Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Космарский А. Как толпа жестоко растерзала чиновника из Стамбула прямо в мечети


Рекомендованные сообщения

Судья продажная, козел ты!

Как толпа жестоко растерзала чиновника из Стамбула прямо в мечети

 

detail_7899bd58a15f044bd4d5a970aad36d72.
Забивание камнями в Османской империи
Изображение: warfare.altervista.org

 

Драматичная битва за Алеппо между войсками Асада и исламистской оппозицией заставила вспомнить яркий эпизод из истории этого древнего города — жестокое убийство присланного из Стамбула судьи. Эта расправа дала ученым ключ к пониманию важнейшего вопроса имперской политики: как договариваться с местными элитами. Насколько сильно могут чиновники позволить себе угнетать подданных? Почему так важны народные представления о справедливости? О причинах и смыслах убийства алеппского судьи рассказывает последний номер Journal of Islamic Studies.

 

24 апреля 1528 года крупный чиновник Османской империи пришел на молитву в Великую мечеть Алеппо — города, мирным путем вошедшего в состав турецкой державы 12 годами ранее. Алааддин Али ибн Ахмад аль-Руми был больше известен как Черный Судья (Кара Кади), но в Алеппо он не вершил правосудие, а проводил кадастровое описание земель и собирал налоги.

Пятничная молитва обернулась кровопролитием. Толпа верующих набросилась на аль-Руми, сорвала с него одежду и забила до смерти сандалиями и камнями — чтобы потом нельзя было вычислить виновных. Его тело протащили по улицам и хотели сжечь, но нескольким осторожным горожанам удалось вырвать его и предать погребению. Жестоко умертвили и ближайших сподвижников Кара Кади. Видного имперского судью не просто растерзала толпа — в черном деле были замешаны городские элиты. Расследующий убийство губернатор Алеппо арестовал десятки ученых (улемов), торговцев, квартальных старейшин, и в итоге казнил и сослал на Родос непосредственных виновных.

Убийство чиновника такого ранга (причем не в прифронтовой зоне, а в богатом городе, спокойно подчинившемся империи) — безусловно, экстраординарное событие. Учет и контроль над собственностью (чем и занимался аль-Руми) — наиболее больной вопрос в отношениях между центром и местными элитами — в любые времена и в любом государстве. Что же заставило горожан пойти на крайние меры? Почему система сдержек и противовесов между Стамбулом и Алеппо не сработала?

 

Не по чину берешь!

Чтобы ответить на эти вопросы, начнем с того, какое место занимал Алеппо в Османской империи. Вместе с другими землями Сирии, Палестины и Египта он перешел к Османам в начале XVI века после ряда искрометных кампаний против Мамлюкского султаната. Богатейший Алеппо (скоро он стал вторым по численности населения городом империи), как и другие арабские территории, принес империи земли, налоговые поступления, базу для дальнейшей экспансии в Средиземноморье и войн против персидской державы.

За захватом следовала административно-правовая интеграция покоренных земель. Ее главные «двигатели» — правосудие и налогообложение — объединялись понятиемканун: установлениями, регулирующими отношения между слугами султана, оплачиваемыми из его казны, и его подданными, эту казну пополняющими. Введение кануна требовало полного учета земельных участков, из которых затем выделялись содержания воинам (тимары), — чем и занимался Кара Кади и ему подобные. Кадастровое описание собственности (тахрир) оказалось фундаментом политической экономии империи. Убийство аль-Руми, таким образом, было не только отчаянным жестом протеста против налогового гнета и злоупотреблений, но и ударом в сердце легитимности османского режима — поэтому наказание за него не заставило себя ждать.

 
pic_a9e027d76a2f561137b6b764f759f4e7.jpg
Вид на Алеппо (XVI век)
Изображение: angloturkishsociety.org.uk

 

Аль-Руми занимался не только кадастром. Он отвечал за сбор налогов, учет верблюдов Алеппского санджака (округа), инспекцию вакфа (неотчуждаемого имущества, переданного на благотворительные цели) и частной собственности. Он же присматривал за султанским имуществом в Алеппо, и все обязанности осуществлял с большим усердием, изыскивая все новые способы увеличить поступления в султанскую казну.

Неудивительно, что скоро аль-Руми перешел дорожку многим влиятельным семьям Алеппо. Так, именно Черный Судья настаивал, что десятину (ушр) следует взимать и с вакуфной собственности. Затем аль-Руми не просто реализовал султанский указ о конфискации в пользу государства имущества, унаследованного по женской линии, но и ограничил действие указа лицами, принадлежавшими к популярному в Сирии шафиитскому мазхабу. Так он фактически подыгрывал более популярным в Турции ханафитам.

Но эти ухищрения затрагивали интересы лишь высших слоев общества. Массы горожан ополчились на Кара Кади по другим причинам — чиновник занимался классическими манипуляциями древних лихоимцев: придерживал запасы зерна и спекулировал солью, причем в год засухи. Обладатели обложенного новым налогом имущества, обездоленные наследники и простые горожане, испугавшиеся голода, — вот критическая масса социума, которая в итоге решила положить конец доблестной службе аль-Руми на благо государства.

 

pic_e0938b9572069ac70669453494e1666e.jpg
Алеппский базар
Изображение: mideastimage.com

 

Однако пока был показан лишь самый верхний и очевидный уровень разыгравшейся в Алеппо драмы. Убийство «неправедного» судьи в попытке горожан восстановить справедливость ставит вопрос о том, как в Османской империи граждане и государство находили общий язык и что они считали законным.

 

В чем сила

Проблема справедливости и законности (адала) всегда занимала исламские общества. Всеми признавалось, что право и государственное устройство имеют ценность не сами по себе, а как орудие божественной воли. Однако после крахаАббасидского халифата в XIII веке «справедливое правление» все чаще понималось не как руководство со стороны благочестивого государя, а как поддержание равновесия внутри общества, бережный учет интересов различных групп.

В новых условиях (отсутствия истинно исламского халифата) мусульманским ученым приходилось постоянно думать и судить о том, как государственная политика (сияса) должна соотноситься с законами общества правоверных (шариатом). Новая империя Османов предложила своим подданным своего рода договор: в обмен на покорность и налоги султан обеспечивает не только безопасность, но и справедливость. Власти не просто выполняют полицейские функции (шурта) — они выслушивают жалобы на злоупотребления (мазалим) и предотвращают угнетение (зульм).

 

pic_f4509ed60edd0546772b953446f7a88c.jpg
Правосудие по-османски: во время военного похода султан Мехмет I лично наказывает воров, укравших мед у местных жителей
Изображение: oguztopoglu.com

 

Османские властители создавали себе имидж доступных для народа, всегда готовых исправить злоупотребления чиновников. Например, в 1525 году великий визирь Паргалы Ибрагим-паша, проезжая через Алеппо, явил государственную политику, выслушав жалобы и казнив наиба (заместителя судьи), которого горожане обвинили в неоправданной жестокости и пьянстве. В конечном счете имперская законность (канун), как уже было сказано, опиралась на два столпа: правосудие и налогообложение. Чрезмерное усердие во втором со стороны конкретного лица (а правосудие и политика в исламском обществе могли быть только личными) рисковало обрушить первое, что и показала расправа над Кара Кади.

 

Сдержки и противовесы

Османы были не первыми правителями, которые пытались установить новый порядок в Алеппо. За столетия под властью египетских султанов горожане привыкли к поборам со стороны иноземных чиновников, но и научились искать покровителей и посредников, способных «решить вопрос» и предотвратить открытый конфликт, чреватый уроном для всех сторон. И в эту систему с ее множеством центров силы и авторитета — судьями, муфтиями четырех мазхабов, выносящими правовые суждения, инспекторами, следящими за торговцами, нотариусами, составляющими договоры, — вторгаются османы, пытаясь внедрить приоритет государственного интереса.

Действия Кара Кади, его указы и взыскание налогов шли в русле именно этой политики, но Черный Судья перегнул палку, и сопротивление горожан оказалось слишком сильным. Однако пока Османская империя не теряла сил, присланные из столицы преемники аль-Руми успешно продолжали интегрировать Алеппо в имперское пространство. Стамбул не испытывал нужды в полезных идеях, но их реализация шла методом проб и ошибок: чиновникам приходилось учитывать и местные интересы, и важные для подданных представления о справедливом правлении.

 

 

Артем Космарский

 

 

Источник: https://lenta.ru/articles/2016/08/07/haleb/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация