире – в обществе, и на волне революционных протестов последней недели не может быть не затронут какой-либо институт. Мне трудно предсказать дальнейшее развитие событий, но полагаю, что государство в лице нового правительства постарается дистанцироваться от этого и оставит решение внутрицерковных проблем самой церкви – тем более что в ней есть разные течения и разные мнения».

Участие священников в протестах косвенно подтверждает и страница Эчмиадзинского монастыря в Facebook: «Горестно, что упомянутый процесс протеста поощряют отдельные лица, которые, исходя из личных интересов, пытаются бросить тень на признанный каждым из нас и имеющий жизненное значение этот вклад, препятствуя молитвенной жизни святой церкви и становясь соблазном для добродушных верующих. Нам особенно жаль, что выступают также люди, у которых когда-то была возможность в своем служении поднять голос и поспособствовать разрешению проблем. Вопросы внутренней жизни нашей церкви разрешаются согласно узаконенной многовековой процедуре, через церковные канонические органы», – гласит опубликованное 6 июня заявление собрания братии монастыря.

Взаимоотношения самостоятельных частей ААЦ – Киликийского, Константинопольского и Иерусалимского католикосатов – в последнее время стали, по мнению Даниэляна, натянутыми, а негативное отношение к Гарегину II разделяет и диаспора за пределами страны. Но главное – антирейтинг католикоса распространяется в последнее время и на всю церковь. «Есть в церкви и более одиозные фигуры – например, архиепископ Араратской патриаршей епархии Навасард Кчоян. Есть и другие епископы», – говорит Даниэлян. До весенних событий власть в Армении была крайне непопулярна, при этом церковь стала восприниматься как ее «служанка», а католикос – как одиозный «олигарх». Кроме того, считает политолог, большое количество священнослужителей было низложено из-за политических разногласий с Гарегином II. Усугубляет кризис церковно-общественного диалога и то, что консервативные противники Гарегина в священноначалии тоже не пользуются большой популярностью. «Их главные лозунги – против сектантов, атеистов и так далее – воспринимаются даже более негативно, чем католикос», – считает Даниэлян. 

 

Источник: http://www.ng.ru/faith/2018-06-08/2_7242_armenia.html

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information