Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Петрович Сл., Благоевич М. Глобализация и душевное здоровье: кто-нибудь еще вспоминает про душу?


Recommended Posts

По согласованию с авторами публикуем текст (препринт) выступления на конференции Сл. Петровича и М. Благоевича

 

Слободан Петрович, Сербия

Мирко Благоевич, Сербия

 

Глобализация и душевное здоровье: кто-нибудь еще вспоминает про душу?

(перевод текст С. Драгович)

 

 

В данном сообщении, представляющем точку зрения психиатра, занимающегося проблемами психического здоровья населения в местном сообществе, будет рассмотрено понимание проблематики душевного здоровья индивида в современных условиях. Не преследуя цель представить всеобъемлющий обзор, основанный  на статистических данных, мы рассматриваем данную тематику с  использованием эклектического подхода и подразумевая наличие  общего согласия  в понимании значения терминов «глобализация», «душевное здоровье и  болезнь», включая понятие „ментальное“ в качестве соотносительного с понятием «душевное». В  данной статье  мы попытаемся сделать обзор мнений некоторых авторов, занимающихся этой проблематикой, и представить собственное понимание указанной темы. Данная работа представляет собой короткий тематический обзор.    

 

В одном из прошлогодних  выпусков журнала Психолог“ автор Росс Уайт в тексте „Глобализация душевных заболеваний“  обсуждая проблематику душевных заболеваний  в контексте  их распространения, отмечает, что себестоимость смертности и инвалидности, вызванных данной категорией заболеваний, показывает значительный рост. После рассмотрения многочисленных аспектов данных вопросов, в том числе проблем, связанных с критериями диагностики, роли биологической психиатрии и важности транскультурной психиатрии для понимания множества аспектов данного вопроса, автор указывает на  вредное влияние  "западной концептуализации " в понимании  и оценке психического здоровья  в глобальном масштабе. В связи с этим автор далее отмечает, что "глобализационная концепция психических заболеваний может принести больше вреда, чем пользы“, учитывая значительное неравенство между странами с высоким уровнем  доходов и странами с низкими средним уровнем. 

        

Далее автор говорит о необходимости междисциплинарного сотрудничества специалистов различных профессий, занимающихся защитой психического здоровья, социологов и антропологов, с критическим анализом опасностей, вытекающих из возможности манипуляции при понимании многочисленных корреляций между культурными феноменами и понятиями психического заболевания в рамках процесса быстрой глобализации, которая затрагивает все части нашей " планетарной цивилизации ".

В своем заключении автор подчеркивает, что "вместо глобализации психических заболеваний, целью должно являться  продвижение глобального психического здоровья. (White R.  The globalisation of mental illnes; Psychologist, 26,3., 182-185.,2013.)

В позиции  автора прослеживается, косвенно, согласие с  общепринятым мнением западной медицины, что нынешний процесс глобализации в данной области является источником прогресса, но и источником некоторых противоречий, которые такой процесс несет с собой. С другой стороны, следует отметить, что Всемирная организация здравоохранения через специализированные информационные бюллетени, еще в начале первого десятилетия нынешнего века, констатировала растущее значение психических заболеваний, в особенности - депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, количества суицидов. ( National Statistics: Nicola S. et all: Psychiatric morbiditz among adult living in private housholds, 2000): Dowrick C. Et all: From epidemiologgy to intervention for deopressive disorders in the general population. The ODIN study, Wold psychiatry1.3.,2002, 169-174). Учитывая наличие данных обстоятельств в процессе глобализации, общехарактерном для всего мирового сообщества, на психиатрию неизбежно влияет множество факторов, которые преломляются через триаду: 1) укрепление глобального коллективного сознания 2) повышение осведомленности об экономическом неравенстве в качестве важного фактора психического здоровья, 3) массовое распространение психиатрических знаний. (Bhugra D, Mastrogianni A. Globalisation and mental disorders. Br J Psychiatry 2004; 184:10-20.) С этой точки зрения, у психиатрической социологии в будущем будет возможность рассматривать все возможные аспекты (Опалић П.:  Психијатријска социологија, 2008), в корреляции с которыми находятся как психиатрическое знание, так и метод его функционирования в постмодерном, разрозненном обществе, которое принимает форму тоталитарной машины для контроля и управления человеком.

В конце последнего десятилетия ХХ века, в своем анализе антропологической перспективы и процессов, происходящих в некоторых местных сообществ, Марк Оже указывает, что основные характеристики постмодернистской эпохи и мондиализации представлены такими явлениями, как: а) накопление событий, в связи с чем "история с трудом может быть понята"; б) накопление образов, которые "сужают мировое пространство до размеров индивидов" ; и в) накопление индивидуального опыта, приводящего к "одиночеству" вследствие мондиализации  и "конца идеологий". (цитата: Фабијети У., Малигети Р., Матера В.,: «Увод у антропологију – од локалног до глобалног», 2002, стр 250).

Так что же происходит с человеком, который предоставлен сам себе в водовороте глобализации, как это сказывается на его духовной жизни и основном оплоте его индивидуальности – его личности? Ответ на такой сложный вопрос – неоднозначен  и относится к многочисленным научным дисциплинам. Однако, ответы, если они вообще могут быть даны через объяснения и толкования, конечно, не устранят чувство незащищенности, одиночества, сосредоточенности на самом себе и снисходительное отношение к явной или закамуфлированной манипуляции, которая стала основной формой взаимодействия общества и человека. С этой точки зрения, стресс стал естественной частью нашей жизни, а эгоцентричность и гедонистический образ жизни – наиболее подходящей формой защиты, тем более что они поддерживаются потребительской ментальностью и непрерывным воспроизводством "идеи прибыли" в процессе все убыстряющегося технологического прогресса.

 

Говоря о понятиях личности и идентичности, хотим подчеркнуть важность осознанности, которая несмотря на упомянутое выше все усиливающееся влияние технологического прогресса, продолжает сохранять свое основное содержание, как в индивидуальном, так и в более широком культурном и национальном планах. Поэтому процессы глобализации, как наднациональная и надперсональная концепция, в основе которой лежат разрушительные намерения, имеют  своей целью "изменение" личности, ее идентичности и сознания как объединяющей функции, включающей  в себя все вышеупомянутые аспекты.

Учитывая тот факт, что личность в своей динамической сфере функционирования опирается на систему психологической опоры, (Бергер Ј.; Психолошки потпорни систем, Часопис за клиничку психологију и социјалну патологију, 1,1-2,1994., 85-103) что достигается за счет опоры на тело, чувство принадлежности, способность мышления и формирование ценностных ориентации, процессы глобализации во всех своих формах, особенно в ментальной, систематически приводят к разрушению, и обезличиванию психологических основ личности, которая постепенно сводится к  уровню потребителя, потребности которого систематически формируются системой экономической глобализации.

 

Однако еще более агрессивной и разрушительной является глобализация на ментальном уровне - электронные средства массовой информации способствуют "интенсивному распространению информации, картин и моделей жизни", что, как правило, приводит к полной дезориентации и ломает все рамки сознания.  (Ticać I. Peronalistička etika kao odgovor na izazove globalizacije Filozodska istraživanja, 2009., 29, 1, 107-118). Глобализация, безусловно, несет ощущение стремительности и неудержимости на своем пути к разрушению – уничтожению традиционных ценностей, так как именно это является  механизмом, приводящим к разрушению ценностных основ уже деградированного "ценностного содержания мира" в глобализации (Крецуљ ДП, Марић Ј.Д : Светско друштво ризика и глобализација, зборник "Наука, религија, друштво", 2002, 100).

Именно поэтому постмодернистской идентичности, бесформенной, бессмысленной, деградированной, оставленной на произвол СМИ и других видов манипуляции, противостоять может только  личность, противопоставляя ей свои основные свойства, заключенные в системе ценностей, выраженной через веру, предназначение и надежду. Опору, особое место и роль в этой бескомпромиссной борьбе против уничтожения представляет религиозная сущность человека.

И поэтому, вопреки подавлению, имеющему место в опыте сербского народа, отрицанию важности религии, религиозная принадлежность снова становится предметом более интенсивного научного исследования и рассмотрения с различных точек зрения. Что касается соотношения психического здоровья и религиозного потенциала, можно отметить, что именно это является точкой опоры, на которую постмодернистская личность, со всеми своими противоречиями, может опереться при решении ряда дилемм, с которыми она сталкивается, пытаясь объяснить и понять современный смысл своего существования.

Психиатрия, как прикладная  система медицинских знаний, занимаясь в клиническом смысле, прежде всего психопатологией, а затем и терапевтическим подходом, также выделяет в одной из своих частей религиозную сущность человека, трансцендентный потенциал как важный момент для сохранении целостности личной идентичности. С другой стороны, религиозное существо человека (подразумевая также атеизм, сектантство или язычество как личный выбор) можно рассматривать как поле напряжения и "мнимого пространства души", что может привести к проявлению болезни, которая  ограничивает человека в свободном выражении и стремлении к физическому и психическому гомеостазу. На это указывает и известный сербский психиатр Владета Еротич, преподаватель пастырской психологии, и констатирует, что любая хорошая психотерапия «затрагивает и освобождает духовные потребности человека и направляет его к ценностям, близким к религиозным» (Јеротић В. Религија и психијатрија, у Каличанин и сар: Психијатрија, 1999.).

 

Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что глобализация затрагивает и религиозную систему человека и меняет, хотя и медленнее, определенные предпосылки, связанные с изменением нравственных  ценностей, как в религиозной сфере (Благојевић М.: Религијско конфенсионална идентификација и вера у Бога грађана Србије“ ,, 2012, Филозофија и друштво, XIII, ,1,40-52) так и  психиатрической, что проявляется через все усиливающиеся, так называемые эпигенетические воздействия. Эти воздействия представлены многочисленными формами глобализации, влияющими на душевное здоровье, с одной стороны, и проявления и изменение картины пост-модернистских душевных заболеваний, с другой стороны, с акцентом на росте нарушений, связанных с расстройством личности, и на психиатрии, которой предстоит борьба со современными проблемами.

Edited by Serjio
Добавлена информация о переводчике
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information