Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Вера в жизнь после смерти влияет на уровень суицидов


Serjio

Рекомендованные сообщения

1.12.14

Чем старше религиозная конфессия, тем меньше риск суицидальной активности среди ее членов. Участники новых религиозных движений чаще совершают самоубийства. Это связано с такими факторами как чувство изолированности от большинства и вера в жизнь после смерти. К такому выводу в ходе исследования пришли руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ, Санкт-Петербург) Эдуард Понарин и кандидат медицинских наук Василий Усенко (Днепропетровск)

 

Исследования показывают, что есть серьезные различия в статистике суицидов на уровне государства и на уровне небольших территорий внутри страны. Анализ статистики самоубийств в отдельных городах и населенных пунктах позволяет более четко сфокусироваться на конкретных причинах суицидальной активности.

В частности к такому выводу Эдуард Понарин пришел в ходе своего предыдущего исследования, посвященного взаимосвязи уровня суицидов и участия в массовых мероприятиях, таких как футбольные матчи, концерты и религиозные акции. Один из выводов этого исследования гласит, что участники новых религиозных движений более склонны к суицидальной активности, чем члены православной церкви. Это, по мнению Понарина, связано с тем, что, например, в православной церкви долгий опыт научил пастырей более осторожному и, возможно, функциональному отношению к чудесам, ведущему к меньшему разочарованию прихожан.

В новом исследовании речь идет не только и не столько о православной церкви, а в целом о разнице в уровнях суицидальной активности членов старых и новых религиозных организаций. В качестве базы исследования взят опыт США. Исследователи объясняют это тем, что, во-первых, в США высок уровень религиозности (выше, чем в Европе), а во-вторых, это страна, где максимально представлено религиозное разнообразие. Кроме того, по США есть достаточное количество данных, что позволяет провести полноценный анализ.

В процессе исследования ученые использовали несколько официальных – медицинских и демографических источников, позволяющих получить полномасштабную картину суицидов по всей стране. Анализ охватывает территориально свыше 2000 графств (округов) в 50 штатах, по времени – период в пять лет, с 2000 по 2006 годы.

Эдуард Понарин и Василий Усенко учитывали результаты измерений количества самоубийств на 100 тысяч человек. В материалах есть данные по представителям обоих полов, всех рас и разных национальностей и возрастов. Анализировались все способы суицидов – повешение, отравление, выстрелы, ранения холодным оружием, прыжки с высоты и т.д.

Результаты исследования Эдуард Понарин представил на IV ежегодной международной конференции Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе».

Принадлежность к меньшинству вызывает фрустрацию

В исследовании фигурируют данные по представителям 18 религиозных конфессий. Самая малочисленная из них представлена в 297 графствах, самая крупная – в 1711.

Гипотеза ученых относительно зависимости уровня суицидов от возраста конфессии подтвердилась. Так, согласно полученным данным, наименее склонны к суицидам иудеи, мусульмане, православные и католики. С отрывом, но, тем не менее, ближе всего к ним члены ранних протестантских церквей. Среди тех, кто чаще совершает самоубийства – голландские протестанты, последователи адвентизма и баптизма. А на вершине суицидального «рейтинга» – члены независимых харизматических церквей, мормоны, проповедующие англиканство и квакерство.

«Старые конфессии в ходе эволюции нашли способ сосуществования со своими прихожанами, который не вызывает психологического дискомфорта», – комментирует Понарин. В новых конфессиях, как отмечает исследователь, напротив, прихожане вовлекаются в практики, которые часто противоречат здравому смыслу не только самих прихожан, но и окружающих их людей, что приводит к значительному дискомфорту. В частности, это практики, связанные с прозелитизмом – деятельностью, направленной на обращение других в свою веру. «Это означает, что проповедующие должны повторять много раз невероятные вещи чужим людям, которые их не воспринимают и иногда смеются им в лицо», – поясняют ученые.

Но дело не только в возрасте конфессии и прозелитизме. Значимо то, насколько обширно по численности конфессия представлена на той или иной территории. Особенно сложная ситуация, когда определенная секта в определенной местности находится в явном меньшинстве. «Это может приводить к тому, что часть членов секты (особенно те, кто сохраняют здравый смысл) чувствуют себя изгоями общества», – рассказал Понарин. С другой стороны, когда численность секты достигает большинства населения графства, как, например, мормоны в Юте, число самоубийств среди ее членов снижается, показали результаты исследования.

Исследование также поднимает еще один вопрос – о месте секулярных людей в данном ряду. Их никто не заставляет пропагандировать свои убеждения, но уровень их самоубийств выше, чем среди представителей старых конфессий, показали результаты анализа. «Возможно, что религия в умеренной форме является благом, повышающим чувство принадлежности к сообществу и понижающим уровень тревожности», – поясняют исследователи. В этом духе можно интерпретировать положительный эффект православных религиозных мероприятий на женщин в Днепропетровске в предыдущем исследовании Понарина и коллег.

Вопросы к теории Макса Вебера

Исследование показало высокий уровень корреляции уровня самоубийств не только с прозелитизмом и малочисленностью сообществ, но и верой в жизнь после смерти. «Старые конфессии, не требуя от прихожан распространения своей веры, позволяют им вытеснять на задворки сознания некоторые догматы, которые плохо совместимы со здравым смыслом», – считает Понарин. Вера в жизнь после смерти – базовый догмат почти всех религий. Однако представители многих конфессий в него не верят, поскольку членство в конфессиях вполне совместимо с игнорированием этого догмата. «Соответственно, приверженцы старых религий не страдают от когнитивного диссонанса, в отличие от представителей новых религиозных движений», – поясняют исследователи.

Проведенное исследование вносит коррективы в классику социологии. «Мы не только дополняем Эмиля Дюркгейма, который рассматривал только три религиозные группы: протестантов, католиков и евреев, не дифференцируя протестантов, но и в чем-то переворачиваем с ног на голову Макса Вебера», – говорит Понарин. Одно из основных положений Вебера – тезис о рационализации общества в ходе исторического процесса. При этом в качестве примера рационализации он часто использовал сравнения католиков и протестантов, считая последних более рациональными. «Мы же, напротив, показываем, что социальная организация старых конфессий, выдержавших проверку временем в ходе "социального отбора", более рациональна», – заявляет исследователь.

 

http://opec.ru/text/1769638.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация