Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Василевич Н. Свобода религии и вероисповедания в Беларуси в 2014 году


Рекомендованные сообщения

Свобода религии и вероисповедания в Беларуси в 2014 году (+ИНФОГРАФИКА)

 

Общий контекст

    Белорусское общество имеет следующие характеристики по религиозной принадлежности и практике:

  1. низкая религиозность при слабой связи религии с повседневной жизнью в целом;
    Социологические исследования и массовые опросы жителей Беларуси традиционно дают низкие показатели по указанному параметру. Так, в исследовании, проведенном Gallup в 2009 году, Беларусь из 114 стран занимала 11 место по наименьшим оценкам степени влияния религии на повседневную жизнь1.
    По результатам “замеров”2, проведенных в 2007-2011 году Информационно-аналитическим центром, только 11,5% населения ведут себя активно в религиозном плане.
    По количеству религиозных организаций на душу населения Беларусь также отстает от таких стран как, например, Румыния, Украина, Латвия - один приход в Беларуси приходится на 2887 человек, тогда как в упомянутых странах на 1014, 1321 и 1775 человек соответственно)3. По количеству священников в Беларуси такой показатель составляет 4574 человек на одного священнослужителя, тогда как в Польше и Украине 1242 и 2614 соответственно4.
  2. поликонфессиональность с количественным доминированием православия и значительным присутствием католичества и протестантизма евангелического типа;
    Официальной информации о масштабах конфессий в отсутствие данных о религиозной принадлежности в переписи населения являются сведения о количестве зарегистрированных общин. На 1 января 2014 года православные общины составляли 49,24% (1615) в общей структуре общин, католики - 14,88% (488), а протестанты 27,65% (907), в т.ч.: христиане веры евангельской (пятидесятники) - 15,85% (520) и баптисты - 8,75% (287)5.
    Массовые социологические опросы, отражающие самоидентификацию респондентов без учета культовой практики и связи с религиозными сообществами и ценностями, показывают, что православные составляют 81% от населения, католики 10,5%, иные - 2%6(альтернативные данные: 78,8, 11,1 и 0,7% соответственно7). Иногда на официальном уровне озвучиваются в два раза меньшие цифры: 80, 14, и 2% в структуре относящих себя к верующим 50% населения8 (т.е., 40, 7 и 1% в пересчете на все население в целом).
    Кроме того, исследования показывают чрезвычайно высокий индекс доверия Православной церкви9, особенно по сравнению с другими общественными институтами. Однако процент доверяющих Православной церкви, по тем же данным, по крайней мере на 15% меньше количества определяющих себя как православных, что свидетельствует, скорее, о значительном недоверии к церкви и высокой степенью нецерковности верующих10.
  3. неоднородность качественных показателей религиозности в зависимости от конфессиональных массивов
    Православные, являясь, по крайней мере, номинальным большинством, демонстрируют гораздо более слабую связь с религиозным сообществом, нежели католики или протестанты. Это отражено в проведенном по данным опросов 2007 года исследовании социокультурных стратегий (вера - как ценность, ресурс и идентичность) для верующих различных конфессий: в Беларуси таковая присутствует у 21,1% православных, 38,1% католиков и 79,6% протестантов11. Религиозная активность (выражаемая в частоте посещения церкви) также значительно отличается у представителей разных христианских конфессий: по исследованию НИСЭПИ12 раз в месяц и чаще церковь посещает 90,9% протестантов, 55% католиков и только 22% православных.
  4. региональная неоднородность
    Религиозность и количество общин отличаются также в региональном плане, что связано, в первую очередь, с исторически неоднородным развитием западного и восточного регионов Беларуси в первой половине ХХ века: входящая в межвоенное время в состав Польской Республики Западная Беларусь сохранила больший кадровый потенциал, разнообразие и инфраструктуру религиозной жизни, несмотря на ущемление со стороны польских властей, в то время как БССР в составе Советского Союза в 1920 и 1930-е годы пережила беспрецендентное разрушение религии как института.
    Исследователь Озем13, который провел районирование распределения религиозных общин по территории Беларуси, замечает, что западно-восточный тренд теряет свою актуальность в отношении крупных урбанизированных центров, а в распределении общин в региональном плане неоднородность имеет определенные тенденции: например, малая распространенность протестантских общин в “католических” регионах. В Беларуси существуют локальные сообщества и регионы, где православные являются меньшинством и имеют незначительное влияние (например, ряд районов Гродненской области). В целом можно отметить выраженные конфессиональные профили Гродненской (православно-католический) и Брестской (православно-протестантский) областей. В некоторых больших сельских населенных пунктах влияние протестантских церквей доминирующее (агрогородок Ольшаны, где из 7500 тыс. жителей более половины принадлежит к пятидесятнической общине14).

religiosityinbel910.png

Правовой контекст

Правовой контекст определяется нормами, содержащихся в общих и специальных нормативно правовых актах, а также правоприменительной практикой, которую можно описать по следующему сценарию: репрессивные законодательные нормы, предусматривающие ограничения на религиозную деятельность и не находящиеся в соответствии со международными стандартами в сфере свободы религии и вероисповедания, при избирательном применении/неприменении данных положений законодательства.             

Иностранные священнослужители
Например, в отношении иностранных священнослужителей, закон предусматривает следующие положения: 1) религиозную организацию может возглавлять только гражданин Республики Беларусь (ст.13 Закона “О свободе совести и религиозных организациях”15); 2) существует специальная процедура приглашения иностранного гражданина в целях занятия религиозной деятельностью, закрепленная в Положении о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью, предусматривающая необходимость согласования с Уполномоченным по делам религий и национальностей такого приглашения, причем пребывание иностранца может быть только “временным”. Решения о продлении виз и разрешений находятся целиком в компетенции одного государственного органа, который может не руководствоваться нуждами и желаниями самой религиозной организации, и не должен мотивировать, почему принимает то или иное решение, что делает процесс произвольным.
В случае с руководителем Белорусской Православной Церкви Митрополитом Павлом (Пономаревым), на эти нормы "закрывают глаза". Он, а) являясь гражданином Российской Федерации находится на территории Республики Беларусь и осуществляет религиозную деятельность б) в т.ч. не входящую в перечнем, предусмотренный “Положением” для иностранных священнослужителей, в) имеет вид на жительство16 (разрешение на постоянное проживание сроком на два года), г) а также возглавляет религиозную организацию, несмотря на прямой запрет Закона “О свободе совести”.  Государственные власти сохраняют статус кво в данной ситуации, однако ее правовые последствия не ясны17.
Что касается иностранных священнослужителей Римско-Католической Церкви, то им довольно часто отказывают в выдаче разрешений на осуществление религиозной деятельности (в 2014 г. было отказано в получении разрешения священнику Роману Шульцу, который в течении 7 лет служил на приходе св. Казимира и св. Ядвиги в Могилеве, а также священнику из Францисканского ордена, который собирался служить в Ивенце Минской области, после протестов прихожан разрешение о. Шульцу было продлено сначала до 20 декабря 2014 года, а потом до 20 июня 2015)18.
   

Обязательная государственная регистрация
Одной из самых болезненных точек как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, является требование обязательной регистрации (ст.1619). Несмотря на то, что состав правонарушения в отношении деятельности религиозной организации без государственной регистрации был исключен из первой части статьи 9.9. КоАП в начале 2011 года, административное преследование незарегистрированных организаций продолжается на основании других статей. Так в 2014 году, уже не в первый раз, суд в г. Гомеле подверг административным взысканиям лидеров и членов баптисткой общины принадлежащей к Международному совету церквей Евангельских христиан-баптистов, которые не регистрируются исходя из своего вероучения. Так, за проведение молитвенного собрания, к ответственности были привлечены в январе 2014 года А. А. Золотарёв (по ч.2 ст.23.34 КоАП РБ - нарушение установленного порядка организации или проведения собрания),  О.В. Данилевский и Д. В. Сидоренко (по ч.1 ст.23.34 КоАП РБ нарушение установленного порядка проведения собрания)20. В декабре 2014 свидетель Иеговы Кузин, чья община делала неоднократные попытки зарегистрироваться, был оштрафован судом на основании той же статьи за проведение религиозных собраний на дому - после того, как на одно из таких собраний был совершен милицейский рейд21. Хотя в статье 23.34 содержится перечень массовых мероприятий, и он не включает ни “религиозных мероприятий”, ни “иных мероприятий”, он широко используется для преследования собраний незарегистрированных общин22.

Еще одна статья, состав которой используется для наказания таких общин - ст. 21.16, устанавливающая ответственность за нецелевое использование жилых помещений - в 2014 году по ней был оштрафован гомельский баптист А.В. Тупальский (ч.1 ст.21.16 КоАП РБ - нарушение правил пользования жилыми помещениями).

С 2005 за деятельность без регистрации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 193-1 УК РБ23). До сего момента случаи привелечения к уголовной ответственности за религиозную деятельность по данной статье не известны, тем не менее, выносились предупреждения прокуратурой, были возбуждены уголовные дела (впоследствии прекращены). Форум 18 насчитывает 7 таких случаев с 2010 г.24 Несмотря на то, что ни одно из уголовных дел не было доведено до конца, применение такой меры возможно, что ставит верующих, принадлежащих к незарегистрированным общинам, под постоянную угрозу преследования.
       
Религиозная (не)толерантность
Тема религиозной толерантности беларусов активно эксплуатируется государственными чиновниками и в публичном дискурсе в целом: беларусы - толерантный народ, в стране царят межрелигиозный мир и согласие. В июне 2014 года в Минске состоялась IV встреча Православно-католического Форума на тему “Религия и культурный плюрализм”25, на которой была панель, посвященная свободе религии и вероисповедания, а в декабре в Академии наук состоялась конференция “Межнациональная толерантность и согласие”26.

Однако есть случаи нетолерантности и религиозно мотивированной вражды. Так, в декабре 2014 года в Гомеле антисемитскими граффити была осквернена синагога27.

Представители религиозных организаций также не всегда являются примерами религиозной терпимости. Например, новоназначенный Глава БПЦ Митрополит Павел во время одного из своих выступлений призвал “сдавать в милицию” Свидетелей Иеговы, назвав их “тоталитарной зловредной сектой”, которая “наносит колоссальный вред людям и обществу в целом” и главной целью которой является “материальное обогащение и завлечение новых адептов”28.

Представители государственных органов не всегда выдерживают нейтральный тон в отношении религиозных организаций. Во время выступления на заключительном заседании, посвященном итогам работы госорганов по делам религии и национальностей в 2014 году, Леонид Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей, позволил себе довольно грубые и резкие высказывания по отношению к католическим священникам-иностранцам, а также по отношению к руководству Римско-Католической Церкви в Беларуси29. Данный эпизод вызвал реакцию как со стороны верующих католиков30, так и со стороны Конференции Католических епископов Беларуси31, последняя назвала высказывания Уполномоченного “необоснованным оскорблением Католического Костела и разжиганием межнациональной и межконфессиональной вражды”.

    
Религиозные организации и иммунитет к преследованиям

После принятия Закона “О свободе совести” в 2002 г., а также на первых волнах преследований религиозные организации, которых касались ограничения, были чувствительны к его новым механизмам. Были кампании по свободе совести, обращения глав религиозных конфессий к государственным органам, в качестве реакции на преследования проходили масштабные акции (кампания, в результате которой было собрано более 50 тыс. подписей, пост-голодовка в Церкви “Новая жизнь” в 2005 году и последующее развитие сюжета вокруг данной организации, публичные жалобы на преследования).

