Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Рекомендованные сообщения

Религиозность улыбается и машет!
Что такое религиозность? За длительный период своего существования социология то приближалась вплотную к ускользающей реальности этого феномена, то закрывала его обсуждение на долгие десятилетия. Пристальный интерес социологов к данной теме возник в рамках дискуссий о процессах секуляризации. В течение XX века было создано грандиозное количество теорий и концепций, пытавшихся предсказать смутное будущее традиционных религиозных идеологий. А смутным оно казалось в рамке научной картины мира, ставшей на век фетишем и квази религией многих блестящих умов современности. Научная картина мира открывала волшебные горизонты прогресса техник и индустрий жизни, освоения человеком космоса, открытия других далеких планет, объяснения тайн мозга и происхождения вселенной, увеличения продолжительности жизни, а может быть даже создания эликсира бессмертия. Религии, утратившие статус государственных идеологий, стремительно девальвировали и как способ познания мира. В одних теориях социологи полагали, что секуляризация – это процесс постадийного обмирщения религии, превращения ее организаций в разновидности клубов по интересам. Другие теории пророчили будущее без религий – а зачем они будут нужны бессмертному человеку, повернувшему реки вспять и встретившему друзей по разуму в Космосе? В третьем варианте теорий утверждалось, что секуляризация – это одна из стадий организационного обновления религий, их индивидуализации и приватизации. Кончилась монополия религий на правильное высказывание о реальности. В современном индустриальном обществе, утверждали социологи, религиям придется побороться за адептов на рынке мировоззренческого плюрализма. И тем не менее внимательный анализ траекторий «исчезновения» религий из сфер публичности привел социологов к феномену неистребимой религиозности. Можно было строить красивые воздушные замки теорий, вышивать бисером драматургию секулярности и постмодерности, только вот религиозность индивидуальная и групповая никак и категорически никуда не девались. Они разнообразили свою форму, являя себя уже вне привычных церковно-сектарных рамок. Религиозность приветливо улыбалась социологам из корпоративных культов и экономических пирамид 1990-х годов, посылала воздушные поцелуи из гюрджиевских клубов и утренних астропрогнозов. Она пела и манила цифрами статистических опросов населения, по-прежнему заявлявшего о своей вере вне принадлежности. И с этим надо было что-то делать.
Весь XX век религия неизменно присутствовала как способ познания мира, придания жизни смысла и объема, а деятельности рациональности. Она лишь меняла формы и облачения. Выражаясь социологически, пришлось констатировать, что трансформируются формы институционализации религии. Религии легко переходят от тотального господства на государственном уровне до веры и практики как объекта индивидуального выбора в ситуации мировоззренческого плюрализма. Стоило только социологам прийти к консенсусу, что вот рынок религий теперь есть, на котором религиозные организации продвигают себя как бренды и борются за своих потенциальных клиентов. Но нет, случилось страшное – глобализация прорезала реальность острым лезвием, смела границы территорий и барьеры культур, выкинула категорию «время» за ненадобностью. Долгожданный миллениум не оправдал надежд, не сотворил конца религий. Наступили тоскливые будни постсекулярной апатии, социологи увидели отчетливый предел поискам невидимой религии. Реальность, изгнанная в дверь, ворвалась через окно. Традиционные религии взошли наново в пространство идеологий, не прикрытое более границами государств, наций, локальностей и расстояний.
Возобновленный интерес к феномену религиозности обнаружился на этапе глобальной реинституционализации традиционных религиозных идеологий. Социология быстренько достала из загашников секуляризацию, казалось бы, закрытую навечно. В своем винтажном модусе она обрела новое имя – десекуляризация. Но что пользы от старых теорий в обновленных одежках? Решать приходится все те же вопросы: что же такое современная религиозность и как ее измерить социологически? Какими методами и подходами воспользоваться?
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация