Victor Posted December 10, 2015 Report Share Posted December 10, 2015 Талмуд отрицает, что он - книга Тема: Талмуд и его эпоха. Гость: Аркадий Ковельман - историк, заведующий кафедрой иудаистики Института стран Азии и Африки МГУ. Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский. Сатановский: Аркадий, когда это все было написано? Никто же этого не знает. Ковельман: Вопрос о том, когда был написан Талмуд, он не совсем правильно поставлен. Сатановский: Я немножко издеваюсь над ситуацией. Ковельман: Потому что Талмуд принадлежит к так называемой Устной Торе. Тут я хотел бы сразу начать с тех самых разоблачений, с которых когда-то начинал Воланд. Обычное представление об иудаизме состоит в том, что иудаизм – это ветхозаветная религия. Вот есть Ветхий Завет, за которым следует Новый, и евреи до сих пор только этот Ветхий Завет и признают и вокруг него пляшут. На самом деле все не совсем так. Во-первых, в иудаизме нет Ветхого Завета; в иудаизме есть Письменная Тора, вариантом которой является христианский Ветхий Завет. Они не совсем совпадают по составу книг, не совпадают по структуре, но, по крайне мере, это примерно один и тот же текст. Так вот, там, где у христиан на фундаменте Ветхого Завета есть Новый Завет, и христианство толкует Ветхий Завет через Новый Завет, там у евреев существует на фундаменте Письменной Торы так называемая Устная Тора. Вершиной которой, собственно, является Талмуд. Это самая Устная Тора - вовсе не фольклор, не народные сказки и предания, это ученейшая, изысканнейшая литература, возникшая где-то со 2-го по 7-й века нашей эры на территории Римской провинции Палестина и на территории современного Ирака, который евреи по традиции называли Вавилон – Баволь, хотя самого Вавилона там уже не было. Сатановский: То есть 500 с лишним лет, вообще-то говоря, создавалась. Ковельман: Да, да, это не книга. Вообще говоря, Талмуд отрицает, что он - книга. Устная Тора отрицает, что она книга. Это - некий набор текстов, которые существовали в академиях устно, хотя при этом профессора записывали конспекты,Э и студенты тоже, но их не принято было публиковать. И это не есть, еще раз говорю, признак фольклорности, это признак, наоборот, высокой, философской риторичности. Точно так же можно отнестись к изысканной литературе философской той же эпохи греческо-римской, которая не всегда сразу писалась, а просто потом записывалась секретарями. Тот же Эпиктет никогда ничего не писал. Вот, Талмуд – это не просто два корпуса текстов: Палестинский Талмуд, Вавилонский Талмуд. Это вдобавок еще жанр. Это жанр беседы, диалога мудрецов вокруг тех или иных тем, обозначенных в Мишнэ. А Мишнэ – это некий корпус текстов, опять-таки, известен приблизительно год его публикации, 200-й год нашей эры; это корпус законодательный. Талмуд дискутирует вокруг этого законодательного корпуса, дискутирует юридически, дискутирует и морально, словесно. В результате возникает фантастический набор самых разных литературных тем. Полностью слушайте в аудиоверсии. http://radiovesti.ru/audio/245/459.mp3 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.