Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Церковно-театральный конфликт: митрополит Тихон хочет запретить "Щелкунчика"


Victor

Рекомендованные сообщения

Церковно-театральный конфликт: митрополит Тихон хочет запретить "Щелкунчика"

4.jpg

В Новосибирске, похоже, намечается "Тангейзер"-2. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с подачи которого спектакль сняли с репертуара, а директора уволили, нашел новую цель. Несколько, прямо скажем, неожиданную: "Щелкунчик" — классический балет Чайковского, без которого многие не представляют Новый год. Написан, как известно, по мотивам сказки Гофмана и с успехом на сценах — уже десятилетия. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И вот вердикт Митрополита Тихона: "Постановка оккультная, потому что принц-оборотень". И если какая-никакая логика в определении принца прослеживается, то Гофмана-оккультиста категорически не приняли. Вот реакция кандидата филологических наук Елены Масоловой в интервью "Комсомольской правде" (это она — о сказке "Курочка Ряба". "Вы только подумайте — курочка там разговаривает! Еще и утешает бабу и деда беспомощных. Тоже ведь — оккультизм". Чувствуется, конечно, ирония. Но опыт "Тангейзера" настораживает. Тем более что замена "Щелкунчику" уже готова — опера "Рождество" по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви. Премьера состоялась. Композитор — жена Тихона Ираида Сальникова.

Посмотреть классику, в любом случае, хорошо. Балет "Щелкунчик" в афише всех федеральных оперных театров страны. А вот новых постановок той самой оперы "Рождество" пока не запланировано – ни вместо, ни вместе со "Щелкунчиком".

Двести артистов, балет, два хора, богатые декорации и костюмы – в Новосибирске по заказу местной епархии поставили оперу о Рождестве Христовом. Премьера прошла с аншлагом. Но эта новость так и осталась бы только в рубриках культуры, если бы не интервью, которое перед спектаклем дал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. "Решили сделать постановку, которую можно каждый день показывать в Святки или в день Рождества Христова на Новый год, потому что обычно показывают "Щелкунчик", но там все-таки считается, что принц-оборотень, и такая оккультная постановка", — заявил он.

На это директор Большого театра Владимир Урин ответил, что митрополит Тихон не имеет права навязывать и диктовать свое мнение. Поддержали его и театроведы. "То волнение, которое чувствуется в театральной среде, продиктовано тем, что высказывается властный человек, который сможет навязать обществу свою личную точку зрения и сделать ее автоматически общественной, как это было с оперой "Тангейзер", — считает театральный критик Павел Руднев.

Слова владыки оказалось достаточно, чтобы два года назад возбудить дело об осквернении религиозных символов в "Тангейзере" режиссера Тимофея Кулябина. Там сюжет оперы Вагнера – как богохульник пришел к вере и был прощен – иллюстрировали плакатом с изображением распятия на фоне женских ног. В итоге уволили директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича. С тех пор в регионах к чувствам верующих относятся более чем трепетно. До такой степени, что осенью в Омске и Тюмени отменили знаменитый спектакль "Иисус Христос – суперзвезда". На всякий случай – после того, как местные религиозные активисты назвали его богохульством и обратились в прокуратуру.

Одновременно в Перми патриотически настроенные блогеры усмотрели в спектакле "Голубая комната" развратное поведение на фоне иконы – на деле это оказалась светская картина. И вот теперь "демонический "Щелкунчик". "На русской сцене "Щелкунчика" ставили не со сказки Гофмана, а с французского пересказа, это доказано, то есть сказка уже к нам пришла в более мягком, обработанном виде, без гофмановского мистицизма", — отмечает балетный критик Лейла Гучмазова.

"Оккультная постановка" — знал ли владыка Тихон, как сам Чайковский боялся подобной рецензии? "А вдруг окажется, что… "Щелкунчик" — гадость…", — писал композитор брату в 1891 году. Музыка сочинялась тяжело — в это время он переживал смерть сестры. А вышла, как считают музыковеды, самая глубокая и добрая сказка о Рождественском чуде.

Новосибирский "Щелкунчик" — реконструкция классической версии Василия Вайнонена 1954 года. В репертуаре — с 2013-го. Он настолько популярен, что идет в январе даже дважды в день. Смотрела его и композитор оперы "Рождество" Ираида Сальникова, жена священника той же епархии. "Мы ходим с детьми, я ходила, я — композитор, я люблю музыку Чайковского, прекрасный балет!" – считает она.

Спектакль "Рождество", которым митрополит предложил заменить "Щелкунчика", кстати, его немного напоминает по сценографии. На сцене – елка, традиционный символ праздника, а ведь в России она в XIX веке появилась именно благодаря сказке Гофмана и вообще увлечению немецким романтизмом, как считает, например, филолог Светлана Адоньева в работе "Советская елка: генезис современного ритуала". На это исследование ссылаются на сайте Новосибирской митрополии.

Литературовед Игорь Волгин вообще видит в сказке христианский подтекст. "Дети ждут чуда – это же перекликается с библейским ожиданием чуда, это христианское чудо, — говорит он. — Кстати, там есть орех, который должен разгрызть герой, а орех в средневековье это символ христианства в какой-то степени".

В любом случае, история безобидная, чего не сказать о попытках влиять на репертуарную политику театров. По закону не то, что духовные лица — государство — не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев пропаганды насилия и религиозной нетерпимости.

 

 

Источник: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2842253

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Цитата

Новосибирский митрополит "достал" даже госпропаганду

Выступив против "Тангейзера", он заработал окрик из Министерства культуры. 
Теперь ему посвящен целый сюжет "Вестей". 

Но за "эпатажные высказывания" можно наказывать только диакона, правда, Ваше Святейшество? Назвать Чайковского оккультистом это ведь совсем не то же, что митрополита Никодима - эээ,.. чайковским.

 

Источник: http://diak-kuraev.livejournal.com/1457501.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Новосибирский митрополит назвал «Щелкунчика» оккультной постановкой о принце-оборотне

Ранее он добился запрета оперы «Тангейзер» из-за использования в ней образа распятия

 

 

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон назвал сказку Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик» оккультной, а ее главного героя — принцем-оборотнем. С таким заявлением касаемо театральных постановок по сюжету немецкого романтика священник выступил в минувшую среду.

 

Новосибирский митрополит назвал «Щелкунчика» оккультной постановкой о принце-оборотне
фото: ruwikipedia
Премьера "Щелкунчика" в Мариинском театре в 1892 году
 

По словам Тихона, он обдумывал, какой спектакль можно сделать традиционным для Святок, Рождества или Нового года, и его не устроило, что таким на настоящий момент воспринимается именно «Щелкунчик».

«Потому что Щелкунчик — он, считается, что принц-оборотень, такая оккультная постановка, поэтому, если уж говорить о наших традициях, то хотелось бы, чтоб праздник отражал суть Рождества Христова», — заявил митрополит, которого цитирует НГС.

«Щелкунчику» иерарх церкви предпочел оперу «Рождество», представленную в Новосибирском театре оперы и балета: ее показ и сопровождался вступительным словом митрополита.

Отметим, что композитором «Рождества» является жена Тихона — Ираида Сальникова. Сам Тихон заявил, что постановку еще не видел, однако уверен, что она получилась «современной» и сможет стать традиционной для театра.

Напомним, что именно по инициативе Тихона в Новосибирске была снята с показа опера «Тангейзер», после чего оказался уволен прежний руководитель оперного театра — Борис Мездрич.

 

 

Источник: http://www.mk.ru/social/2017/01/12/novosibirskiy-mitropolit-nazval-shhelkunchika-okkultnoy-postanovkoy-o-princeoborotne.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В ОП вступились за «Щелкунчика»: Чайковский «заслуженный», несмотря на ориентацию

Ранее новосибирский митрополит заявил, что балет представляет собой оккультную историю о принце-оборотне

 

Член Общественной палаты РФ новосибирец Александр Хамидуллин прокомментировал РИА «Новости» высказывание митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, объявившего балет «Щелкунчик» оккультной постановкой о принце-оборотне.

 

В ОП вступились за «Щелкунчика»: Чайковский «заслуженный», несмотря на ориентацию
фото: Дамир Юсупов
 

По мнению священника, традиционные постановки «Щелкунчика» к Новому году и Рождеству необходимо заменить на более христианские сюжеты, в качестве примера которых он привел поставленную в Новосибирске оперу «Рождество», музыку для которой написала его жена, Ираида Сальникова.

В ответ на высказывание Тихона Хамидуллин заметил, что опасается, как бы в скором времени митрополит не высказал претензии уже к самому Чайковскому. «При всех человеческих недостатках и нетрадиционной ориентации Петра Ильича, человек он заслуженный», — заявил Хамидуллин, профессиональная деятельность которого с 90-х годов связана с торговлей овощами и фруктами.

По мнению члена ОП, «вклад Чайковского в духовную православную музыку за 150 лет признан в России всеми — и патриархами РПЦ тоже». Хамидуллин выразил сомнение в том, что позиция Тихона согласована с РПЦ.

Напомним, ранее сегодня ее раскритиковала балерина Анастасия Волочкова, посоветовавшая «попам сидеть в церкви» и не высказывать суждений об искусстве.

Митрополит Тихон получил широкую известность в 2015 году, когда при его участии в Новосибирском театре оперы и балета был снят с показа «Тангейзер» по обвинению в богохульстве.

 

Источник: http://www.mk.ru/politics/2017/01/12/v-op-vstupilis-za-shhelkunchika-chaykovskiy-zasluzhennyy-nesmotrya-na-orientaciyu.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

За «Щелкунчика» заступилась Анастасия Волочкова

 
 

Известная балерина Анастасия Волочкова заступилась за балет «Щелкунчик». Напомним, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон назвал постановку «оккультной».
Анастасия Волочкова отметила, что балет классический, а музыка написана великим композитором Чайковским. Балет, по ее мнению, является святым.
Волочкова отметила, что Щелкунчик – первый спектакль, который она посмотрела в детстве. После спектакля она и решила связать свою жизнь с балетом.

 

Источник: http://novos.mk.ru/articles/2017/01/13/za-shhelkunchika-zastupilas-anastasiya-volochkova.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Виктор сказал:

В ОП вступились за «Щелкунчика»: Чайковский «заслуженный», несмотря на ориентацию

...

Источник: http://www.mk.ru/politics/2017/01/12/v-op-vstupilis-za-shhelkunchika-chaykovskiy-zasluzhennyy-nesmotrya-na-orientaciyu.html

Неуважаемые болтуны. "Ориентация" П.И. Чайковского - миф, не подтверждённый никакими фактами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация