Serjio Posted January 6, 2022 Report Share Posted January 6, 2022 Elena Ostrowskaya 12 ноября 2018 г. · Религиозность улыбается и машет! Что такое религиозность? За длительный период своего существования социология то приближалась вплотную к ускользающей реальности этого феномена, то закрывала его обсуждение на долгие десятилетия. Пристальный интерес социологов к данной теме возник в рамках дискуссий о процессах секуляризации. В течение XX века было создано грандиозное количество теорий и концепций, пытавшихся предсказать смутное будущее традиционных религиозных идеологий. А смутным оно казалось в рамке научной картины мира, ставшей на век фетишем и квази религией многих блестящих умов современности. Научная картина мира открывала волшебные горизонты прогресса техник и индустрий жизни, освоения человеком космоса, открытия других далеких планет, объяснения тайн мозга и происхождения вселенной, увеличения продолжительности жизни, а может быть даже создания эликсира бессмертия. Религии, утратившие статус государственных идеологий, стремительно девальвировали и как способ познания мира. В одних теориях социологи полагали, что секуляризация – это процесс постадийного обмирщения религии, превращения ее организаций в разновидности клубов по интересам. Другие теории пророчили будущее без религий – а зачем они будут нужны бессмертному человеку, повернувшему реки вспять и встретившему друзей по разуму в Космосе? В третьем варианте теорий утверждалось, что секуляризация – это одна из стадий организационного обновления религий, их индивидуализации и приватизации. Кончилась монополия религий на правильное высказывание о реальности. В современном индустриальном обществе, утверждали социологи, религиям придется побороться за адептов на рынке мировоззренческого плюрализма. И тем не менее внимательный анализ траекторий «исчезновения» религий из сфер публичности привел социологов к феномену неистребимой религиозности. Можно было строить красивые воздушные замки теорий, вышивать бисером драматургию секулярности и постмодерности, только вот религиозность индивидуальная и групповая никак и категорически никуда не девались. Они разнообразили свою форму, являя себя уже вне привычных церковно-сектарных рамок. Религиозность приветливо улыбалась социологам из корпоративных культов и экономических пирамид 1990-х годов, посылала воздушные поцелуи из гюрджиевских клубов и утренних астропрогнозов. Она пела и манила цифрами статистических опросов населения, по-прежнему заявлявшего о своей вере вне принадлежности. И с этим надо было что-то делать. Весь XX век религия неизменно присутствовала как способ познания мира, придания жизни смысла и объема, а деятельности рациональности. Она лишь меняла формы и облачения. Выражаясь социологически, пришлось констатировать, что трансформируются формы институционализации религии. Религии легко переходят от тотального господства на государственном уровне до веры и практики как объекта индивидуального выбора в ситуации мировоззренческого плюрализма. Стоило только социологам прийти к консенсусу, что вот рынок религий теперь есть, на котором религиозные организации продвигают себя как бренды и борются за своих потенциальных клиентов. Но нет, случилось страшное – глобализация прорезала реальность острым лезвием, смела границы территорий и барьеры культур, выкинула категорию «время» за ненадобностью. Долгожданный миллениум не оправдал надежд, не сотворил конца религий. Наступили тоскливые будни постсекулярной апатии, социологи увидели отчетливый предел поискам невидимой религии. Реальность, изгнанная в дверь, ворвалась через окно. Традиционные религии взошли наново в пространство идеологий, не прикрытое более границами государств, наций, локальностей и расстояний. Возобновленный интерес к феномену религиозности обнаружился на этапе глобальной реинституционализации традиционных религиозных идеологий. Социология быстренько достала из загашников секуляризацию, казалось бы, закрытую навечно. В своем винтажном модусе она обрела новое имя – десекуляризация. Но что пользы от старых теорий в обновленных одежках? Решать приходится все те же вопросы: что же такое современная религиозность и как ее измерить социологически? Какими методами и подходами воспользоваться? https://www.facebook.com/elena.ostrowskaya.3/posts/4480997235317415?comment_id=4486574748092997¬if_id=1641490403501860¬if_t=feedback_reaction_generic&ref=notif Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts