Victor Posted November 7, 2015 Report Share Posted November 7, 2015 О господи! Дети религиозных родителей оказались жадными, жестокими и нетолерантными Фото: photoholic / Depositphotos Верующие люди считаются более отзывчивыми, щедрыми и добрыми, чем атеисты. Однако религиозность родителей не гарантирует того, что их дети унаследуют положительные качества. «Лента.ру» разбиралась, почему отпрыски атеистов оказываются более человечными, чем чада верующих, и как это объясняет наука. В силу того, что 84 процента населения Земли (5,4 миллиарда человек) считают себя верующими, религия нередко привлекает внимание научного мира. Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Current Biology, ученые из США, Иордании, Катара, Китая, ЮАР и Турции проводили, чтобы выяснить, насколько щедры, отзывчивы и справедливы дети религиозных родителей. Для исследования были привлечены 1100 детей в возрасте от пяти до двенадцати лет из 14 стран — Канады, Китая, Кубы, Колумбии, Аргентины, Чили, ЮАР, Турции, Иордании, Тайваня, Танзании, Эфиопии, Норвегии и Мексики. Из них 280 воспитывались в христианской традиции, 510 — в мусульманской, 29 — в иудейской, 18 — в буддийской, 5 — в индуистской и 3 — в агностической. 323 ребенка росли в семье атеистов, шестеро — у родителей с неочевидной религиозной принадлежностью. Чтобы определить степень религиозности родителей, ученые проводили анкетирование. Первым делом они узнавали, относят ли старшие себя к одной из мировых конфессий либо к атеистам. Затем применялся Duke University Religion Index (DUREL) для измерения религиозности. В Duke University Religion Index (DUREL) содержится два обязательных, а также три дополнительных вопроса:1) Как часто вы посещаете церковь или религиозные собрания?2) Как часто вы тратите время на личные религиозные акты, например на молитву, медитацию или изучение Библии? Дополнительные вопросы (необходимо признать степень правдивости утверждений):1) Я ощущаю присутствие Бога в своей жизни.2) Мои религиозные убеждения — это то, что определяет весь мой подход к жизни.3) Я стараюсь, чтобы религия преобладала надо всеми другими сферами моей жизни. Кроме того, исследователи выясняли степень образованности родителей и то, насколько взрослые считают своих детей щедрыми и сочувствующими. В итоге ученые выбрали детей образованных верующих родителей из числа христиан и мусульман, а также отпрысков атеистов. Следующий этап исследований состоял в работе с этими детьми. Первым делом им пришлось проходить тест под названием «Диктатор». Каждому говорили, что он «играет» с другим человеком, ему незнакомым, причем экспериментаторы гарантировали полную анонимность. То есть тестируемые не опасались мести партнера и не рассчитывали на его благодарность. Ребенок получал набор наклеек (30 штук) и должен был по своему усмотрению распределить его между собой и невидимым партнером. Можно было спокойно оставить все наклейки себе — единственно правильное решение с точки зрения теории игр. Фото: Sebastian Kahnert / Global Look Кроме того, детям показывали картинки с различными жизненными ситуациями, например, драку. Предлагалось оценить их как приемлемые или как неприемлемые. Ученые проанализировали полученные данные и пришли к выводу, что с возрастом дети из всех семей становятся более щедрыми. При этом религиозная среда своеобразно влияет на альтруизм — дети верующих родителей все равно оказались более прижимистыми, чем дети атеистов. Из христиан, атеистов и мусульман самыми неотзывчивыми проявили себя последние, равно как и самыми жестокими. «Прежние исследования продемонстрировали, что религиозные люди делают добро даже реже, чем неверующие. Теперь выяснилось, что верующие и их дети вдобавок ко всему еще и менее щедрые, чем отпрыски атеистов», — говорит Джин Десети (Jean Decety) из Чикагского университета, возглавлявший группу ученых. Кроме того, отпрыски религиозных родителей гораздо менее толерантны в вопросах наказания, что свидетельствует об их жестокости. Это совпадает с результатами других изысканий, согласно которым верующие чаще всего выступают за самое жестокое наказание других людей и более нетерпимы к чужим поступкам. Ученые продолжат свои изыскания, увеличив выборку детей, конфессий и стран. Хотя все затевалось только для опровержения представления о том, что религиозные люди щедрые и более отзывчивые. Владимир Корягин Lenta.ru Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Victor Posted November 7, 2015 Author Report Share Posted November 7, 2015 МАКСИМ РУССО Детский альтруизм и религия Pixabay Согласно исследованию, охватившему 1170 детей со всего мира, дети из нерелигиозных семей чаще, чем другие сверстники, проявляют щедрость. Религиозные же дети чаще склонны оценивать поведение других как неправильное и стремиться наказать виновного. По мнению авторов работы, она показывает, что религия и нравственное воспитание детей необязательно идут рука об руку. Работа былаопубликована в журнале Current Biology. Предыдущие исследования, где сравнивались моральные качества религиозных и нерелигиозных людей, давали разные результаты, но все-таки несколько поколебали уверенность в моральном превосходстве верующих. В одном исследовании было обнаружено, что как верующие, так и атеисты жертвовали больше денег незнакомому человеку, если перед этим они прочитали предложения с «религиозными» словами, такими как, например, «дух» или «Бог». Правда, такой же эффект возникал, если в предложении встречались слова, связанные со светскими органами власти, например, «полиция». Другая работа показала, что верующие и неверующие с одинаковой вероятностью склонны помочь попавшему в беду незнакомцу. В нынешнем исследовании участвовали дети из шести стран (Канада, Китай, Иордания, Турция, ЮАР и США), среди которых было 510 мусульман, 280 христиан и 323 нерелигиозных ребенка. Возраст участников – от 5 до 12 лет. В ходе эксперимента исследователь лично беседовал с ребенком и предлагал ему взять себе 10 наиболее приглянувшихся наклеек-стикеров. Затем взрослый говорил, что у него нет времени раздавать другие наклейки одноклассникам ребенка, но предлагал ему оставить какие-то из 10 выбранных наклеек в конверте, чтобы владеть ими совместно с одноклассниками. По количеству оставленных наклеек исследователи определяли меру альтруизма. Как оказалось, дети из нерелигиозных семей оставляли в конверте в среднем 4,1 наклейки, что демонстрирует статистически значимое отличие от детей-христиан (3,3 наклейки) и мусульман (3,2 наклейки). Кроме того, большая степень религиозности семьи, которая устанавливалась на основе опроса родителей, влекла за собой меньшую степень альтруистичности ребенка. На количество оставляемых в конверте наклеек влияли также возраст ребенка, социально-экономический статус и страна происхождения, но, по словам авторов исследования, влияние этих факторов было значительно слабее, чем влияние религиозности. Наиболее заметным различие было у детей старшего возраста, вероятность, что 12-летние религиозные дети захотят делиться, оказалась очень низкой. Также детям показывали короткий видеоролик, в котором кто-то из детей делает другому что-то плохое, например, толкает. Затем дети должны были сказать, насколько, по их мнению, серьезным был инцидент, и как следует наказать виновного. Нерелигиозные дети, как правило, оценивали важность случившегося ниже среднего. Самые высокие оценки серьезности проступка давали дети-мусульмане, они же предлагали наиболее суровые наказания. Ведущий автор исследования нейробиолог Жан Десети (Jean Decety) из Чикагского университета считает полученные результаты доказательством того, что секуляризация морали не означает снижения доброты у людей, напротив, демонстрируется как раз обратный эффект. Предлагая гипотезу, которая объясняла бы полученный результат, ученый прибегает к понятию «морального лицензирования» (moral licensing). Человек, оценивающий себя, пусть подсознательно, морально положительным человеком, позволяет себе, опять-таки чаще бессознательно, совершать не очень положительные с точки зрения морали действия. Специалист по психологии религии Бенджамин Бейт-Халлахми (Benjamin Beit-Hallahmi) из Университета Хайфы подозревает, что результаты исследования связаны с важностью для многих религий внешнего авторитета и боязни божественного наказания. Тогда как дети из религиозных семей учатся хорошо себя вести из послушания по отношению к высшей власти, то нерелигиозные дети приучаются следовать определенным моральным правилам только потому, что «так поступать правильно». Поэтому, по мнению психолога, «когда никто не смотрит, дети из нерелигиозных семей ведут себя лучше». Однако психолог из Орегонского университета Азим Шариф (Azim Shariff) сообщает, что в аналогичных исследованиях, которые он проводил на религиозных и нерелигиозных взрослых, результаты были иными. Он не обнаружил связи между степенью религиозности и итогами моральных тестов. Возможно, предполагает Шариф, новые данные отражают специфический этап развития детей и нехарактерны для взрослых. Также он отмечает, что никакие контролируемые тесты не могут охватить всего многообразия человеческого поведения в повседневной жизни. Сейчас Жан Десети работает над расширенным исследованием, которое должно охватить детей из 14 стран. В нем также будет рассматриваться то, как религиозные и нерелигиозные дети распределяют предметы среди разных людей в группе. Исследователь полагает, что его новая работа покажет аналогичные результаты. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.