Popular Post Serjio Posted March 21, 2018 Popular Post Report Share Posted March 21, 2018 Тема 4. «Типология религиозных объединений в социологии религии» Мы рассмотрим поэтапно, как формировалась эта типология, начинаю с уже известного вам Макса Вебера, который является одним из основоположников научного деления религиозных объединений на типы и заканчивая уже современными исследователями. За основу материла лекции я беру работы Елены Николаевны Васильевой – falsafa, одного из ведущих специалистов в России по этой тематике. Эта тема актуальна не только с научной точки зрения, но и с практической. Я думаю, что с такими понятиями, как "церковь" и "секта" – это основные типы религиозных объединений – вы хорошо знакомы. Обычно они противопоставляются друг другу. Указанные понятия достаточно значимы не только в научной, но и в общественной жизни, и даже в политической. Вот, например, уже традиционно секта воспринимается в нашем обществе как что-то плохое, нехорошее и даже опасное. Буквально в последние годы снова у нас пошла очередная волна гонений на секты, которые опасны и деструктивны. Это тенденция больше политическая, чем научная; тем не менее, не учитывать это нельзя. Некоторое время назад я поучаствовал в экспертном опросе Института Европы Российской Академии Наук. В его рамках нам задали такой комплексный вопрос: «Ваше восприятие понятия «секта» и «сектанты»? Их влияние на общество, их настроение по отношению к верующих в целом, их социальность или асоциальность? Как воспринимают эти понятия разные категории населения, власть и общество?» Я сейчас зачитаю, что я ответил. Это мое экспертное мнение, которое не является последним словом науки, а является именно просто мнением одного специалиста. 1. Секта воспринимается мной как специфический тип религиозного объединения, для которого характерны 4 качества. Первое: преобладающая закрытость, то есть искусственные барьеры на границе с внешним миром и высокий порог включения (т.е., если человек хочет туда войти, ему предъявляют достаточно высокие требования); второе: высокая степень притязаний, то есть комплекс исключительности, обычно они считают себя избранной частью человечества, святыми, «солью земли» и т.д.; третье: высокая степень вмешательства коллектива или лидера в личную жизнь и намерения одного члена объединения; четвертое: соответствующие психологические особенности вовлеченных людей, т.е. так называемая «сектантская психология». 2. Если говорить о степени социальности и асоциальности секты, то она может варьироваться. В принципе, сектанты могут быть сильно десоциализированными в отношениях с «большим» обществом, т.е. это может быть такой закрытый мир, представители которого почти не участвуют в жизни за его пределами (они разрывают все отношения с семьями, родственниками, с бывшими друзьями, уходят с работы, и т.д. и тому подобное) и входят только в этот «узкий» мирок своей религиозной общности. И до высокой степени социализированности, когда люди не рвут никаких связей или почти не рвут, остаются там же, где они были, но при этом у них появляются некоторые ограничения, которые вытекают из учения и жизненных практик их религии. Например, они начинают питаться вегетарианскими блюдами, начинают в какие-то определенные дни под разным предлогом не посещать работу или какие-нибудь увеселения, и т.д. Ограничения могут быть не очень серьезные, а могут быть и достаточно серьезными. Но они всегда вытекают из учения и практик конкретного религиозного объединения. 3. Напротив, внутренняя социализированность в небольшом, замкнутом сообществе максимальна. Здесь люди понимают друг друга с полуслова и очень четко знают свои обязанности, ответственность и т.д.» В любом случае, представители «большого» общества в связи с этим испытывают закономерную напряженность и недоверие к членам секты или того объединения, которое они так называют. И при соответствующих условиях это очень легко переходит в негативное отношение. В России сегодня большая часть населения воспринимает понятия «секта» и «сектанты» именно в таком ключе, негативном; различие только в степени и в оттенках. Это во многом зависит от средств массовых коммуникаций, которые указанные настроения «подогревают». В академических религиоведческих тонкостях мало кто может разобраться и мало кто желает разобраться, – хотя научное понятие «секта» сильно отличается от того, которое пишут в газетах. Изначально понятие «секта» возникло в христианском богословии, где означает религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение и создавшее собственную организацию. Этимологически слово «секта» восходит к лат. secta от sequi – «следовать за кем-то, повиноваться», а также к слову secare – «отсекать» (часть от целого). Секта противопоставляется Церкви – мистическому единству верующих во Христе, через которое единственно возможно достижение единства с самим Богом, т.е. спасения. Разберем понятия «секта» и «церковь» с точки зрения светской науки. В научном (социологическом) контексте они прошли несколько этапов формирования. 1 этап: М. Вебер, Э. Трельч, Р. Нибур. Впервые они поставили вопрос «Что такое церковь и секта?» с научной точки зрения более 100 лет назад. Первым начал разрабатывать эту тему Макс Вебер; он определил церковь и секту как два идеальных типа религиозного объединения людей. По определению Вебера, которое он предложил в 1906 году, «секта» является волюнтаристским объединением достойных в религиозном отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добровольно вступивших в это объединение, при условиях столь же добровольного данного им разрешения ввиду им оказанной религиозной избранности» (Статья М. Вебера «Протестантские секты и дух капитализма»). Таким образом, ключевыми критериями, которым отвечают секты, являются добровольность членства и избранничество (эксклюзивность, исключительность). «Церковь» является противоположным по своим свойством религиозным объединением; здесь нет добровольности, как правило, в церкви люди находятся по рождению. Например, в дореволюционной России люди, родившиеся в православной семье, однозначно относились к православным – по происхождению. То же самое касалось и других религий, по крайней мере, тех, которое считались допустимыми («терпимыми») в обществе. Особых требований к членам церкви не предъявляется. Эта мысль М. Вебера через несколько лет была подхвачена и развита немецким протестантским богословом Эрнстом Трёльчем в его известной тогда работе «Социальное учение христианских церквей» (1912 г.). В этой работе Трёльч попытался установить корреляцию веберовского теоретического положения с известным ему многообразием социальных учений, т.е. взять конкретные религиозные учения и классифицировать их: церковь это или секта. Э. Трёльч считал, что церковь и секта отличаются, во-первых, по принципу массовости или избранности; во-вторых, по принципу личных или безличных отношений; в-третьих, по принципу добровольности или не добровольности участия (включения). Э. Трёльч выделял еще третью категорию – «мистицизм», когда человек склонен к более религиозным настроения, но ни с кем не связан, ни в какие группы не вступает. Следующим шагом в развитии этой типологии стали работы американского протестантского богослова, теолога Ричарда Нибура. Его известная работа «Социальные истоки деноминационализма», 1929 г., где он на основе американского материала обратил внимание на то, что чисто сектанский принцип объединения, по Веберу и Трёльчу, перестаёт работать во втором поколении людей верующих. Для детей первого поколения это перерастает во что-то иное, но не в церковь, а в что-то третье. Как правила, такие объединения готовы принять в свои ряды всех, кто хочет туда вступить, кто разделяет их вероучение. Также постепенно утрачивает свое значение принцип добровольности, поскольку для детей, внуков единоверцев считается чем-то естественным, закономерным следовать по стопам своих родителей. В основном пополнение, продолжение функции культурной трансляции, о которой мы говорили ранее – оно осуществляется именно за счет следующего поколения. Далее постепенно меняется система управления, т.е. харизматические лидеры из мирян заменяются квалифицированными священнослужителями, и постепенно происходит догматизация вероучения. То что сначала носило харизматический характер и зависело во многом от слова лидера, теперь принимает характер кодекса, писанных догматов, положений, которые изменять и нарушать никто не может. Отрицание или безразличие к внешнему миру постепенно уступает место его принятию, активной поддержке существующих социальных порядков. Секта, которая сначала могла быть безразлична или враждебна к окружающему обществу, постепенно изменяет свои позиции. Но при всех этих изменениях, даже если они радикальны, бывшая секта не становится церковью, потому что она не может претендовать на универсальность. Если церковь по определению универсальна (даже само слово «церковь» в переводе с латинского означает «круг» – круг людей, который [потенциально] включает в себя весь мир), то секта, сколь бы она не повернулась лицом к миру, сколь бы она привлекательна не была для окружающих, она все равно не становится универсальной по одной простой причине – сект много. и они просто не дают друг другу «поглотить» все остальное общество. Р. Нибур встал перед теоретической проблемой: как обозначить этот новый тип религиозного объединения, который уже не секта, но еще не церковь. Он назвал его «деноминацией». Так, Р. Нибур выделял 3 типа религиозных объединений: секта, деноминация, церковь, которые он рассматривает как закономерные этапы в процессе развития нормального религиозного объединения. Он работал именно с материалом христианским, христианскими протестантскими вероучениями и религиозными объединениями. Соответственно его типология адекватна, прежде всего, для христианского мира, а точнее – для западного христианства, Северной Америки и Западной Европы. Движущая сила этого процесса превращения секты через деноминацию в церковь, согласно Р. Нибуру, является приспособлением христианства к «кастовой» системе мира, или представляет собой слишком поспешный, далеко заходящий компромисс между христианством и миром. 2 этап: Б. Уилсон, Дж.М. Уингер, Д. Мартин, Г.П. Беккер. Дальнейшая разработка той типологии «церковь – секта» и её критика связанны с развитием темы на основе концепций Вебера, Трёльча и Нибура. Развитие ее шло в нескольких направлениях – критическое переосмысление самой концепции секты и концепции деноминации (здесь значительный вклад внесли Брайан Уилсон и Джордж Мильтон Йингер). Уилсон, который изучил большое количество протестанских книг в англоязычном мире, показал, что теория Р. Нибура о том, что секта нестабильна и способна перерастать из деноминации в церковь, применима не ко всем сектам, а только к части, так называемым «обращенческим» сектам (которые с самого начала призывают вступить в их ряды). Например, «Армия Спасения», пятидесятники, и некоторые другие протестанты. Они постоянно обращают в свою веру новичков, и поэтому они могут прийти к перерастанию из деноминации в церковь. А Йингер ввел еще четвертый тип религиозного объединения, так называемую «укоренившуюся секту». Дэвид Мартин, английский исследователь, стал рассматривать деноминации не просто как переход от секты к церкви, а как самостоятельный социологический тип. Он полагает, что есть такие объединения верующих, которые считаются деноминациями с самого основания – что-то среднее между церковью и сектой, и они никуда не переходят, могут очень долго оставаться в этом состоянии. Например, это баптисты и методисты. В 30-40 годы была предпринята попытка усовершенствования этой типологии известным американским исследователем Говардом Полом Беккером. Беккер поставил вопрос о совершенствовании самой методологии, т.е. он отказался от принципа «идеального типа» по Веберу и обосновал принцип «конструктивного типа». «Идеальный тип» является достаточно произвольным конструктом, который происходит из интуиции исследователя. Макс Вебер свои идеальные типы ни на каких исследованиях не базировал, он брал их из своей собственной головы. Это чисто логическая модель. А «конструктивный тип» – это абстрактная модель, которая выводится из серии проведённых исследований и обобщений уже на их основе. Процесс создания конструктивного типа включает шкалирование признаков (это более научный подход). В основу шкалирования Г.П. Беккер кладет классический дихотомический принцип. По замыслу Г.П. Беккера, конструктивный тип строится с расчетом на прогнозирование. Нужно не просто зафиксировать уже существующие явления, но и предсказывать появление новых (примерно как в химии – таблица Менделеева). Конструктивный тип выполняет функцию систематизации конкретных данных, как уже известных, так и предположительных. Таким образом, согласно Г.П. Беккеру, конструктивный тип – это «сознательный планомерный отбор, комбинирование и акцентуация эмпирически данного, относительно свободная от ценностных суждений». Типология Беккера привела к расширению связки понятий «церковь – секта»: другим наиболее значимым его вкладом стало обоснование социологического типа религиозного объединения под названием «культ». Культ – в данном случае подразумевается не как система религиозных ритуалов и обрядов, а именно как тип религиозного объединения. Г.П. Беккер его определял как «аморфный бесструктурный неконденсированный тип социальных структур». Целью культа, в отличие от секты и церкви, является не поддержание социальной структуры, а чисто личный опыт религиозного переживания, индивидуальное спасение, достижение здоровья, комфорта и т.д., в зависимости от характера культа. Культ, в отличие от церкви, секты или деноминации является не единым целым, а просто [условным] объединением людей, которые движутся в одном направлении, но каждый по-своему. Приверженцы культа просто выбирают, верить им в это учение или не верить, следовать его практикам или не следовать. Эти люди могут даже не общаться между собой и не знать о существовании друг друга, хотя они обладают сходной системой верований и практик. К таким культам Г.П. Беккер относит разные псевдоиндийские ассоциации, теософию, сайентологию и некоторые другие. Надо заметить, что категория «культа» Г.П. Беккера похожа на «мистицизм» Трёльча. И там и там ярко выражен религиозный индивидуализм, и там и там – малые группы. Но если для Трёльча «мистицизм» – это, так сказать, всё, что не относится к секте и церкви, то для Беккера «культ» – это уже конкретный тип религиозного объединения, который в чем-то является равноценным церкви, секте и деноминации. Характерно, что дальнейшие исследователи опирались на работы Г.П. Беккера. Вернёмся к Джорджу Мильтону Йингеру; ему принадлежит мультипарадигмальная типология религиозных объединений на основании трех критериев: 1) Степень включенности (имеется в виду, насколько в них включены конкретные люди); 2) Степень принятия или отвержения ценностей и структуры общества; 3) Степень интеграции объединения, профессионализация и бюрократизация. На основе этих 3-х критериев Уингер выделил 6 типов религиозных объединений: 1) Универсальная церковь 2) Экклесия (с греческого «объединение») 3) Деноминация 4) Укоренившаяся секта 5) Секта 6) Культ. Особым достижением Дж.М. Йингер считает выделение типа "укоренившейся секты". Если раньше секта рассматривалась, как что-то переходное, неустойчивое, то Дж.М. Уингер доказал, что она в таком состояние может существовать достаточно долго. Ярким примером «укоренившейся секты» в современной России являются «Свидетели Иеговы»; они сохраняют сектантские черты, но при этом существуют уже больше 150 лет. Типология Дж.М. Йингера получила большую популярность, она часто используется в сравнительно-описательном религиоведении, социологии религии, тем не менее, ее тоже критикуют, потому что она также несвободна от недостатков. Во-первых, его ругают за то, что она трактует секты как менее формальные объединения, чем деноминации и церкви. На самом деле, целый ряд исследователей доказывает, что секты тоже могут быть очень формализованы и организованны. Дж.М. Уингер допускает, что степень инклюзивности (включённости в группу) обратно пропорциональна ее позиции в отношении к обществу (чем меньше религиозная организация принимает ценности и нормы общества, тем более она инклюзивна). На самом деле это правило работает не всегда, не во всех случаях. Кроме того, понятия «укоренившаяся» церковь и «культ» логически выбиваются из ряда Уингера. 3 этап. Дальнейшие этапы развития этой типологии связанны с именами таких исследователей, как: Ч. Глок, Р. Старк, Г.Б. Джонсон, Р. Уоллис, Дж. Кемпбелл; а в России – Е.Г. Балагушкин, И.Я. Кантеров. Эти концепции мы рассмотрим с вами на практическом занятии. Обобщая все сказанное, можно обозначить следующие основные вехи и имена исследователей, которые сделали большой вклад в развитие типологии религиозных объединений. Е.Н. Васильева выделяет три основных этапа этого развития: 1) Становление старой теории (Вебер, Трельч, Нибур) 1905-1929 гг. 2) Модернизация и развитие старой теории (Беккер, Мартин, Уилсон, Йингер и т.д.) с 1929 г. 3) Третий этап, с 1970-х годов (Глок, Старк, Джонсон, Уоллис, Кемпбелл, Балагушкин, Кантеров). Развитие данной теории не является однонаправленным; критерии типологии «церковь – деноминация – секта» и других религиозных объединений постоянно пересматриваются, переоцениваются, сопоставляются с новыми полученными данными исследований; некоторые предложенные концепции являются достаточно оригинальными, некоторые отклоняются от главного русла развития теории. Но ни одна из теорий и концепций не объясняет полностью всего многообразия реально существующий социально-религиозных явлений; все теории по-своему хороши, но имеют определенные границы эффективности. 3 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Our Students Popular Post Next_level_autism Posted March 21, 2018 Our Students Popular Post Report Share Posted March 21, 2018 Можно ли опираясь на вышеизложенный материал сказать о том, что большинство мировых церквей произошло из сект, проходя через процесс деноминации? 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted March 21, 2018 Author Report Share Posted March 21, 2018 Вадим, я думаю, что этот вопрос мы специально разберём на следующем семинаре. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Валерия Posted May 4 Report Share Posted May 4 Конспект и мысли Достовой Таисии по Р.А. Лопаткину Секта — религиозная группа, община, отделившиеся от господствующей церкви в знак протеста против церковной доктрины либо культа, внутреннего устройства, социальной практики или политической позиции (отношения к светской власти). Для религиозных сект, особенно в период их возникновения и становления, характерен радикализм, проявляющийся в проповеди своей исключительности, резком противопоставлении себя официальной религии, а также другим религиозным направлениям и обществу («миру») в целом, в культивировании у своих адептов настроений избранности и гонимости. Типичными для секты являются обвинения в адрес официальной церкви в отступлении от первоначального вероучения и культа и требование духовного возрождения через возвращение к истокам, к «неиспорченному» вероучению, нравственным нормам, культовой практике и укладу религиозной жизни периода возникновения данной религии. Секты отличаются замкнутостью (большей или меньшей) от внешнего мира, харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной. Господствующие в обществе церкви обычно характеризуют религиозные секты как ереси, раскольничество и ведут с ними непримиримую борьбу. Подлинные истоки возникновения сект следует, однако, искать не в собственно религиозной сфере, а в экономических, социальных, политических процессах, происходящих в обществе, в борьбе различных социальных сил, в столкновении интересов больших или малых групп людей, получающих в религиозно-догматических разногласиях и противоборствах свое идеологическое обоснование и оформление. Большинство религиозных сект в истории возникало как форма социального, преимущественно демократического, движения, выражавшего в религиозной форме протест угнетенной части общества против господствующего строя. Христианство первоначально возникло как секта внутри иудаизма и как выражение протеста низов общества против социального угнетения и иноземного владычества Рима. В процессе исторического развития одни религиозные секты со временем распадаются, делятся на различные направления и толки или прекращают существование, другие превращаются в иные типы религиозных объединений (церкви, деноминации). Социологическое исследование религиозных сект затруднено в силу высокой степени их закрытости и относительной малочисленности. Именно поэтому в социологических выборках они бывают представлены независимыми показателями или отсутствуют совсем и объектом изучения становятся, как правило, лишь отдельные общины. Религиозное сектантство нельзя рассматривать изолированно, как сугубо религиозное (внутрирелигиозное, внутриконфессиональное) явление, в отрыве от социальных и исторических условий, в которых оно возникло, поскольку так или иначе его возникновение и эволюция связаны с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе, с настроениями и чаяниями различных социальных групп, с движениями протеста против существующего социально-экономического строя и охраняющих этот строй государства и господствующей церкви. В большинстве случаев, по крайней мере на стадии своего зарождения, религиозное сектантство представляет собой различные формы религиозно-общественных или социальных движений под религиозными лозунгами. В связи с этим социологическое (социолого-религиоведческое) исследование религиозного сектантства предполагает наряду с изучением его вероисповедной и культовой специфики рассмотрение широкого спектра социальных и социально-демографических характеристик состава сектантских общин и движений, социальных аспектов их доктрин и характера их взаимоотношений с обществом и государством. На основе прочитанной статьи у меня сложились следующие выводы и комментарии: в сознании большинства людей секта связана с чем-то негативным, опасным, асоциальным. Секта – это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Я считаю, что секта начинается с лидера, который обладает харизматическими качествами, он создает вокруг себя организацию по своему образцу. У него существует некая идея, которой он сам придерживается, а после начинает привлекать ею людей и выстраивать организацию. Секты отличаются замкнутостью от внешнего мира скорее всего потому, что им не хочется иметь конкурентов (например, в лице семьи), они считают, что человек должен полностью принадлежать организации. Секта опасна тем, что она порабощает личность. Ее цель заключается в том, чтобы подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее. В конце статьи сказано о том, что социологическое исследование религиозных сект затруднено в силу высокой степени их закрытости и относительной малочисленности, но мне было бы интересно ознакомиться с исследованиями и бывших участников каких-либо сект, если такие исследования проводились. И также по прочтению данной статьи возникли вопросы, касаемые религиозных сект: 1) «Типичными для секты является возвращение к истокам, к «неиспорченному» вероучению». Что они подразумевают под «неиспорченным», какое это вероучение? 2) После чего христианство стали считать полноправной религией, если изначально оно возникло как секта внутри иудаизма и как выражение протеста низов общества против социального угнетения и иноземного владычества Рима? 3) Почему православные люди могут уйти в секты? 4) Можно ли по каким-то признакам понять, что человек вступил в секту? 5) Всегда ли употребление понятия «секта» по отношению к каким-либо религиозным объединениям оказывает негативное воздействие на отдельных граждан и общество в целом? Конспект и мысли Чаринцовой Валерии по Е. Д. Руткевичу (часть 1) Сектантство религиозное — принадлежность к секте (от лат. seсta — учение, направление, школа, образ мыслей, и лат. sequor — следовать). В древности словом «секта» называлась группа или школа последователей каких-либо философов. В последующие времена секта — это: а) группа последователей учений, осужденных господствующей церковью, отколовшихся от нее и практикующих свое учение вопреки официальной церкви, находясь в противостоянии к ней; б) политическая группировка, т. е. партия; г) особая социальная группа со своими ценностями, целями, принципами, иерархической структурой, жестко контролирующая жизнь своих адептов, требующая от них дисциплины и строгого соблюдения моральных и религиозных норм в соответствии с пропагандируемым учением, для которой характерен духовный порыв, направленность на реализацию Царства Божия здесь и сейчас, в условиях существования данного религиозного объединения. Существует большое разнообразие классификаций сект: 1) религиозные (в рамках той или иной религии); 2) светские (в сфере политики, науки, литературы, искусства, коммерции и т. д.); 3) деление на мистические и рационалистические секты; 4) деление на демократические и тоталитарные сектантские группы; 5) деление по типу руководства — харизматические, авторитарные, иерархические, теократические; 6) восточные и западные секты; 6) локальные и универсальные секты. По мнению Р. Э. Парка (Park), есть то, что объединяет религиозные и политические секты, по крайней мере, на ранних ступенях эволюции: 1) бескомпромиссность; 2) радикализм (секта формулирует не просто новую политическую программу, но новую политику всей жизни, в свете которой рассматриваются все остальное); 3) конфликтность и революционность; 4) новые идеи и идеалы — необходимый цемент; 4) абсолютность правил поведения. В социологии религии имеется множество теорий относительно возникновения, эволюции и типологии сект, которые так или иначе отталкиваются от типологии «секта-церковь», которая впервые была предложена М. Вебером и Э. Трельчем в контексте христианства. Вебер обратил внимание на различие между церковью и сектой. Он назвал сектой «сообщество лично верующих и возрожденных, и только их одних», в отличие от церкви, представляющей собой «учреждение по дарованию благодати», «по самой природе своей призванное охватить как праведников, так и грешников». Тогда как в церкви — членство «дано» человеку от рождения, она претендует не на избранность, а на универсальность, и она не слишком строга к своим членам. Принадлежность к церкви обязательна (по идее) для человека, родившегося на ее канонической территории и поэтому сама по себе никак не характеризует моральные качества прихожан. Секта, по Веберу, есть добровольное объединение, «не данное человеку от рождения», в которое человек вступает по собственной воле, на основе сознательно принимаемого решения, если он подтвердил свое моральное соответствие требованиям группы. В качестве значимых признаков различения секты и церкви Вебер называет: 1) отношение к миру; 2) способ членства; 3) организационную структуру. Трёльч во многом способствовал детализации и распространению типологической теории «церковь-секта». Церковь и секта — это два принципа духовной жизни, вытекающие непосредственно из этики Евангелия. Первый (церковь) — институциональный принцип, воплощающийся в универсальной организации, доминирующей во всех сферах жизни, принимающей мирской порядок, проявляющей интерес к миру, государству, культуре, экономике, претендующей на «дарование благодати» по факту принадлежности к ней. Второй (секта) — индивидуальный принцип, он воплощается в небольших группах, которые стремятся к внутреннему совершенству личности и личным связям между членами, отказываются от идеи овладения миром, ведут себя «по отношению к миру, государству и обществу либо индифферентно, терпимо, либо враждебно, поскольку они не стремились в них включаться». Для них характерен радикальный индивидуализм, личная ответственность, идеал равенства, братства, бедности, «апелляция к Новому Завету и Древней Церкви». После прочтения можно сделать вывод: Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий. Но среди всей массы религиозных движений есть такие, доктрины которых призывают к противодействию общественным законам, к насилию над людьми; лидеры которых стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего общества, используя методы, приводящие к полному контролю над психикой своих адептов, заставляющие последних отказаться от всего ради секты и приносить пользу только ей. Секта понимается своими членами как сообщество избранных потому, что вступление в неё подразумевает личный выбор и соответствие определённым требованиям. И, поскольку Трёльч пишет конкретно о христианских церквях и сектах, не распространяя свой подход за пределы отношения между течениями христианства, ещё одной из характеристик секты для него является стремление следовать оригинальным евангельским образцам. У Трёльча есть ещё и иная категория, "мистицизм". Под которым он подразумевает индивидуальную, неинстуционализированную религию, выстраивающуюся вокруг личного опыта. Это похоже на современное понятие "духовности без религии". Важно отметить, что к "сектам" в трёльчевском смысле она не относится. Секты постоянно ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым действенным обличением ложности тех идей, которыми секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, погибает культура и возникает духовная болезнь – неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество становится неспособным решать свои проблемы и превращается в пассивный объект приложения чужой воли. Также в ходе изучения темы у меня возникли следующие вопросы: 1. Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами? 2. Какими основными отличиями можно выделить тоталитарную секту от других религиозных организаций? 3. Если говорить о добровольности в религии и секте, то можно сказать, что дети, рожденные в секте, уже принадлежат этой группе. Тогда можно ли сказать, что нет добровольности у православных, когда они крестят детей с малых лет только из своих взглядов, не учитывая дальнейшего желания ребенка? 4. Можно ли сказать, что церковь в той или иной степени приравнивается к секте, прошедшей деноминацию? 5. Обязательно ли совершать все церковные обычаи (ходить в церковь в воскресенье, приходить на Пасху и другие праздники) для подтверждения своего верования? Если каждый верит по-своему, многие ходят в церковь только по надобности, а кто-то молиться дома с огромной силой и верой. Конспект и мысли Долгой Вероники по Е. Д. Руткевичу (часть 2) В XII в., полагал Трёльч, оппозиция секты (в лице катаров, вальденсов, францисканцев и пр.) и церкви в лице Католической церкви) достигла кульминации, проявившись в сектантском протесте против церковной иерархии, что позволяет говорить о третьем типе – мистицизме как своего рода синтезе полярных типов религиозной организации. Мистицизм Трёльч описывает в терминах растущего индивидуализма, отсутствия организации, свободного обмена идеями. Этот нарождающийся тип лишен как институциональных качеств церкви, так и радикализма и избранности секты, ее изоляции от государства, экономики, искусства и науки. Мистицизм – религиозная форма выражения интересов наиболее привилегированных социальных групп, своего рода тип «духовного индивидуализма», который, хотя и не представляет собой религиозной организации в собственном смысле слова, может стать основой для образования неформальных переходных групп. Мои мысли: в XII веке действительно происходило многочисленные протесты против Католической церкви, включая катаров, вальденсов и францисканцев. Однако, относительно третьего типа религиозной организации – мистицизм как синтез полярных типов религиозной организации, у меня сложилось другое мнение. Некоторые считают, что мистицизм может включать элементы индивидуализма, как по мне – все же он чаще связан с поиском глубокого переживания Бога и просветления через личный опыт. Описание мистицизма как формы выражения интересов привилегированных социальных групп может быть верным в некоторых контекстах, но не всегда, поскольку мистические традиции были распространены среди разных социальных групп, включая бедных и низших слоев общества. Р. Нибур, обратившись к изучению американской религиозности, в типологию «церковь-секта» вводит промежуточную инстанцию – деноминацию. Согласно Нибуру, существует постоянный процесс: 1) возникновения сект в церкви с последующим отделением от последней; 2) превращением отделившихся сект снова в церковь. Процесс «церковь–секта–церковь» связан с тем, что ни церкви, ни секты не могут долгое время сохранять в неизменном виде свои специфические характеристики. Деноминация, по Нибуру, типично американский феномен. Она отвечает интересам буржуазии и связана с глубоко личностным определением «формулы спасения», с активизмом, доктриной индивидуального человеческого достоинства. Индивидуализм и личная ответственность – главные ценности сосуществования различных религиозных групп, не претендующих ни на статус государственной религии (как в церкви), ни на статус «общины избранных» (как в секте). Мои мысли: теория Р. Нибура о «церковь-секта-церковь» и введение деноминации как промежуточной инстанции имеет свою обоснованность и объясняет некоторые феномены, наблюдаемые в американской религиозной жизни. В то же время, можно спорить о том, что деноминация является исключительно американским феноменом. Почитав немного больше об этом, я могу сказать, что она может быть выявлена и в других странах, например, в Великобритании, где присутствуют такие деноминации, как англиканская церковь, методистская церковь. Также у меня вызывает спорное мнение о том, что деноминация отвечает интересам только буржуазии, поскольку в различных религиозных группах существуют представители разных социальных слоев и происхождений. Кроме того, деноминация может быть связана не только с личностным определением формулы спасения, но и с другими социальными и культурными факторами. Следующий шаг в аналитике сектантства был сделан Г. Беккером, предложившим типологию: «церковь – секта – деноминация – культ». Его понимание церкви в целом соответствует предыдущим концепциям, но он выделяет два вида церкви: интернациональный и национальный. Что касается секты, то это, по Беккеру, сепаратистская группа, характеризующаяся добровольным членством и исключительностью, моральной аттестацией и «священством всех верующих». Определение культа Беккером в некоторой степени сходно с пониманием Трёльчем индивидуалистических тенденций в рамках секты. «Приверженцы этого весьма аморфного и слабо связанного типа социальной структуры были мало заинтересованы в поддержании самой структуры (как в случае церкви и секты), но они стремились к чисто личному экстатическому опыту, спасению, комфорту, умственному или физическому здоровью», – заметил Беккер. Он также отмечал, что культы настолько похожи на секты, что зачастую их трудно отличить друг от друга, так же как секту от деноминации. В качестве примеров культа он приводит спиритуализм, теософию, Христианскую науку и многообразный ««псевдоиндуизм», со свами и йогами, несущими свои послания материалистическому западному миру. Мои мысли: в целом, типология Беккера, которая включает церковь, секту, деноминацию и культ, является широко распространенной и часто используется в изучении религиозных и сектантских движений. На мой взгляд, выделение двух видов церкви (интернациональной и национальной) может быть полезным для анализа религиозных групп. Определение секты как сепаратистской группы с добровольным членством и исключительностью соответствует широко принятому пониманию секты. Относительно понимания культа, выдвинутого Беккером, он полагает, что культы трудно отличить от сект, так же как их трудно отличить от деноминаций. Это мнение не является универсальным, и не все исследователи религии и сектантства согласны с ним. Некоторые считают, что культы отличаются от сект тем, что они более индивидуалистически ориентированы и нацелены на личный опыт, в то время как секты обычно имеют более коллективную ориентацию и организованную иерархию. Тем не менее, понимание культа как аморфной и слабо связанной социальной структуры, направленной на удовлетворение личных потребностей, имеет некоторую логику и соответствует некоторым культам, которые были изучены и описаны исследователями религии. Последующее различение церкви и сектантства с помощью операционализации процесса их разделения предпринял Л. Поуп (Pope). Он оспорил утверждение Нибура о том, что превращение секты в деноминацию связано главным образом с изменением классового состава этих групп и нашел другое объяснение (близкое к взглядам Г. Зиммеля): увеличение размера – обычно характерное для евангелических сект – меняет отношение организации к миру на более компромиссное. Поуп сформулировал систему показателей для измерения движения от секты к церкви и попытался выявить весь спектр факторов, необходимых для написания программы количественного исследования. Он предложил ряд эмпирических критериев, на основе которых можно было не просто описать, но измерить трансформацию секты в церковь. Мои мысли: операционализация процесса разделения церкви и сектантства и разработка системы показателей для измерения трансформации секты в церковь являются важными шагами в направлении более глубокого понимания различий между этими концепциями, также они могут способствовать более глубокому пониманию факторов, влияющих на этот процесс и помочь лучше понять, как секты и церкви развиваются со временем и как они взаимодействуют с социально-культурной средой. Оспаривание утверждения Нибура также имеет свое обоснование и может быть полезным для дальнейшего исследования. В целом, эти исследования могут помочь уточнить определения церкви и сектантства и получить более объективное представление о различиях между ними. Названные ранние концепции церкви-секты способствовали накоплению наблюдений, гипотез и материалов для последующей теоретической разработки проблемы религиозного сектантства такими исследователями, как Д. Мартин, Дж. М. Йингер, Б. Джонсон, Ч. Глок, Р. Старк, У. С. Байнбридж, К. Кэмпбелл. Большое внимание в социологии религии (П. Бергер, Т. Лукман, Р. Уитноу, У. Руф, Г. Дэйви, Д. Эрвье-Леже) уделяется проблеме «нового сектантства» или «новой религиозности». По мнению А. Тоффлера, «массовое появление новых религий, сект, и культов – следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную фазу общественного развития». Р. Белла, говоря о «со временной религии» посттрадиционного общества, которая, согласно его концепции религиозной эволюции, представляет одну из пяти стадий «религиозной эволюции» человечества, отмечает, что, с одной стороны, она характеризуется религиозным плюрализмом, а с другой – индивидуализацией, когда каждый человек может дать свою интерпретацию традиционных верований или сконструировать свою собственную религию. Мои мысли: появление новых религий, сект и культов, действительно может быть связано с изменением социально-экономических условий, таких как переход к постиндустриальному обществу. Новые технологии, глобализация и изменения в культурной сфере могут стать причиной возникновения новых религиозных движений и изменениям в традиционных верованиях. Кроме того, Р. Белл указывает на то, что в посттрадиционном обществе характерен религиозный плюрализм, когда люди имеют большую свободу выбора в вопросах веры, что может привести к индивидуализации и появлению новых форм вероисповедания. Однако, следует отметить, что эта свобода выбора может приводить к конфликтам и спорам между различными вероисповеданиями. Конспект и мысли Глушковой Марины по М. Ю. Смирнову Сектанство – явление, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, когда в ней обособляется и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества группа верующих. Нет существует однозначных трактовок этимологии «секта», у него есть множество значений: secta – образ мыслей, правило; secare – отрезать, разделять; sequi – следовать. Обозначение этим понятием группы, которая отдалилась от привычного целого движения с определенным непонятным образом и укладом жизни дает отрицательную характеристику для восприятия. Феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии. Движения последователей многих учений часто выступали в виде религиозного сектантства, сделав его предметом изучения социологией религии. Причины возникновения религиозного сектантства коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества. Верующие стремятся оградить себя от нее способами, соответствующими религиозным установкам их индивидуального сознания, но полного отрицания вероисповедания обычно не происходит. Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции. Конфронтационные отношения с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов. В таком состоянии, нет возможности полностью придерживаться принятого исповедания веры длительное время, поэтому срок деятельности религиозной секты определяется жизнью одного или двух поколений. Дальше происходит либо распад секты, либо ее трансформация в так называемую устойчивую секту или в деноминацию. Признаки религиозного сектантства: 1) добровольность объединения группы верующих, покинувших церковную организацию; 2) осознанную самоизоляцию этой группы как от оставленной церкви, так и от мирского окружения (институтов и ценностей государства и общества); 3) закрытость, установление особых условий вступления; 4) строгую дисциплину участия; 5) наличие специальных религиозных практик, поддерживающих убеждение в истинности избранной религиозной веры, чувство преданности и моральное единство группы; 6) культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими; 7) харизматическое лидерство религиозное, при котором руководящий состав секты воспринимается как хранители истинной (возрожденной) спасающей веры; 8) ожидание скорого наступления благотворных последствий (в текущей жизни или за ее пределами). В комплексе данные признаки определяют специфику религиозного сектантства как особого способа организации религиозной жизни. Тоталитарная секта подразумевает некую строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана и насилия умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Однако эти отрицательные характеристики могут встречаться в разных сообществах, как в религиозных, так и в светских. Почти всегда секту воспринимают неадекватно. Такому восприятию религиозного сектантства способствует сложность изучения этого явления. Существующие исследования свидетельствуют о трудностях в наблюдении, фиксации и описании деятельности сект. В ходе прочтения данной статьи, можно сделать некоторые выводы: Феномен религиозного сектантства существует в любой религии современности. Секты возникают внутри определенной церковной организации при обособлении некоторых членов, которые потом отдаляются и создают собственное сообщество со своими идеями, ценностями и установками. Из-за непонятного для многих уклада жизни чаще всего секты воспринимают отрицательно. Есть несколько причин возникновения религиозного сектантства, которые зародились в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества. Сектанты не отрицают полностью вероисповедания, но ограждают себя способами, соответствующими религиозным установкам их созания. Срок деятельности религиозной секты определяется жизнью одного или двух поколений, где в конце концов происходит либо распад секты, либо ее трансформация в устойчивую секту или в деноминацию. Среди признаков религиозного сектантства выдлеляют: добровольность объединения группы верующих, покинувших церковь, самоизоляцию группы, закрытость, установление особых условий вступления, дисциплину участия, наличие специальных религиозных практик, единства, культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими, наличие харизматического лидера. Тоталитарная секта обозначает собой строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана и насилия умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Из-за такого определения секту часто воспринимают неадекватно. После прочтения возникли некоторые вопросы: 1. Всегда ли секты тоталитарны? 2. «Как правило, причины возникновения религиозного сектантства коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества». Есть ли другие причины возникновения сект, не связанные с ожиданиями? 3. Почему конфронтационные отношения с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов? 4. Почему в подавляющем большинстве случаев секты не заинтересованы быть «предметом изучения», ведь они хотят расширяться, пополнять свой круг новыми людьми, быть узнаваемыми? 5. «Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции». А принципы некоторых сект, как жертвоприношение, коллективное самоубийство тоже является аспектами церковного учения? Разбор статьи религиозное сектанство.docx 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Julia Posted May 4 Report Share Posted May 4 Конспект Гриневич Юлии Что касается понятия деноминации, после изучения темы у меня сформировался такой конспект. План · Введение понятия деноминации. · Деноминационная семья и организационные формы деноминаций. · Применение терминов "деноминация" и "деноминационализм" для типологизации крупных религиозных групп. · Неденоминированные церкви, сохраняющие Понятии деноминации было введено американским историком Роджером Финнеем Нибуром. Деноминация — это классификационная единица, отличительной чертой которой, помимо единства вероучения, выступает организационная целостность. Деноминация занимает срединное положение между сектой, понимаемой в социологическом смысле слова, и церковью. В настоящее время разные авторы относят к характеристикам деноминации, следующие признаки: · институализацию в социально-правовом поле; · ограниченность распространения региональными или социальными рамками; · постоянное членство; · принцип равенства всех верующих перед Богом; · бюрократически-организационную структурированность; · выборность руководителей общины; наличие административных и духовных должностей, · занимаемых профессиональными администраторами и служителями культа при отсутствии деления на клир и мирян; · регламентацию жизни членов деноминации и контроль за выполнением принятых в ней правил поведения; · наличие внутриобщинной этики, системы бытовых предписаний и др.; · взаимную толерантность по отношению к другим религиозным объединениям; сотрудничество с внешним миром; · идею собственного «богоизбранничества»; возможность продолжения формирования или частичного изменения вероучения и культа; эмоционально-образный характер культа Термин "деноминационализм" отражает внутреннюю динамику протестантизма. Для обозначения отдельных деноминационных "кустов", более или менее единых в вероучении, используется термин "деноминационная семья". Деноминационная семья может быть представлена различными организационными формами, позволяющими деноминациям принимать совместные решения по отдельным значимым вопросам. В США и других странах, где отсутствует доминирующая конфессия, термины "деноминация" и "деноминационализм" нередко применяются для типологизации некоторых или всех крупных религиозных групп - христианских, мусульманских, иудейских и т.д. Так же существуют неденоминированные церкви, которые сохраняют религиозную или политическую автономию, и трансденоминационные движения, таких как евангелизм, которые не привязаны к какому-либо ограничительному вероисповеданию или организационной форме внутри своей религии и способные сосуществовать во всех основных конфессиях. Вопросы: Какие организационные формы могут быть использованы деноминациями для совместных решений по отдельным значимым вопросам? Какое применение имеют термины "деноминация" и "деноминационализм" вне США, в других странах, где отсутствует доминирующая конфессия? 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ростислав Posted May 4 Report Share Posted May 4 Добродомов Р. Деноминация..docx Деноминация (от лат. denominatio — перенаименование, наделение специальным именем) — тип религиозной организации в христианстве. Деноминация, по словам Хельмута Ричарда Нибура, это группа выходцев из церкви, догмы и способы проведения обрядов которой отличаются от государственной церкви Англии, но эта группа лояльна по отношению к государственной власти и к королю лично, к монархии. Деноминация стоит между сектой и церковью и возникло в англоязычной среде в конце XVII века. Процесс эволюции религиозной секты может привести к той самой стадии деноминации, на это влияют такие факторы как: Возросшее благосостояние общины, члены которой ведут аскетический образ жизни; упрощение социальной позиции, а также доктрины и организации, которые становятся похожи на церковные; добровольное членство все больше заменяется социально унаследованным, лидеры из мирян заменяются служителями религиозного культа. Также стоит отметить, что деноминация не может претендовать на всеобщность, как это делает церковь. А также деноминация может стать итогом деградации церкви, если она начнет подстраиваться под индивидуальные особенности того или иного общества. Это является логичным утверждением, так как церковь, в том смысле организационной структуры, в котором мы ее представляем сложилась совсем недавно, в исторической перспективе. Христианство является первой универсальной религией, прогрессивным течением процесса эволюции религиозной мысли. Сам факт того, что религия будет подстраиваться под каждое общество априори лишает ее универсальности в силу приращения индивидуальных черт, присущих населению в различных регионах. Это приведет к разделению единой изначально веры на различные течения, которые в силу коренных расхождений скорее всего будут вступать в конфликт друг с другом. Примеров этому достаточно и в христианстве (манихеи, ариане, катары) и в исламе (шииты, суниты). В концепции Дэвида Мартина (1962 г.) деноминация представлена как религиозная организация, которая имеет собственную историю, а не является результатом эволюции секты или деградации церкви. В настоящее время различные авторы связывают деноминацию с такими характеристиками, как: институализация в социально-правовое поле; ограниченность распространения по региональным или социальным рамкам; постоянное членство; принцип равенства всех верующих перед богом; бюрократическая структурированность; выборность руководителей; административные и духовные должности; регламентация жизни членов; внутриобщинная этика; взаимная толерантность к другим религиозным объединениям; сотрудничество с внешним миром; идея «богоизбранничества»; возможность изменения вероучения и культа; эмоционально-образный характер культа Нибур также ввел термин «деноминационализм», под которым подразумевалось характерное для США, в условиях развитого религиозного плюрализма, разделение и разветвление протестантизма на множество самостоятельных религиозных объединений, свободно конкурирующих между собой. Для обозначения отдельных деноминационных «кустов», более или менее единых в вероучении, используется термин «деноминационная семья». Деноминационная семья может быть представлена альянсами, ассоциациями, конференциями и другими организационными формами, позволяющими деноминациям принимать совместные решения по отдельным значимым вопросам. Деноминация является типологической единицей, которая характеризуется не только единством вероучения и организационной целостностью, но и представляет собой классификационную и типологическую единицу. Например, в деноминационной семье «Адвентизм» существуют адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты, христианская церковь Пришествия и другие. Хотя термины «деноминация» и «деноминационализм» исходно отражали внутреннюю динамику протестантизма, сегодня они часто используются для классификации большинства или всех крупных религиозных групп в странах, в которых есть доминирующая религия (христианских, мусульманских, иудейских и т. д.). Различают также неденоминированные церкви, которые сохраняют религиозную или политическую автономию. Экуменические движения, такие как евангелическое, не привязанные к какому-либо ограничительному вероисповеданию или организационной форме внутри своей религии и способные сосуществовать во всех основных конфессиях, получили наименование трансденоминационных. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Popular Post Ксения Забугина Posted May 4 Popular Post Report Share Posted May 4 Чирская Ксения, Коновалова Катерина, Артемьева Валерия КУЛЬТ РЕЛИГИÓЗНЫЙ1 (лат. cultus — почитание, поклонение). В социологии религии используются два основных значения этого понятия. В социологии религии используются два основных значения религиозного культа. Первое значение сводится к выполнению обрядов религиозных практик. Они также имеют свою классификацию: 1) «психотехнические культы» 2) «мистериальные культы» 3) «универсальные культы» мировых религий 4) «обрядовые культы» 5) нерелигиозные культы Градация культов зависит типологизации обрядов, форм элитарной и массовой культуры и субкльтуры. Данная связь культов с культурой обуславливается желанием людей проявлять свою принадлежность определенной идее, через особую, индивидуальную деятельность. Культ включает в себя поклонение и почитание божеству, обрядность, церемонность и наличие новой практики и верования. Культовая религиозная деятельность включает в себя элементы: 1) Субъект культа 2) Объект культа 3) Отношение религиозного поколения субъекта объекту Религиозное направление может быть непосредственным и опосредованное: 1) Людьми 2) Движимыми материальными вещами 3) Недвижимыми сложными вещами Культ включает в себя сложновато обряды: жертвоприношение, молитва, медитация. Из данной информации мы видим, что большинство культов направлены на интеграцию общины, путем разделения чистого и нечистого.Адаптация к определенной территории, включение в свою группу чужака, так же имеет отношение к культу. Второе значение культа. Его можно рассматривать как религиозную организацию, отличительной чертой которой, является: обособленность группы и наличие харизматического лидера. Сопровождается определенной идеей, и даже ее одержимостью. Имеет место быть эмоциональный подъем, ожидание конца света, пришествие Бога, Страшный суд. Культ не имеет прямой связи с иными типами религиозных организаций. Не несет в себе традиционное вероучение. Все данные аспекты позволяют рассматривать культ, как объединение созданное с целью компенсирования своих личностных проблем средством признания своего ничтожества перед высшим разумом. КУЛЬТ РЕЛИГИÓЗНЫЙ2 (лат. cultus — почитание, возделывание, поклонение божеству, священным предметам, местам и связанные с этим обряды, от лат. coloвозделываю, почитаю) — почитание каких-либо предметов или существ, наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Культ в данном случае. Рассматривается как почитание каких-либо предметов или существ. Здесь мы уже можем говорить о специфичных предметах, которые. Наделяют магическими свойствами. Теперь не только вера в высшее обретает смысл, есть физические (материальные) артефакты, которые используются преклонения или совершения обрядов. Говоря об обрядах, мы затрагиваем еще одну значимую сторону религиозного культа. Примечательно, что внутри одной веры (например, христианства) мы можем наблюдать совершенно разное исполнение обрядов, имеющих одну и ту же цель (исполнение обрядов разнится в православии, католицизме и протестантизме). Обратимся к отрывку: «Например, христианский культ включает в себя католическую, православную, протестантскую и ориентальную культовые практики, в отправлении каждой из которых имеется своя специфика. Так, католический культ сводится к культу Бога, Иисуса, Девы Марии, культу ангелов и святых, культу ре- ликвий, святых мест и т. п. В католических храмах совершается главное культовое действие — месса (католическая литургия), включающая в себя чтение молитв, песнопения в сопровождении органа и таинство причащения. Первая часть мессы — литургия Слова, вторая — литургия Евхаристии. В католицизме, как и в православии, признается семь таинств, однако существуют различия в их отправлении. Таинство крещения в католицизме производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии — только погружением в воду; в отличие от православного миропомазания, которое совершается сразу же вслед за крещением, в католицизме существует конфирмация последователей по достижении ими 7–12-летнего возраста. Крестное знамение католики совершают пятью пальцами (а не тремя, как православные), при этом, слева направо (в православии, наоборот, справа налево). Обобщая вышесказанное, культ в данном значении определяется именно как почитание высших сил / предметов и символов и исполнение определенных обрядов в соответсвии с религиозными правилами (некоторые обряды также могут являться актом почитания). Предметами или символами в данном случае могут выступать иконы, барельефы, распятия, скульптуры, картины, витражи, мозаика, фрески, а нематериальными объектами (высшими силами) могут выступать святые Во втором значении культ рассматривается именно как тип религиозной организации. Для того чтобы причислять его к таковым он. Должен отвечать ряду признаков: социальная и религиозная обособленность; отсутствие четкой организационной и иерархической структур; отсутствие ясно выраженной и постулируемой догматики, принципов вероучения; существенная роль основателя, почитающего- ся в качестве божественного мессии, возвестившего единственно истинное учение ; сильный элемент мистицизма; значительный отход от существующих ра- нее религиозных представлений; отрицание других религиозных традиций и преемственности с ними; новая интерпретация известных священных текстов, противопоставляемая существующим традициям или наличие своих собственных сакральных текстов, автором которых, как правило, выступает харизматический лидер; сильные эмоциональные переживания последователей того или иного куль- та, связанные с верой в исцеление (физическое и духовное) и шире — в личное спасение, которому, как правило, противопоставляется гибель остального человечества, не входящего в данный культ. Как мы видим, в данном случае культ может восприниматься уже как сама религиозная организация. По личным наблюдениям, данная трактовка встречается не так часто из-за небольшого количества подобного рода организаций (в относительном соотношении). Шестаков Виталий, Забугина Ксения «КУЛЬТ РЕЛИГИÓЗНЫЙ 3 (лат. cultus — почитание, уход) — важнейший вид религиозной деятельности, параметрами которого являются соответствующие содержание, предмет, субъект, средства, способы и результаты. Предмет культа – различные внешние объекты и силы, психические и телесные феномены, которые предстают в образах гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей. Субъектом культа могут быть религиозная группа или религиозный индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности — художественные, общения и др». В общем говоря, участники культа стремятся духовно освободиться, преодолеть свои страдания и т.д. «К средствам культа причисляют культовые здания (храм, мечеть, синагогу, дацан, молитвенный дом и пр.), религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку и др.), различные культовые предметы (церковную утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в него, человек входит в специфическую зону социального пространства — в сакральное пространство, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Внимание сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях искусства, имеющих религиозные значения и смыслы». Культовые сооружения имеют немалое количество религий, в том числе основные мировые религии. Интересно то, сколько храм отличается от мечети или от синагоги и др., насколько разные взгляды и способы преклонения перед Богом в разных религиях. Казалось бы, все верят во всевышнего, но насколько по-разному… Субъектом культа может быть религиозная группа или религиозный индивид. Мотивом участия являются религиозные стимулы, а также нерелигиозные потребности. Религиозная группа как субъект культа неоднородна, она состоит из нескольких лиц, осуществляющих управление, и значительного количества остальных, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна религиозным индивидам с высокой степенью религиозности и хорошим знанием религиозных текстов, видов и способов культовых действий. Средствами культа являются культовые здания, религиозное искусство, различные культовые предметы. Важнейшим средством является культовое здание, которое создает специфическую сакральную атмосферу. Культ - это важный аспект религиозной жизни, который помогает людям проявлять и укреплять свою веру. Он также способствует социальному взаимодействию и сплочению религиозных групп. Культовые практики и действия имеют символическое значение, которое помогает верующим лучше понимать и выразить свои верования. «Способы культа определяются содержанием религиозных верований и зависят от средств культа. Складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать; они касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы и др.), так и более сложных (жертвоприношение, обряд, проповедь, молитва, богослужение, праздник). Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Результатом культа являются, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, актуализация религиозного сознания, в котором воспроизводятся религиозные образы, символы, повествования, возбуждаются соответствующие чувства. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния подавленности к состоянию облегчения. В процессе культа происходят общение верующих друг с другом, сплочение религиозной группы, удовлетворяются и эстетические потребности». Как я считаю, результат культа заключается в том, чтобы прийти на помощь человеку именно тогда, когда ему это нужно, чтобы этот человек понял для себя, что он не один и жизнь продолжается (это что касается последней инстанции в разочаровании жизнью), а если говорить в целом о культе, то по мне, это образ мысли и способ действий, принципы, по которым живут люди. Благодаря культу они не теряются, а идут по четкому курсу. В то же время культы и секты – это явления, которые могут иметь опасные последствия для людей. Вовлечение в культы может привести к потере личной свободы, а также к насилию и эксплуатации со стороны руководства культа. Поэтому важно понимать, что такое культы и секты, как они функционируют и как отличаются от традиционных религий. 1 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Марина Гогина Posted May 21 Report Share Posted May 21 Конспект Гогиной Марины Деноминация Деноминация (от лат. denominatio — перенаименование, наделение специальным именем) – это тип религиозной организации в христианстве, занимающий срединное положение между сектой и церковью. Понятие деноминации зародилось в конце XVII столетия для обозначения диссентеров, отколовшихся от государственной Церкви Англии, но при этом лояльных по отношению к Британскому государству и признававших монарха. В социологию религии термин «деноминация» ввел в 1929 году американский теолог Хельмут Ричард Нибур, определивший её как закономерный этап эволюции религиозной секты, когда в ней происходят следующие изменения: 1. Добровольное членство все больше заменяется социально унаследованным; 2. Изоляционизм становится затруднительным; 3. Возрастает благосостояние общины, члены которой ведут аскетический образ жизни, так что у секты появляется больше возможностей для интеграции в экономическую жизнь общества; 4. Социальная позиция секты становится менее радикальной, а ее этика начинает приближаться к церковной, так же как и ее доктрина и организация; 5. Лидеров из мирян заменяют служители религиозного культа. При этом деноминация не может претендовать на всеобщность, подобно церкви. Деноминация может представлять собой и результат деградации церкви, если та начинает приспосабливаться к социальным структурам индивидуалистического общества (по Нибуру). В более поздней концепции Дэвида Мартина деноминация представлена как исторически самостоятельный и самодостаточный тип религиозной организации, а не как результат эволюции секты или инволюции церкви. В настоящее время разные авторы относят к характеристикам деноминации следующие признаки: 1. Институализацию в социально-правовом поле; 2. Ограниченность распространения региональными или социальными рамками; 3. Постоянное членство; 4. Принцип равенства всех верующих перед Богом; 5. Бюрократически-организационную структурированность; 6. Выборность руководителей общины; 7. Наличие административных и духовных должностей, занимаемых профессиональными администраторами и служителями культа при отсутствии деления на клир и мирян; 8. Регламентацию - жизни членов деноминации и контроль за выполнением принятых в ней правил поведения; 9. Наличие внутри общинной этики, системы бытовых предписаний и др.; 10. Взаимную толерантность по отношению к другим религиозным объединениям; 11. Сотрудничество с внешним миром; 12. Идею собственного «богоизбранничества»; 13. Возможность продолжения формирования или частичного изменения вероучения и культа; 14. Эмоционально-образный характер культа. Деноминационализм (по Нибуру) – это разделение и разветвление протестантизма на множество самостоятельных религиозных объединений, свободно конкурирующих между собой. Для обозначения отдельных деноминационных «кустов», более или менее единых в вероучении, используется термин «деноминационная семья». Деноминационная семья может быть представлена альянсами, ассоциациями, конференциями и другими организационными формами, позволяющими деноминациям принимать совместные решения по отдельным значимым вопросам. Деноминация является классификационной и типологической единицей, отличительной чертой которой, помимо единства вероучения, выступает организационная целостность. Несмотря на то, что термины «деноминация» и «деноминационализм» первоначально отражали внутреннюю динамику протестантизма, ныне они нередко применяются для типологизации некоторых или всех крупных религиозных групп — христианских, мусульманских, иудейских и др. Трансденоминационные движения – это экуменические движения, не привязанные к какому-либо ограничительному вероисповеданию или организационной форме внутри своей религии и способные сосуществовать во всех основных конфессиях, получили наименование. На сегодняшний день деноминации многочисленны и разнообразны. По моему мнению, некоторые деноминации делают акцент на отдельных доктринах, но, в большинстве случаев, они предлагают различные стили поклонения, чтобы соответствовать различным предпочтениям христиан. Верующие единомышленны в основополагающих моментах веры, а вне этого христиане вольны выбирать, как им поклоняться в общине. Именно эта свобода приводит к тому, что существует такое большое количество христианских деноминаций. Конспект лекции по теме «Типология религиозных сообществ». Гогина М.М..docx Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.