Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Голобоков Н., Мошкин М. «В каком-то смысле все мусульмане – ваххабиты»


Рекомендованные сообщения

«В каком-то смысле все мусульмане – ваххабиты»

Текст: Никита Голобоков, Михаил Мошкин
 

m835527.jpg Фото: Саид Гуциев/РИА «Новости» 
 


 

 

 

Совет муфтиев России (СМР) опасается раскола в российской мусульманской общине. Поводом для этого называется документ, принятый в Грозном по итогам прошедшей там Всемирной исламской конференции. Этот документ уравнивает сторонников одного из течений ислама, салафитов, с приверженцами ИГИЛ и сравнивает с нацистами. Чем каждая из сторон конфликта объясняет свою точку зрения?

 

Принятая в августе на исламской конференции в Чечне фетва (правовой документ в исламе), которая отделяет правоверных верующих от сторонников сект, существенно недоработана и провоцирует раскол среди российских мусульман, говорится в заявлении Совета муфтиев России.

«По мнению членов Совета муфтиев России, резолюцию, вызвавшую резонанс в России и за рубежом, необходимо пересматривать... ввиду того, что она вносит раскол... также между российским и зарубежным мусульманским сообществом», – говорится в опубликованном на сайте СМР заявлении.

Фетва, вызвавшая недовольство в Совете муфтиев России, была принята по итогам Всемирной исламской конференции «Люди Сунны – кто они?», которая прошла в Грозном в конце августа. Документ, согласно его тексту, «является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязателен к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации».

Совет муфтиев насторожило то, что фетва, во-первых, объявлена «обязательной», и во-вторых, по мнению СМР, признает истинными мусульманами только последователей одного из направлений суннизма, распространенного на Кавказе – а именно суфийского тариката.

 

«Их идеология ничем не гуманнее нацизма»

Помимо фетвы, участники конференции приняли обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором, в частности, содержался призыв – вслед за признанием запрета на деятельность так называемого ИГИЛ* признать преступной «и саму идеологию, и религиозное обоснование преступного сообщества».

«Эта идеология получила во многих странах мира обобщенное название «ваххабизм», к которому мы относим целый ряд экстремистских течений, в том числе так называемый салафизм, хабашизм, учение «Хизб ут-Тахрир», политическое крыло «Братьев-мусульман» и другие. Их идеология ничем не гуманнее идеологии нацизма, осужденной всем человечеством», – сказано в обращении участников грозненской конференции к президенту России.

Отметим, что ряд исламских богословов и исламоведов считают некорректным уравнивать салафизм (фундаменталистское направление в суннитском исламе, основывающееся на призыве ориентироваться на образ жизни и веру «праведных предков» – саляфов, т. е. ранней мусульманской общины) и идеологию «Братьев-мусульман», «Хизб ут-Тахрир» и тем более ИГ.

Добавим, что в опубликованном в 2013 году докладе Института национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье» количество приверженцев исламских течений, известных под общим названием «ваххабизм», оценивается примерно в 700 тыс. человек.

 

«Реалии отдельных областей Северного Кавказа»

Чеченский муфтият, утверждая, что конференция, принявшая антисалафитскую фетву, была действительно международной, подчеркивает: помимо видных российских богословов и муфтиев, под фетвой и обращением к Путину поставили подписи и авторитетные зарубежные деятели, такие как муфтий Египта Ахмад Мухаммад аль-Таййиб и признанный во многих арабских странах проповедник шейх Хабиб Али Джифри.

В Совете муфтиев России, в свою очередь, считают, что положения принятой в Грозном резолюции «отразили по преимуществу реалии Северного Кавказа, причем далеко не всего, но лишь отдельных его областей».

Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил: на грозненской конференции международное мусульманское экспертное сообщество было представлено «преимущественно теми регионами, в которых десятилетиями не удается потушить очаги острейших межмусульманских конфликтов, а сами эксперты имели, как чаще всего случается, весьма смутные представления о сути задач, которые стоят перед российскими мусульманами».

С жесткой критикой грозненской декларации выступил и сопредседатель СМР, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, который доказывал с богословской точки зрения, что инициатива северокавказских единоверцев на деле разделяет исламскую общину.

 

«Создается впечатление, что СМР занимается потворством ваххабизму»

В ответ муфтий Чеченской Республики Салах Межиев выступил с резкой критикой Гайнутдина.

«Невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимаетесь потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране», – говорится в заявлении муфтия Чечни, которое цитирует «Интерфакс».

Межиев подчеркнул, что Гайнутдин мог бы принять активное участие в августовской конференции в Грозном. Буквально в следующей же фразе чеченский муфтий упомянул Саида Бурятского, известного исламистского идеолога и террориста, ликвидированного в Ингушетии в 2010 году.

«Напомню один факт – некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма», – подчеркивал муфтий Чечни.

«Чтобы больше не появлялось в нашей стране таких, как Саид Бурятский и ему подобные, давайте без политики и философствований, на языке научных диспутов организуем нашу встречу в удобном для вас формате и выработаем механизм для противодействия экстремистской идеологии, попытаемся обезопасить молодежь России от ее разрушительного влияния», – говорится в заявлении Межиева.

 

«Характер прокурорского обвинения»

Собственно в фетве, принятой в Грозном, давалось определение ваххабизма и ряда других течений, которые определяются как «заблудшие секты современности» и отделяются от традиционных суннитов.

По мнению Гайнутдина, фетва в ее недоработанном виде во многом приобрела «характер заключительного прокурорского обвинения» в адрес ряда течений и сект современного исламского мира.

«При этом все они оказались, как говорится, на одно лицо, поскольку все дело свелось фактически к их перечислению без раскрытия внутренней сущности каждого, кто попал в список такого перечисления. А ведь именно этого следовало ожидать от документа, озаглавленного как «Фетва о неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений», – отметил глава Совета муфтиев России, добавив, что в фетве кроется стремление «безапелляционно делить мусульман на своих и не своих».

 

Бороться с радикализмом нужно на федеральном уровне

«Чечня – республика, которая максимально пострадала от явления, которое принято называть радикальным исламом, поэтому при малейшей возможности богословы этого региона хотят максимально обезопасить свой регион, – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. – Чеченские богословы прежде всего думают о будущем чеченской молодежи, но и исходят из того, что радикальные настроения растут не только в Северокавказском регионе, но и в Центральной России, и по всему СНГ. В России, напомню, до сих пор нет единой концепции развития государственно-конфессиональных отношений, и потому вся нагрузка по духовному и законодательному противостоянию радикалам лежит на региональных муфтиятах».

Тем не менее Гереев сожалеет о том, что органы власти, ведающие межконфессиональными отношениями, пока что не дали каких-то позитивных результатов в этом направлении, их деятельность свелась к выработке документов. Однако политологу понятна также и позиция Равиля Гайнутдина. «В Чечне живут в основном последователи тарикатского ислама (одно из значений термина «тарикат» – суфийские братства, объединяющиеся вокруг духовного наставника – прим. ВЗГЛЯД).

И вот они собрались и приняли эту фетву, где давалось определение ваххабизму и другим течениям. Однако Совет муфтиев России придерживался другой логики, и их тоже можно понять», – подчеркивает Гереев.

Эксперт полагает, что серьезного раскола среди мусульман России быть не может.

Тем не менее за последние десятилетия в России появились сотни тысяч мусульман, не относящих себя к традиционному исламу, отбрасывать их, записывать поголовно в радикалы, тоже нельзя, пояснил он. По его мнению, этот спор обнажил основные проблемные точки современного ислама в России. «Надеюсь, это послужит во благо, станет отправной точкой для совместной работы различных светских и религиозных институтов. Каждый изложил свою точку зрения», – считает Гереев.

Кроме того, он обращает внимание на то, что в ответном письме СМР говорит от имени совета Шуры, на решение коллегиального органа, решившего, что эта фетва нуждается в доработке. «Скорее всего, будет либо достигнут компромисс, либо каждый останется при своем мнении, но это не раскол», – пояснил эксперт.

В то же время он сожалеет о том, что мероприятия, подобные прошедшей в Грозном конференции, не проходят на федеральном уровне, поскольку тон должны задавать в центре, а не в субъектах.

 

«В Грозном эта проблема стоит очень остро»

Политолог, президент центра стратегических исследований «Россия – исламский мир» Шамиль Султанов, в свою очередь, полагает, что никакого единства среди мусульман России никогда не было, поскольку классовые, региональные, политические противоречия традиционно вносили разногласия в общность мусульман России. Поэтому нельзя говорить о расколе.

«Мотивация чеченского муфтията, конечно, понятна, все ищут средства борьбы с радикализацией ислама, а в Грозном эта проблема стоит очень остро. Однако вопрос в том, что такое «традиционный ислам» и что такое ваххабизм. Есть истинный ислам, а есть неверие, ересь, «ширк». Понятие «традиционный ислам» – чисто российское изобретение», – полагает собеседник.

К тому же, по его мнению, на конференции был озвучен некорректный термин «ваххабизм». «В свое время, когда в Россию приезжал тогдашний король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, в присутствии Владимира Путина он сделал заявление о том, что ваххабитами нельзя считать саудовских мусульман. Слово «Ваххаб», «Единый», сакрально в исламе, это одно из 99 имен Аллаха. В этом смысле всех мусульман на земле можно назвать ваххабитами. В исламском мире никто террористов ваххабитами не называет. Применять же термин «ваххабиты» к саудовцам впервые начал Билл Клинтон в 1997 году. В США этот термин не прижился, но у нас был принят на вооружение», – рассказал политолог.

Что касается конфликтов между чеченским муфтиятом и Равилем Гайнутдиным, то Султанов полагает, что ему уже много лет. «Как и в любом внутрирелигиозном конфликте, за этим конфликтом стоят весьма приземленные кадровые вопросы», – пояснил он.

 

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

 

 

Источник: http://vz.ru/society/2016/9/30/835527.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация