Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Валерий-Исмаил Емельянов. РОЖДЕСТВО, МАУЛИД… РОЖДЕНИЕ.


Рекомендованные сообщения

Валерий-Исмаил Емельянов. РОЖДЕСТВО, МАУЛИД… РОЖДЕНИЕ. Размышления на полях Рождественского послания муфтия Равиля Гайнутдина

 

«Скажи: Он – Аллах – Един,

Аллах, Вечный

Не родил и не был рожден

И не был Ему равным ни один»

(Коран, сура 112 «Ихляс»)

 

Автор статьи - историк–религиовед, исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир» (Москва).

 

В силу особенностей мусульманского лунного календаря иногда бывает так, что по времени совпадают праздники Рождества Христова и Маулид ан-Наби (День рождения пророка Мухаммада).

Совпадение сакральных праздников и важных дат различных конфессий и религий вообще нередко имеет место, и всякий раз в такие моменты человеческий разум ищет в этих совпадениях нечто мистически знаковое. Кроме того, для мусульман и мусульманских богословов крайне важна выработка богословского отношения к центральным праздникам христианской религии, ведь они выражают фундаментальные принципы её учения, причем те принципы, которые в наибольшей мере разнятся с видением ислама.

Улемы говорят о невозможности принятия мусульманами праздника Рождества и участия в нём на том основании, что отмечается «рождение Христа как сына Бога по природе», что категорически противоречит учению ислама (см. суру-эпиграф). Основанием для неприятия ими Рождества также является хадис, гласящий, что последователь той или иной религии должен отмечать только праздники своего исповедания и не отмечать священные даты другой религии. В качестве аргумента также приводится и то обстоятельство, что в большинстве стран праздник Рождества уже давно утратил свое духовное содержание, превратившись в сугубо секулярный «день потребления».

С другой стороны, многие улемы отмечают, что мусульмане могут поздравить своих христианских братьев с Рождеством (и с другими их религиозными праздниками) в качестве жеста добрососедства и взаимоуважения. Последователь ислама может даже принять участие в некоторых мероприятиях праздника, если они не связаны с поклонением, религиозными обрядами и чем-то запретным (например, с распитием спиртного). Так, новообратившемуся мусульманину не рекомендуется отказываться от традиционного семейного застолья с родителями-немусульманами. При этом богословы подчёркивают, что в сердце он должен иметь намерение не празднования Рождества, а поддержания родственных уз и проявления почтения к родным и близким. 

У мусульман есть, как известно, своё «Рождество» – Маулид ан-Наби («День Рождения пророка Мухаммада»). Впервые его начали отмечать в конце XII века по указанию Музафауддина ибн Заинутдина, наместника провинции Ирбиль (ныне это территория курдской автономии Ирака), но упоминание о Маулиде встречается и в более ранних источниках. 

Ни в Коране, ни в Сунне прямых отсылок на традицию подобного рода нет. Большинство богословов признают Мавлид в виду многочисленных косвенных доказательств его правомочности в исламе.   

Вместе с тем, надо иметь в виду, что Маулид ан-Наби, в отличие от христианского Рождества, не является священным праздником, связанным с поклонением. Это своего рода «благочестивая дата», призванная напомнить мусульманам о личности Мухаммада, принципах ислама, стимулировать верующих, перефразируя поэта, «делать жизнь свою» с пророка.

Не получается ли, что в силу различного понимания главного смысла памятных дат, связанных с рождением Иисуса (Исы) и Мухаммада, этот, достаточно ключевой момент двух религий оказывается не соединяющим, а, напротив, разделяющим две веры в Бога?

Аргументированный отрицательный ответ на этот вопрос прозвучал в дни мусульманского Маулида и православного Рождества из уст председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации шейха Равиля Гайнутдина. Уже сам факт появления его послания на данному вопросу серьезно пошатнул ставшее расхожим мнение о том, что российские муфтии – это администраторы религиозных организаций, а вовсе не богословы и мусульманские правоведы (факихи), каковым муфтиям надлежит быть по определению.

Заметим при этом, что многие эксперты, прежде всего «исламские политологи», попытались выделить из послания муфтия социально-политический аспект, представить его как идеологическую основу нынешней социальной активности мусульман. Много говорится о возрастании интереса к исламу в связи с ростом разнузданной и воинствующей исламофобии в Европе, событиями в Украине, неоднозначной, по мнению таких политологов, ролью и позицией РПЦ МП в нынешней религиозно-общественной ситуации.

В принципе это верный, но лишь частичный вывод из Рождественского послания муфтия Гайнутдина.

Анализ документа следует начать с того, что оно вовсе не означает некой утраты или пренебрежения мусульманской идентичностью. Уже в первых строках послания говорится, что лидер российских мусульман выступает с обращением по случаю именно праздника Маулид ан-Наби, который именуется «Рождеством Пророка Мухаммада», с тем, чтобы суть этой даты была понятнее православным.

Более того, в первых строчках подчеркивается, что это послание адресовано не только мусульманам, но и людям Писания – иудеям и христианам, верующим в Одного и Того же Всевышнего и черпающим свою веру из одних и тех же источников. Это очень важно в наше время, когда все религии в большей степени становятся индикатором этнической принадлежности, нежели взглядом на мироздание, которое помогает человеку выйти на прямой и праведный путь в жизни.

Довольно часто в адрес представителей традиционных религий, в том числе и ислама, раздаются упреки в начётничестве и буквализме, отсутствии глубинного проникновения в суть божественного учения. Рождественское послание муфтия Гайнутдина своим содержанием опровергает это суждение. В нём предлагается взглянуть на внутренний и глубоко мистический смысл понятия Рождества как вселенской тайны. «Рождение Пророка (мир ему) – это рождество благочестивого человека, который, благодаря исключительным личным достоинствам, оказался способным передать послание Творца миров», – говорится в документе.

Рождество или Маулид, таким образом, не является догмой, монополизированной какой-либо одной религией, а представляет собой универсальный духовный принцип для всех миров и их обитателей. Суть его в том, чтобы разумное творение, именуемое человеком, через изучение и размышление о жизни и личностях пророков и посланников Аллаха, ниспосланных в истории человечества вплоть до Печати Пророков, осмыслило самого себя, своё место и предназначение в этой жизни.

Наконец, в послании обозначаются для верующих их цели и задачи в жизни общества. Это противостояние атеизму и постмодернистскому либерализму (ныне эти два явления всё больше выступают в единой связке), с одной стороны, и экстремизму, порождённому неадекватным пониманием религиозных принципов, – с другой. Именно единение перед лицом этих проблем позволит избежать такой беды как межрелигиозные конфликты.

Рождение, рождество – стартовая точка новой жизни. Обращение к этому понятию для верующего человека не может не означать начала новой жизни для него самого, а ведь именно новая жизнь является целью каждой религии. Многие учения, причём не только монотеистические, говорили и говорят о нынешних временах как о переломных для всего человечества. Впрочем, ещё яснее об этом говорят факты и события дня нынешнего.

Думается, что всё больше и больше религиозных деятелей будут ныне призывать своих последователей обратиться к глубинной и универсальной сути вечных ценностей. И очень отрадно, что из представителей российских традиционных конфессий первым с обращением подобного рода выступил лидер российских мусульман.

 

logo.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация