Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Потеря работы и конфликты с близкими приводят на паперть


 Share

Recommended Posts

Потеря работы и конфликты с близкими приводят на паперть

27.03.15

 

1poproshaiki_422x240.jpg

 

Попрошайками в России становятся не только старые нищие калеки, но и вполне здоровые граждане трудоспособного возраста, имеющие образование и опыт работы. Их заработки на паперти превышают прожиточный минимум и позволяют жить без обязательств, отметил выпускник факультета экономики НИУ ВШЭ Роман Соловьев в исследовании «Влияние социально-экономических факторов на формирование доходов у люмпенизированных групп населения (на примере попрошайничества в г. Москве)».

Попрошайничество сегодня стало вполне распространенной формой экономической и профессиональной деятельности со своим набором правил и установленными моделями поведения. В зарубежных исследованиях попрошайничество уже включено в рынок труда и анализируется как одна из форм экономической деятельности.

Роман Соловьев в рамках глобального исследования маргинальной занятости в России попытался выяснить, каковы особенности данной сферы деятельности, кто и в силу каких причин сидит на паперти, каков среднемесячный доход попрошаек и от каких факторов зависит их заработок. Результаты исследования были представлены в докладе «Влияние социально-экономических факторов на формирование доходов у люмпенизированных групп населения (на примере попрошайничества в г. Москве)» на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ.

Исследование было проведено на основе опросов 127 церковных нищих, которые были отобраны случайным образом в девяти округах Москвы в 2013 году. Стимулом к общению служило денежное вознаграждение каждого респондента в размере 50 рублей. Выбор церковных нищих не случаен: эта группа попрошаек отличается большим разнообразием представленных в ней типов людей. На паперти можно встретить молодых и старых, образованных и необразованных, москвичей и гостей столицы, безработных калек и тех, для кого попрошайничество – дополнительный приработок.

 

Потеря работы ведет на паперть

Первое, что было выявлено в ходе исследования: мужчин среди нищих больше, чем женщин, отметил Роман Соловьев. В случайной выборке гендерное соотношение 80 против 47. Это вполне объяснимо, отметил автор доклада: мужчинам проще существовать в маргинальной среде и добывать таким образом деньги.

Самая обширная возрастная группа – 56% – респонденты в возрасте от 40 до 59 лет, то есть, люди трудоспособного возраста. В отличие от нетрудоспособных стариков и калек мужчины «в самом расцвете сил» становятся попрошайками из-за конфликтов с окружением и потери работы. «Часто попрошайками становятся разнорабочие (более 50% от всех опрошенных – строители дворники, грузчики и пр.), приезжающие в столицу или другой город на заработки, потерявшие эту работу и не желающие возвращаться к себе домой. Таким образом, их маргинализация происходит уже в столице. Пробыв церковными нищими три года, они уже не могут интегрироваться в нормальное общество. То есть, мы имеем дело с понятием нисходящей социальной мобильности», – подчеркнул Соловьев.

По его мнению, проблема маргинализации рабочей силы в России обусловлена низким культурным и социальным капиталом малоквалифицированной прослойки рабочего класса, с одной стороны, и брешью в социальной политики государства, с другой стороны. При этом, отмечает автор исследования, большинство нищих не могут заняться никаким другим видом деятельности, поскольку не собраны, не могут ориентироваться во времени и соблюдать договоренности.

 

Чем моложе, тем богаче

Проведенный регрессивный анализ полученных в ходе опроса данных показал: доходы от попрошайничества характеризуются крайне высокой дисперсией. В день нищие могут получать от 40 до 4000 рублей («рабочий день» продолжается около восьми часов – 4 часа утром и 4 часа вечером во время церковных служб). В выходные и праздники заработки оказываются в 2-3 раза больше, чем в будни. Доходы от попрошайничества могут обеспечивать прожиточный минимум в Москве, равный почти одиннадцати тысячам рублей (в 2013 году), а в некоторых случаях даже превышать его вдвое.

Формирование доходов «на паперти» не подчиняется классической логике: ни наличие образования, ни стаж попрошайничества не оказывают никакого влияния на уровень заработков. Однако место деятельности и возраст с доходами коррелируют. Так, в выигрыше оказываются молодые попрошайки, занимающие места у храмов в центре Москвы или у храмов с большой проходимостью не в центре во время больших церковных праздников. Как выяснил исследователь, на окраинах люди жертвуют меньше, но чаще, а в центре – реже, но больше. В Пасху занявшие «правильные позиции» могут заработать до двадцати тысяч рублей.

В ходе регрессионного анализа были выявлены две самые высокодоходные и одна самая низкодоходная группы церковных нищих. Так, оказалось, что попрошайки в возрасте от 58,5 лет могут рассчитывать лишь на 208 рублей в день. В возрасте до 58,5 лет трудоспособные попрошайки (низшая прослойка рабочего и служащего класса, имеющая профессиональное образование) в Центральном и Восточном округах Москвы получают примерно 533 рублей в день. Средний доход нетрудоспособных нищих, имеющих постоянное место ночлега, достигает 620 рублей в день.

Таким образом, заработок маргиналов зависит в большей степени от неэкономических факторов, заключает исследователь.

 

Презентация к докладу

 

 

opec-logo.png

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information