Но с течением времени религиозные организации, в целом, свыклись с существующим порядком вещей и пытаются решать свои проблемы, в случае их возникновения, через непрозрачные, непубличные механизмы, избегают контактов со сми32. Интересным прецедентом является случай с арестом КГБ католического ксендза Владислава Лазаря по п.6 ст. 16 в соед. с п. 1 ст. 356 УК (пособничество в измене государству), о факте ареста которого РКЦ в Беларуси заявила только через два месяца и после озвучивания информации Президентом Лукашенко и публикации независимыми журналистами имени арестованного33 с формулировкой “поручить эту проблему Божьему милосердию” и со ссылкой на государственные власти, что “данный эпизод не повлияет на климат доверия Республики Беларусь к Святому Престолу и уважение к Католическому Костелу”34. В 2014 году ксендз Лазарь был выпущен из-под стражи, а его уголовное дело прекращено.

 

Crabtree, Pelham What Alabamians and Iranians Have in Common //http://www.gallup.com/poll/114211/Alabamians-Iranians-Common.aspx

2 Информационно-аналитический центр. Общественное мнение о ситуации в национальной сфере. http://iac.gov.by/nfiles/000023_204293.pdf

3 Данные выведены из официальной информации о количестве религиозных организаций:https://www.tm.gov.lv/lv/aktualitates/tm-informacija-presei/publiceti-re... (Латвия)http://stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/RS_rocznik_statystyczny_rp_2012.pdf  (Польша)http://www.culte.gov.ro/biserici-culte (Румыния),http://risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ukr2011/48586/ (Украина),http://forb.by/node/406 (Беларусь).

4 Данные из тех источников. Учитывалось количество православных, римо-католических и греко-католических священнослужителей.

5 Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2013 году. - http://forb.by/node/406

Информационно-аналитический центр. Общественное мнение о ситуации в национальной сфере. - http://iac.gov.by/ru/sociology/research/Obschestvennoe-mnenie-o--situats...

7 Религиозность и мораль беларусов. - Исследование НИСЭПИ. - 09.2010. -http://www.iiseps.org/analitica/143

8  Калинов А. Выступление на Ежегодном совещании по вопросам человеческого измерения ОБСЕ в г.Варшаве (Республика Польша) 7 октября 2008 г. // HDIM.DEL/335/08 7 October 2008. http://www.osce.org/ru/odihr/34116

Негативная динамика доверия институтам. - Исследование НИСЭПИ. - 06.01.2014. -http://www.iiseps.org/analitica/564

10 Там же.

11 Кацук Н. К методологии эмпирического исследования социокультурных стратегий верующих различных конфессий. - Социология №3, 2008, с.118.

12 Религиозность и мораль беларусов. - Исследование НИСЭПИ. - 09.2010. -http://www.iiseps.org/analitica/143

13 Озем Г.З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Беларуси. - Автореферат диссертации. - Мн., БГУ. 2010

14 Егоров А. Малые города: who governs? - “Палітычная сфера” №12/2009, С.44-55, С. 50.

15 ст. 13 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ

16 http://forb.by/node/493

17 Василевич Н. Глава БПЦ Митрополит Павел - гражданин Российской Федерации: правовые последствия. - http://forb.by/node/402

18 http://forb.by/node/423

19 Ст. 16 Закона Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ

20 http://forb.by/node/468

21 http://forb.by/node/505

22 Шавцова Д. Практика привлечения к административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий в отношении религиозных общин.http://forb.by/node/400

23 Ст. 193-1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З, введена в 2005 г.

24 http://forb.by/node/468

25 www.ccee.eu/ccee___en/activities/00002659_4th_Catholic_Orthodox_European...

26 http://www.philosophy.by/ru/news/conf-2014-12-09

27 http://forb.by/node/463

28 http://news.tut.by/society/394186.html

29 http://www.belta.by/ru/all_news/society/Guljako-nekotorye-ksendzy-inostr...

30 http://krynitsa.info/2015/01/26/kataliki-belarusi-aburanyya-zayavami-gul...

31 http://forb.by/node/498

32 Мызенка Г. “Без каментароў” http://forb.by/node/496

33 https://www.facebook.com/groups/567908359939761/permalink/632307503499846/

34 Паведамленне з 54-га пленарнага пасяджэння Канферэнцыі Каталіцкіх Біскупаў Беларусі . - http://catholic.by/2/conference/docs/119166--54-.html

 

 

 

img01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация