Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Хазин М.Л. Почему в исламском мире не получается создать технологическую экономику на собственном базисе?


Victor

Рекомендованные сообщения

Почему в исламском мире не получается создать технологическую экономику на собственном базисе?
МИХАИЛ ХАЗИН
 

Вопрос о смысле «исламского банкинга» поднимается в последнее время все чаще, у нас уже даже стали говорить о «православном банкинге», не очень, правда, объясняя, что это такое. Но самый главный вопрос при этом обсуждается слабо: что же такого в этом самом «западном банкинге», что он позволяет обеспечивать постоянное развитие углубления разделения труда и научно-техническим прогрессом? Почему повторить эту модель вне рамок капитализма удалось только СССР, а вот исламские страны вынуждены копировать, но сами вперед вырваться не могут? О Китае мы говорить не будем, поскольку Китай скопировал модели, вначале советскую, затем — финансово-капиталистичекую и (пока, во всяком случае) на собственную модель, в отличие от ислама, не претендует. 

Для ответа на этот вопрос нужно понимать, что такое капитализм (в чем его фундаментальное отличие от феодализма) и какое значение в этом отличие играет кредит. Для начала отметим, что, в рамках феодальной системы, кредит (с процентами), в основном, использовался в двух формах: либо для ускорения потребления (оплата наемных армий это тоже потребление, для феодала), либо — как страховой взнос (длительные экспедиции были высокорисковым мероприятием и те, кто вернулся, неизбежно должны были оплачивать тех, кто вернуться не сумел). 

Отметим, кстати, что наемные армии тоже получились не случайно. Это пример углубления разделения труда: феодалу дешевле в нужные минуты заплатить наемникам, чем постоянно держать армию, которую нужно кормить каждый день. Общий объем вооруженных людей при этом сокращается, как и нагрузка на экономику, да и качество этих людей выше, поскольку они совершенствуются непрерывно. Другое дело, что проблема защиты Отечества их волнует мало (хотя свое собственное отечество, например, Швейцарию, они всегда защищали истово). 

Возвращаясь к основной теме: для цехового производства кредит был особо не нужен: количество мастеров было фиксировано, как и технологии, спрос, в общем, не менялся десятилетиями, как, часто, и цены и, как следствие, финансовые потоки были стабильными. А инновации, без которых современная экономика жить не может, делались крайне редко и из сбережений, а не за счет кредитов. 

Я не буду здесь останавливаться на причинах перехода от феодализма к капитализму, скажу лишь основной вывод. Отличие капитализма от феодализма состоит в том, что траты на инновации (расширение производства, создание новых технологий, создание новых продуктов) были включены в воспроизводственный контур экономики. То есть — их должны были оплачивать потребители. 

И вот здесь стало понятно, что необходим постоянный источник денег. Фиксированные финансовые потоки цехового производства не работают, если нужно все время что-то менять и модернизировать. Собственно, сказанное в предыдущем абзаце можно сформулировать иначе: капитализм — это экономика постоянной модернизации. И для этой текущей модернизации необходим постоянный источник кредитов. В том числе потому, что постоянная текущая модернизация меняет структуру финансовых потоков и ты никогда заранее не знаешь, сколько тебе придется платить поставщику завтра, чтобы он поставил тебе продукцию послезавтра.

Объем расширенной денежной массы в экономике (агрегат М2) должен быть примерно равен ВВП (превышение связано с образованием финансовых пузырей, недостаток денег ведет к стагнации экономики), а кредитный мультипликатор (от есть отношение М2 к денежной базе) быть в диапазоне 4-6. То есть, значительная часть обслуживающей экономику денежной массы создана банками за счет кредитных операций — и без них экономика существовать не может. И это не инвестиции — это краткосрочные кредиты на обслуживание текущей хозяйственной деятельности. 

Эти кредиты играют принципиально важную роль в хозяйственной деятельности конкретных производителей, фактически, банки берут на себя часть рисков хозяйствующих субъектов. Эти кредиты принципиально необходимы в индустриальной экономике (они были и в СССР, поскольку Госбанк перечислял деньги предприятиям по документам об отгрузке и это был именно кредит, за него брался процент, возврат этих денег происходил только после того, как получатель свой товар получал, а это могло произойти через много месяцев) и их никаким «исламским банкингом» не компенсируешь. Прежде всего потому, что объем этих кредитов связан с общим объемом затрат, который может быть в десятки раз больше, чем прибыль предприятия. А «исламский банкинг» это именно участие в прибыли, а вовсе не в доходах.

Фактически, речь идет о том, что любое соучастие в бизнесе (а именно в этом  суть исламского банкинга) — это разделение прибыли (если она есть) и/или доли от продажи бизнеса в целом. Но текущая хозяйственная деятельность требует постоянного оборота денег, совокупный объем которых в экономике примерно совпадает с совокупным объемом добавленной стоимости, но локально может его существенно превышать. И обслуживание этих кредитов ложится на себестоимость, то есть происходит до формирования прибыли.

И фокус состоит в том, что бескредитного аналога рефинансирования оборотных средств и системы денежного обращения в рамках исламского банкинга никто пока не придумал … И потому индустриальная цивилизация в исламских странах не получается. Они могут купить или своровать технологию и отлично ее внедрить и реализовывать. Но внутренняя система инноваций при этом не пойдет — что мы и наблюдаем на практике. Фактически, исламские страны повторяют феодальную систему на базе современных технологий. То есть она работает, но, сама по себе, не обновляется. 

Спрашивается, а чем плоха цеховая система? Работаем, накапливаем прибыль, а потом из нее оплачиваем инновации? А проблема в том, что инноваторы не могут работать раз в десять лет — если они постоянно не совершенствоваются, то довольно быстро «вымирают» (не физически, а организационно). А как их кормить, кто там поймет, это настоящие инноваторы или жулики, если понять это можно будет только лет через десять! Ну и потом, за эти десять лет капиталисты убегут далеко вперед и как потом догонять? Собственно, по этой причине многие вполне успешны страны Средневековья (типа Индии или Китая) и получили в XIX веке серьезные проблемы (напомню, Китай за сто лет до этого был крупнейшей экономикой мира) …  

И единственно, кто справился с этой проблемой, был СССР. Суть его модели была очень проста: инноваторы финансировались отдельно, а кредиты, как я уже отмечал, выдавались автоматически, по документам об отгрузке, при условии, что продукция была внесена в план. Да, частично такая централизация и бюрократизация уменьшал эффективность, зато она росла за счет эффекта масштаба. Ну а рухнула эта система совсем по другой причине, по той же, по которой сейчас «колбасит» мировую систему капитализма. Впрочем, это уже тема другой статьи.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что невозможность более поддерживать систему капитализма (которая требует постоянного расширения рынков) требует разработки альтернативной системы развития. И если мы начнем ее формировать на базе исламского банкинга, то получим серьезную проблему. И думать о том, как ее преодолеть нужно уже сейчас.
 

 

Источник: https://khazin.ru/articles/6-jekonomika/55678-pochemu-v-islamskom-mire-ne-poluchaetsja-sozdat-tekhnologicheskuju-jekonomiku-na-sobstvennom-bazise

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация