Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Кафаро А. Размышления о народах Средней Азии, Исламе и терроризме


Recommended Posts

Размышления о народах Средней Азии, Исламе и терроризме  

АЛЕКС КАФАРО

Наверное в России мало кому приходит в голову разбираться в различиях и особенностях основных национальностей и этнических групп Средней Азии. Несмотря на значительное количество гастарбайтеров именно оттуда, и несмотря на осложнение обстановки с террором и обострением внимания к выходцам из Средней Азии. Вот уже Бортников нам говорит: «… что основной костяк террористических групп составляют жители стран СНГ, прибывшие в Российскую Федерацию в потоках трудовой миграции…».

А правильно ли нам не различать трудовых мигрантов, например, - по степени лояльности, или опасности? Я об азиатах. Справедливо ли это? Вот если бы француз палестинского происхождения что-то натворил в Израиле, ведь никому бы не пришло в голову говорить, что, де, - французы …, основной костяк…

Последние события наводят на определённые размышления. Все ли приезжие из бывшей Советской Средней Азии одинаковы в своих мировоззренческих ориентирах, близости к культуре России и готовности к ассимиляции?

Взять хотя бы пример: Акбаржон Джалилов – террорист-смертник из Питера. На слуху то, что он уроженец Киргизии и мало кто акцентирует внимание на том, что он - этнический узбек. А этот факт проливает определённый свет на, хотя бы то, как он получил гражданство России. Например, Ю. Латынина, вроде отличающаяся серьёзным изучением фактуры, сделала вывод такой: «Вопрос: 16 лет, молодой человек из Киргизии приезжает в Питер, не зная ни слова по-русски. За какое такое он получил гражданство? Он что, долго и плодотворно трудился? Построил бизнес? Он поступил в институт? У него замечательные оценки?... Ответ очень простой, если вы вспомните вот эти очереди этих новоявленных граждан, голосующих на выборах 2012 года за Путина и ЕдРо. Выборы! Это совершенно сознательная политика Кремля.»

Мы знаем, что у Латыниной компульсия на Путина, но не знаем, краснеет ли она за свои откровенные ляпы. Ели бы она чуточку копнула и выяснила, что Джалилов этнический узбек, ей бы наверное вспомнились межэтнические столкновения в Оше и введённый упрощённый порядок предоставления гражданства для этнических узбеков в Киргизии и она бы не делала таких глупых выводов.

После Акбаржона Джалилова подоспел теракт в Швеции, где имя главного подозреваемого — гражданина Узбекистана Рахмата Акилова. Под Новый Год узбек - Абдулгадир Машарипов расстрелял в Турции 39 человек, 69 отправил в больницы… Вспоминается гражданка Узбекистана Бобокулова, нянечка, отрезавшая ребёнку голову в Москве…

«Для многих узбеков стало привычным, когда где-то происходит теракт, задаваться тревожным вопросом: не наш ли его исполнитель?» - пишет Малик Мансур - корреспондент Узбекской службы радио «Голос Америки», журналист из Узбекистана, живущий в эмиграции. (http://www.fergananews.com/articles/9364)

Основной мой порыв в написании данной заметки – это ощущение неправильности, неразумности, несправедливости, - того, что мы зря не различаем азиатов из бывших союзных республик. Например формулировка «уроженец Киргизии» - отбрасывает тень на киргизов. А мне думается, что киргизы, например, отличаются от узбеков менталитетом. И мы не понимаем: кто такие узбеки.

Для людей, знающих Среднюю Азию очевиден факт, что именно узбеки после развала СССР испытали капитальное, сильнейшее, необратимое унижение национального достоинства.

Что мы знаем о народах Средней Азии? Это: узбеки, таджики, казахи, туркмены и киргизы. Среди этих пяти основных национальностей, именно узбеки свысока смотрели на всех остальных во времена СССР и, по инерции, - первые годы после развала. И на то были сложившиеся общественно-политические причины.

В настоящее время узбеки – униженные, слоняющиеся по миру гастарбайтеры. Проституция для узбекских женщин стала не исключением, даже в некоторых странах - просторечным синонимом.

И ни какого просвета не просматривается! Ужас в том, что узбеки не могут сейчас себя ощущать даже на равных, например с казахами! Сейчас министр национальной экономики Казахстана говорит:  «Мы привыкли, что мы региональный экономический гегемон». Давно ли они «привыкли»? 

А ведь ещё вчера, в начале девяностых, узбеки бывало в спорах, когда закачивались аргументы, восклицали: «Ты что, казах что ли!?», при этом особенность произношения могла придать особую оскорбительность в определённом намёке..., (узбеки меня поймут). В те времена, как правило, разговор с гаишником между двумя узбеками быстро переходил на восклицание: «Ты же ведь узбек!»; после которого накал дискуссии, как правило, спадал. (Зная такие нравы, я – в те времена житель Ташкента, вцепившись в руль, тешил себя мыслью, что: узбеком можешь ты не быть, а человеком быть обязан).

Сейчас узбеки ездят в Казахстан батрачить так-же как в Россию и в другие страны. И в киргизском Оше их численность увеличивалась не от хорошей жизни на родине.

Среди пяти основных национальностей Средней Азии, казахов никто в России среди гастарбайтеров не найдёт; туркменов - почти нет, да и те, что есть – этнические узбеки. Основные азиатские гастарбайтеры – узбеки, таджики и киргизы. Спросите у какого-нибудь пожилого узбека, смог ли он представить в девяностых, что узбеки будут в одном ряду с таджиками в списке работяг на чужбине, - он опустит глаза.

Внутри самого Узбекистана, по большому счёту – нищета. «Когнитивный диссонанс» - диагноз, который смело может быть поставлен целому народу. На фоне полнейшего упадка благосостояния, бывший Президент Республики Каримов танцевал на праздниках, а всё вещающее в республике, уродуя саму природу человеческого здравого смысла, провозглашало неуклонный рост благополучия населения и счастье независимости. И это при перебоях в подаче электричества, газа и тепла и сохранившихся воспоминаниях о сытом советском прошлом. Каримов даже умудрился назвать уезжающих на заработки соотечественников «лентяями», и это при том, что суммарный доход от поступлений из-за границы средств от этих «лентяев» почти в два раза превышает выручку от экспорта хлопка, выращиваемого в республике с использованием принудительного труда и детского в том числе.

«Белое золото» - так величала хлопок советская пропаганда. Эта формулировка, наверное, была придумана для придания особой гордости для народа Узбекистана. Но последний её понял по-своему. Многие помнят тогдашние нравы узбеков, что якобы Узбекистан чуть ли ни кормит СССР и если бы узбеки были самостоятельным государством, то по своему богатству мало отличались бы от, например, стран Залива. Позже я узнал, что ещё при Империи, Россия закупала хлопок в Туркестане намеренно дороже, чем могла бы в Индии, и мотивировки были - политические.

«…Я горжусь, что мои предки – это узбеки! И в моих жилах течёт узбекская кровь!» Конечно, Алишер Усманов – это далёкая, сияющая звезда для тридцати миллионов узбеков. Наверное не найти такого другого узбека во всём Мире, чьё состояние было бы столь значительным и легитимным, а жизненный путь завораживал самобытностью. Все остальные персонализированные состояния узбеков можно смело обозначить: «Гульнары Каримовы», (боюсь, что кого-то проглядел и заранее извиняюсь). В республике жестоко и на корню давились и уничтожались все талантливые предприниматели с самого начала независимой государственности.

 «Ташкент – город хлебный». Может ничего другого про Узбекистан в России никто и не скажет. Но это помнит. Про какой ещё город из бывших, или нынешних Среднеазиатских республик простой обыватель может что-то такое вспомнить? Узбекская ССР была в центре экономики, культуры и политики Советской Средней Азии. Очевидно, что роль Ташкента, как центра, столицы обширного географического пространства, именуемого в Российской Империи Туркестаном, сложилась гораздо раньше колониальных притязаний России. В Ташкенте сидел генерал-губернатор Туркестана, создавалась определённая культурная, научная среда, располагалась Епархия Ташкентская и Туркестанская, (правда – с 1916 года); да и М.Е. Салтыков-Щедрин в 1870-х годах подарил нам замечательное произведение  «Господа ташкентцы».   

После революции Ташкент стал столицей Узбекской ССР, а рядом, обретя собственные индивидуальности, образовались другие республики СССР. И опять же: Ташкент на протяжении всей истории Советского Союза был центром Советской Средней Азии. Очевидно, именно такие планы и строились большевиками. В Ташкенте был построен Университет, открыта библиотека, завезена интеллигенция. Великая Отечественная Война добавила Ташкенту всего, что было связано со значимостью крупного тылового центра. И к концу Советской Империи Ташкент можно было смело величать «Звездой Востока». Говоря Ташкент, конечно-же подразумевался весь Узбекистан. Эта была республика с самой развитой промышленностью, даже с авиационным заводом. В ВУЗы Узбекистана ехала молодёжь не только из соседних республик, даже из южных городов и районов РСФСР, из Сибири. Под Ташкентом находился Институт  Ядерной Физики со своим ядерным реактором (!). За покупками в Ташкент отправлялись множество жителей соседних республик.

Конечно же, узбеки были горды таким своим положением. Наверное, когда этническая группа объективно выделяется среди других, это может расцениваться членами этой группы как что-то врождённое, природное, передающееся по наследству. Узбек, фигурально выражаясь, твёрдо стоял на ногах, спокойно чувствовал себя в настоящем и уверенно смотрел в будущее. И ощущал себя избранным. Приезжая, например, в Москву с помидорами, дынями и редькой, узбеки с умилением наблюдали, как москвичи бережно едят бутерброды с редькой.

(Честно говоря, никакие другие помидоры, персики и дыни никогда не сравнятся с узбекскими, только не перевезёнными.)

Что такое теперешний Узбекистан всем известно. Конечно, роль Каримова, или вина его в этом очевидна, как и вина так называемых «элит». Мы же привыкли к тому, что понятие «элиты» в современном обществе означает - группы амбициозных людей с большими состояниями и влиянием на государство, алчность которых подтверждается наличием у них больших ресурсов. Это совсем не люди исключительные в смысле просвещённости, образованности, или каких либо иных добродетелях. Так вот, наиболее «элиты» - не элиты, - это в Узбекистане. История показала: если и есть что-то природное и врождённое у узбеков, так это - бесконечная терпимость к тирании. Неизвестно ещё, до чего бы дошёл Узбекистан, проживи ещё десяток лет Каримов, смерть которого узбеки так искренне оплакивали.

В СССР секса не было. Так же как и веры в бога. Если серьёзно: то, что я помню из прошлого среди узбеков – это религиозность в форме традиций. Похороны, поминки, мулла… Всё же идеи социального равенства были выношены и рождены в Европе и социализм с его догмами и трактовками, в общем, был так же малопонятен как и Коран, с одной лишь ущербностью, что не обещал загробную жизнь. Мощная государственная машина и установленный порядок вещей, известные исторические мифы, война, жертвы, борьба, Космос, БАМ, угроза ядерной войны… Для узбеков ислам наверное был мостиком к востоку, ниточкой к далёкому прошлому, способом восполнить недостающее в себе для более полной и гармоничной самоидентификации себя всёж-таки как людей восточных.

С так называемым обретением независимости Ислам прочно стал входить в жизнь Узбекистана. Мы же со школы знаем, что религия – это инструмент угнетения правящих классов. К тому же упадок образования. Для пытливых, энергичных, молодых умов в Коране, при недостатке приоритета образования, - ответы на все вопросы.

Весь современный деятельный протест в Мире вобрал в себя агрессивный Ислам. Мы уже забыли про «Фракцию Красной Армии», «Красные Бригады» в Европе. Но мы знаем, что немцы принимают Ислам и едут воевать на ближний восток. В определённом смысле – это подарок правящим классам всего мира с их спецслужбами. Борьба за социальную справедливость, борьба с неоколониализмом… Ничего не осталось из разумного, доброго и вечного… Приобщаясь к агрессивному Исламу множество людей из разных стран решают проблемы свои и своих народов. Ведь если мы обратим внимание на мнения родственников и соседей об уже известных террористах-узбеках, - все они особой религиозностью не отличались.

Мир не терпит однополярности в радостном движении вперёд по пути безудержного потребления и создания благоприятной инвестиционной среды. Теперь с другого полюса стоит Ислам. Народам, лишённым  каких-либо возможностей занять своё место в Современном Западном Мире, кроме как безлико раствориться в нём, представляется возможность стать на сторону агрессивного Ислама.

Само слово «узбек» в переводе означает примерно - «сам себе бек (хозяин)». Это гордые люди, привыкшие смотреть на своих соседей по Азии свысока. На худой конец – на равных. Американцам было наплевать на тиранию Каримова. Запугав, задавив любые мало-мальски передовые проявления, инициативы своего народа, и в предпринимательстве и в чём бы то ни было, пересажав и истребив многих ярких деятелей Узбекистана, ежегодно принуждая к рабскому труду при уборке хлопчатника, Каримов породил глухую злобу у узбеков и ощущение бессовестного и  беспросветного лицемерия всего просветительства Западного Мира. Целое поколение узбеков выросло в исковерканном сознании непонятно чего: где правда – где ложь, что хорошо, а что плохо. Когда старики, умилённо улыбаясь, вспоминают: как жили при Союзе, по телевизору – «цветёт родной Узбекистан» во всех смыслах, есть нечего, приходится уезжать и терпеть унижения падённого труда заграницу… Прямая дорога в Ислам. Религия издавна даёт ответы на все вопросы быстро и просто. Приобщиться к великому, яркому и сильному в современном Мире, одновременно вырвавшись из трясины унижения, разорвав путы безвременья и обретая величие для себя и своего народа… Не это ли путь узбеков-террористов из Новейшей Истории?

 

Источник: http://khazin.ru/articles/136-chelovek-i-obcshestvo/30333-razmyshlenija-o-narodah-srednei-azii-islame-i-terrorizme

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information