Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Recommended Posts

ТЕМА БОГОБОРЧЕСТВА В СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКЕ.

  Так сложилось, что, что в СССР, что в современной России мало кто знает, что были не только религии прославляющие Господа Бога, но и религии его проклинающие. Религии,считающие, что тот, кого христиане считают самим олицетворением добра — на самом деле редкий подонок, законченный мерзавец, сотворивший изначально изуродованный мир. Мир, в котором всё живое обречено на страдания, продолжающиеся миллиарды лет. Либо даже наш мир не сотворивший, а узурпировавший в нём власть, и именно эта узурпация и привела к тому, что наш мир стал изначально изуродованным.

  Пожалуй, самой яркой такой религией стал гностицизм, и, опять же, в СССР и РФ мало кто знает, что в XIII веке на полном серьёзе стоял вопрос — какой быть Европе, христианской или гностической. Гностицизм стал государственной религией в Лангедоке и графстве Тулуза и стремительно распространялся по Европе. Католической церкви удалось его остановить только тем, что гностические регионы были буквально утоплены в крови. И, тем не менее, войны с гностиками и их восстания шли более ста лет, а именно с 1209 по 1321 г. Во всяком случае, официально считается, что последний катар(представитель европейской гностической церкви)был сожжён на костре в 1321 г. Кстати, это тоже очень существенная деталь — катарам практически всегда предлагали жизнь, в обмен на принятие христианства, но они практически всегда предпочитали костёр.

13390_original.jpg

Сожжение катаров на кострах

  Так же, думаю, имеет смысл отметить – гностики считали, что в образе Иисуса Христа на самом деле на Землю приходил Сатана.

  Казалось бы, какое отношение имеют богоборческие религии к советской фантастике? Однако в один прекрасный день я с удивлением понял, что имеют, а потом и доказал это.

  Первый раз я задумался об этом ещё в детстве, когда прочёл повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Помню, прочёл её в журнале «Знания сила» за 1976-1977 г.г.

edd_s01.jpg

Братья Стругацкие

 Меня сразу ошарашил сюжет. Ленинградские учёные, как знакомые, так и незнакомые друг с другом ведут исследования, причём в самых разных областях, и вдруг им нечто (или некто?) начинает мешать, и чем больше они упорствуют в дальнейшем проведении исследований, тем больше противодействие. В их жизни начинает происходить масса как крайне отрицательных, так и крайне положительных событий, цель которых одна – не дать им продолжить исследования.

  Объединив усилия и изучив эти события, они приходят к выводу, что им противостоит сама природа, сама вселенная. В центре вопрос: почему не возникают суперцивилизации?! И ответ оказывается прост – есть некий закон природы, не позволяющий разуму развиваться слишком сильно.

 Было, конечно, над чем задуматься. Ведь получалось, что природа это некая разумная сила, враждебная человеку, человечеству, разуму, жизни вообще. И, кстати, противостоящая совершенно не стесняясь в средствах. В повести достаточно много трагичного.

  Приблизительно в этот же период я прочёл первую часть их романа «Улитка на склоне», она тогда была опубликована в сборнике «Эллинский секрет». Эта книга заинтересовала меня ещё больше. Помню в тот момент, меня больше всего заинтересовало, где происходит действие, тогда ещё не романа, а повести. Некий таинственный лес, в котором разворачиваются события, точно не земной, но вот имена некоторых персонажей явно земные. Главного героя зовут Кандид и ещё упоминаются его знакомые Карл и Валентин.

  В конце концов, я пришёл к выводу, что действия происходят в колонии землян на другой планете, но вопросов меньше не стало.

 В молодости, в начале 90-х, мне попалась полная версия «Улитки». Она запутала всё ещё больше. Там кроме леса есть ещё и некая невероятно мощная бюрократическая система, которая противостоит второму главному герою – Перецу. Причём город, в котором происходит действие второй части, и который прямо граничит с лесом, и близко не похож на колонию на другой планете.

  Уже совсем недавно я узнал, что «Улитка на склоне» изначально была задумана как повесть «Беспокойство», а лес находился на Пандоре. То есть, в детстве я, таки, оказался прав. Но, самое главное, именно в «Беспокойстве», не «Наведена тень, на плетень». Там прямо сказано, что на Пандоре земляне столкнулись  с действиями некой невероятно могущественной, а точнее непреодолимой силы, и они, по сути, перед этой силой ничто. Понятно, даже там не сказано, что эта сила Господь Бог, «Беспокойство» тоже писалось в СССР, но вывод, что в «Миллиарде лет до конца света», что в «Улитке на склоне», что в «Беспокойстве» одинаковый. Как бы ни была могущественна эта сила, долг, что человека, что человечества изучить её и найти реальные методы противодействия ей! Ни больше, и ни меньше.

   Вывод на сто процентов гностический.

  Суть этой религии именно в том, что есть некое тайное знание – гносис, изучив которое человек и человечество станут равны по могуществу тем, кого христиане называют Господом Богом и сопутствующими ему Архангелами, ну, или Архонту и его Эонам, как говорят гностики. А дальше, человек и человечество смогут спросить с них за их дела, и спросить со всей строгостью и суровостью.

   Впрочем, можно много сказать об этом, например, вспомнив ещё повесть «Отягощённые злом», где Стругацкие куда откровеннее, но в этом нет смысла, поскольку Стругацкие успели признаться в том, что из всех мировоззрений, выработанных человечеством, им ближе всего гностицизм. Я поэтому и начал цикл своих статей о теме богоборчества,  пропагандируемой в советской фантастике, причём пропагандируемой скрыто, с них. Но главный вопрос здесь не в этом, а в другом. Стругацкие далеко не единственные, можно без преувеличения сказать – большинство советских писателей-фантастов, да и не только фантастов, более чем достаточно пишут об этом. Советская фантастика, непонятно почему, буквально пронизана темой – высшие силы действительно существуют, и это потусторонние силы и они точно не желают нам добра, но им можно и нужно научиться противостоять на равных.

  Может наиболее точно эту мысль обозначил в романе «Лезвие бритвы» родоначальник классической советской фантастики и фактический учитель Стругацких Иван Ефремов, он писал: «Получить лучшее, создать совершенство природа может лишь через бой, убийство, смерть детей и слабых, то есть через страдание, — наращивая его по мере усложнения и усовершенствования живых существ. Это первичный, изначальный принцип всей природной исторической эволюции, и он изначально порочен. Поэтому понятие о первородном грехе, издревле обрушенное на женщину, должно быть перенесено на неладную конструкцию мира и жизни, и, если бы был создатель всего сущего, тогда это — его грех. Ибо мыслящему существу нельзя было не подумать об облегчении страдания, а не увеличении его, какая бы цель ни ставилась, потому что все цели — ничто перед миллиардом лет страданья». А в следующем своём романе «Час Быка» он, на основе именно этого тезиса создал, так называемую – «концепцию инферно», концепцию мира изуродованного изначальным эволюционным извращением. Равно как и ввёл в этот роман термин «Стрела Аримана».

86230100_4408052_efrem09ivan_efremov.jpg

Иван Ефремов

  А вот его ученик – Олесь Бердник, в романе «Звёздный корсар» детально объяснил кто такой Ариман. У него Ариман именно и есть тот, кого христиане считают Господом Богом.

2821_1

Олесь Бердник

  Меня, кстати, в своё время, сильно удивило, как в СССР таки издали «Звёздный корсар».

image.jpg

Обложка украинского издания книги «Звёздный корсар»

  Самое сложное здесь то, что эта тема совершенно не изучена. Думаю, ближе всего к её пониманию подошли супруги Бузиновские, в своих книгах «Семь печатей Воланда», «Тайна Воланда» и «Ро». Они пришли к выводу, что очень многие советские писатели были членами тайного общества «Диск», и именно парадигму «Диска» скрыто пропагандировали в своих произведениях. С чем я полностью согласен. Равно как они многое заметили в этой парадигме, в частности, она нематериалистическая, базируется на концепции реинкарнации и исходит из того, что пространство и время шестимерны. С чем я тоже полностью согласен. Но вот элемент богоборчества они упустили. А именно он, похоже, главный.

  Продолжение следует.

Андрей Козлович

http://stranniky.ru/mozhet-li-gospod-bog-byt-horoshim-esli-ego-mir-plohoj-ili-tema-bogoborchestva-v-sovetskoj-fantastike-voobshhe-i-u-bratev-strugackih-v-chastnosti/

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information