Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Верующие пользователи Facebook оказались добрее атеистов и агностиков


Victor

Рекомендованные сообщения

Верующие пользователи Facebook оказались добрее атеистов и агностиков

 

Ученые из Университета Пенсильвании выяснили, какие слова и темы более свойственны пользователям Facebook в зависимости от их религиозных предпочтений. Они сравнивали верующих и неверующих, и установили, что первые чаще употребляют социально ориентированные слова, выражают положительные эмоции, и чаще упоминают семью, а неверующие склонны чаще выражать негативные эмоции, использовать категории, связанные с когнитивными процессами, и упоминать тело и смерть. Исследование опубликовано в журнале Social Psychological and Personality Science.

 

Несмотря на рост популярности атеизма, подавляющее большинство людей (по некоторым оценкам, около 80 процентов в мире) все еще придерживается какой-либо религии. Многие исследования говорят о том, что религиозность в самом деле имеет важные жизненные последствия, например, религиозные люди благополучнее неверующих, у них лучше здоровье и они дольше живут, но в то же время среди них чаще встречаются ожирение, они более склонны к антинаучным позициям и расизму. Также у верующих и неверующих разный способ мышления. Религиозные воззрения формируют культуру людей, причем у атеистов и агностиков тоже формируется своя культура, и все это находит выражение в языке.

По данным, которые люди оставляют в социальных сетях, можно определить многие особенности их мировоззрения и привычек. Команда исследователей из США, Великобритании и Австралии решили использовать посты в социальной сети Facebook, чтобы лучше понять разницу между верующими и неверующими людьми через особенности из языка. Они попытались воспроизвести исследование, проведенное ранее на базе Twitter, и пошли немного дальше.

 

Для этого англоязычным пользователям предложили заполнить анкету в приложении MyPersonality на Facebook, где они оставили, среди прочего, информацию о своих религиозных убеждениях, а также дали согласие на анализ своих онлайн-постов и другой открытой информации. Из анкет выбрали пользователей, которые выразили свою религиозную позицию (12815 человек из США и Великобритании), разделили их на верующих и неверующих, и с помощью методов вычислительной лингвистики проанализировали язык этих пользователей. Один алгоритм позволял искать по заданным учеными категориям слов («сверху вниз») и анализировать частоту их использования (так команда психологов проверяла результаты коллег), другой алгоритм сам объединял слова в кластеры по семантическому подобию («снизу вверх»), и выявлял наиболее часто встречающиеся. Во время анализа контролировали показатели пола и возраста, чтобы их влияние на языковое поведение не исказило результаты.

 

Как и ожидалось, сильнее всего с верующей группой коррелировали религиозные слова, в том числе само слово «религия». Подтвердились данные о том, что религиозные люди чаще употребляют слова из категории положительных эмоций («любовь», «хороший», «счастливый»), семейной («матери», «дядя», «тетя») и социальной категорий («говорить», «мы», «они»). Нерелигиозные люди чаще употребляли гневные слова («ненависть», «ложь», «отстой»), выражали негативные эмоции («плохо», «ненавидеть», «плакал»), использовали слова, описывающие когнитивные процессы («ожидаемый», «выяснил», «едва») и выражающие понимание («заметил», «выяснил», «причины»). Ученые проверили и другие категории и подтвердили, что нерелигиозные люди чаще используют ругательства, а также говорят о теле («головы», «шея», «грудь») и смерти («умирать», «мертвый», «умер»).

Второй анализ, «снизу вверх» выявил 75 самых характерных для групп слов и фраз. Среди них, опять же, популярными у верующих людей оказались религиозные слова, положительные эмоции, просоциальные слова и слова благодарности, а у неверующих это снова были ругательства, а также слова, связанные с алкоголем, и смертью. Также неверующие любили употреблять слова, отражающие более точный стиль мышления («вероятно», «возможно», «видимо», «думает»).

 

9513959fd1442f6617ea3b4c5fb3dee3.bmpРезультаты анализа «снизу вверх» (DLA): слова и фразы, которые сильнее всего отличают религиозного пользователя (вверху) от нерелигизоного (внизу). Размер слова указывает на силу корреляции, а цвет указывает частоту (слова, написанные красным цветом, встречаются чаще, серым — реже). David Yaden et al., Social Psychological and Personality Science, 2017

 

92ee73519f4c6fac0304fac86b30a7d7.bmp Данные лингвистической корреляция для религиозных людей (христиан, мусульман, буддистов, индуистов, n = 7 416) и нерелигиозных (атеистов, агностиков, n = 1 633). В заголовках таблицы слева направо: лингвистическая категория, слова-представители, результаты для нерелигиозных и религиозных участников. Порядок категорий дан в градации от самой характерной для верующих (вверху), до самой характерной для неверующих (внизу). В крайней правой колонке отражен уровень надежности результата. David Yaden et al., Social Psychological and Personality Science, 2017

Любопытным кажется высокая частота слов из категории «смерть». Эти слова встречались в разных контекстах, касались реальных смертей, социальных проблем, а также использовались в шутках и в контексте о технологиях, переставших работать. Проще всего объяснить эту закономерность отсутствием табу у не связанных с религией людей. Более любопытная теория на этот счет гласит, что популярность темы смерти в человеческой культуре связана с попыткой ее контролировать.

 

Но в целом результаты согласуются с данными предыдущих исследований, например, более позитивный язык у верующих может отражать данные о том, что они ведут более здоровую и счастливую жизнь, причем, некоторые исследователи полагают, что этому может способствовать поддержка религиозных сообществ, которая может отражаться в просоциальности постов этой группы. С другой стороны, негативные эмоции и гнев неверующих людей, о которых и ранее сообщали ученые, может быть связан с их более высокой тревожностью и отсутствием в этой среде религиозных практик, способных улучшать настроение. Другое возможное объяснение для этих различий — это социальное давление религиозных институтов, которые поощряют людей выражать позитивные эмоции и не одобряют выражение негативных. На данный момент нет доказательств того, что религиозные люди подавляют «плохие» эмоции, однако вопрос остается важным: говорим ли мы то, что на самом деле думаем, испытываем ли мы те эмоции, о которых сообщаем в социальных сетях, и насколько вообще на наше языковое поведение влияют социальные нормы и самоцензура? Несомненно то, что язык многое говорит о своем хозяине, однако как именно следует интерпретировать результаты лингвистического анализа, ученым еще предстоит понять.

Онлайн-поведение стало популярным направлением для исследований. По постам в Facebook можно определить не только пол, возраст, сексуальную ориентацию, но и наличие вредных привычек. Также лингвистический анализ содержимого соцсетей ранее помог выявитьчеловеческие стереотипы и охарактеризовать интернет-язык женщин и мужчин.

Анна Зинина

 

Источник: https://nplus1.ru/news/2017/08/24/non-religious-language

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация