Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

"ВОЦЕРКОВЛЁННОСТЬ": мнения экспертов о содержании и применимости понятия в социологическом анализе религиозности


Рекомендованные сообщения

  • Serjio featured this тему
  • Serjio pinned this тему
  • 2 weeks later...

Кто и зачем задает вопрос? От этого очень зависит ответ. Скажем, что такое "религиозность"? С конфессиональной (православной) точки зрения этот термин соответствует словам "спасенность", "пригодность для Царствия Божия", "праведность". Вряд ли термины "спасенность" или "праведность" приемлемы для науки.

С т.з. государства, общества, бизнеса "религиозность" - это показатель вероятности некоей поведенческой реакции. Например, сколько православных выйдет на демонстрацию по призыву Патриарха? Будет ли выгодно продавать халяльную или пасхальную продукцию в супермаркете? Думается, такая постановка вопроса правильна.

Таким образом, религиоведческие термины - это, по сути, бихевиористские термины "стимул - реакция". И целью религиоведения и, наверное, главной ее части - социологии религии - является предсказание поведенческих реакций религиозных людей.

Приведу еще одно рассуждение в подтверждение этой точки зрения. Сам термин "религия" изначально обозначал нечто, касающееся связи посюстороннего с потусторонним. Но наука не занимается потусторонним. А картина любой религии едина, включая в себя посю- и потустороннее в неразрывном единстве. При этом неважно, существуют ли в реальности "потусторонние" компоненты этой картины. Важно, что они существуют в самой картине. В результате, картина религии, включающая в себя только реально существующие "посюсторонние" компоненты, неминуемо будет характеризоваться разрозненностью и бессистемностью. Ведь ее системообразующий компонент не существует в действительности. Привести же картину религиозных явлений в систему возможно только на основе какого-то другого системообразующего компонента, реально существующего в "посюсторонней" действительности.

Что это за "реально существующий системообразующий компонент религиозной картины"? Я не знаю. Он еще не открыт. Поэтому базовая парадигма религиоведения еще не создана. А поэтому пока религиоведение должно сосредоточиться на ответе на конкретные вопросы конкретных заказчиков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, благодарим Вас за отклик, уважаемый Роман! 

Вопрос задаёт социолог религии, руководствуясь целью методологической: установить (уточнить) меру пригодности (валидности) концепта "воцерковлённость" для социологического измерения и описания религиозности. 

В категориях культурной антропологии, проблема, поставленная Е.И. Уфимцевой, заключается в соотношении "этического" - культурно универсального и "эмического" - культурно специфичного смыслового содержания понятия "воцерковлённость". Поскольку социология - наука универсального (номотетического, в терминах Э. Гуссерля) характера, автор вопроса закономерно подчёркивает условие - "вне зависимости от конфессиональной принадлежности". Социологически данное понятие может быть адаптировано и применено именно при условии преобладания "этического" содержания.

Вы, насколько можно судить по ответу, придерживаетесь "эмической" точки зрения - того, что "воцерковлённость" есть сугубо христианское понятие, "расширение" которого на другие религии (а это неизбежно предполагает определяющую роль светского дискурса, выносящего за рамки "потусторонние компоненты" религиозной жизни) вряд ли правомерно. Так ли это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А можем ли мы использовать "воцерковленность" как замену одним словом словосочетания "степень православной религиозности"? Соответственно, "воцерковление" заменит "повышение степени православной религиозности"? 

В приложении же к другим конфессиям и религиям, возможно, возникнут другие термины. А может быть останутся вот эти вот длинные высказывания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, что "воцерковлённость" объемлет более широкое смысловое поле: как минимум, она предполагает не только условно-количественные (степень), но и качественные критерии и показатели религиозности (характер). И качественные - прежде количественных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Serjio unfeatured this тему
Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация