Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Религиозность: критерии, концепции, методология. Экспертная дискуссия


Рекомендованные сообщения

Уважаемые коллеги!

Открываем новую (на самом деле старую, но весьма актуальную) дискуссию по вопросу критериев религиозности в современной социологии.

Правила дискуссии:
1. Участники высказываются в комментариях к данному "затравочному" посту дискуссии .
2. Отвечая кому-либо из участников, рекомендуется кратко процитировать его / её сообщение.
3. Для непубличного обмена мнениями, информацией и пр. на сайте доступна внутренняя почта - рекомендуем использовать её при необходимости любых отступлений от темы разговора.

В качестве "затравки" предлагается недавняя тематическая статья С.Д. Лебедева "ЦЕННОСТНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ (СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ) ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ КРИТЕРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ"

 

Изменено пользователем Serjio
Добавлены правила дискуссии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Serjio pinned this тему

Сергей Дмитриевич, проблема, которую Вы затрагиваете, актуальна и всё еще, к сожалению, не решена - а так хочется пользоваться в исследованиях уже готовым, апробированным инструментарием, чтобы не возвращаться к этой проблеме, а обращаться к каким-то другим сюжетам.

Позволю себе некоторый комментарий к статье - мои размышления на эту тему.

В целом могу согласиться с ограниченностью первого и второго подхода к анализу религиозности. На мой взгляд это разделение в какой-то мере условно: каждый автор, исследование может относится к к-л. подходу "по преимуществу". У той же В. Ф. Чесноковой прослеживаются идеи первого подхода. Но дело, скорее не в этом. Проблема, с одной стороны, в самом явлении современной религиозности, с другой, в том, чтО изучается, как, и на какой выборке. О втором распространяться не буду, так как это хорошо вписывается в то, что названо в статье контекстом.

Когда я пытался на материалах нескольких опросов выявить группы по степени религиозности, используя различные критерии (и поведение, и сознание) - оказалось всё не так просто. Я предполагал, что чем выше степень практической религиозности, тем выше корреляция с переменными, характеризующими религиозной сознание. Оказалось, что не совсем так - у наиболее часто посещающих и участвующих в службах респондентов в меньшей мере религиозное сознание соотносится с каноническим образцом, чем у тех, кто чуть менее интенсивно практикует. Можно было бы предположить, что тут налицо процесс воцерковления, но нет - добавление переменных, связанных со стажем воцерковления, с длительностью осознанной религиозной жизни только всё еще больше запутывает.

Последнее время я больше склоняюсь рассматривать степень религиозности не как количественную характеристику, а как качественное явление. Т.е. имеются определенные типы верующих (и скорее всего их можно зафиксировать эмпирически), которые очень сложно разместить на одномерной шкале "нерелигиозные - религиозные". Эти типы отличаются друг от друга отдельными аспектами религиозности. Получается, что религиозность множественна, многомерна и нелинейна. Думаю, что такой подход к религиозности (наверное уже к ее операционализации) более соответствует религиозно-духовному ландшафту современности, о котором Вы пишите (с. 136).

Что касается третьего подхода, то мне он очень симпатичен, но и здесь возникают некоторые вопросы.

Похоже, что этот подход будет хорошо диагностировать только определенный тип религиозности. Да, рефлексивность, вероятность осознанного выбора безусловно вырастает в современных условиях, но, по моему опыту, это свойственно далеко не всем. Продолжают оставаться и воспроизводится традиционные типы религиозности, т.е. сохраняется многообразие в рамках даже одной конфессии (я не говорю уже о межконфессиональном и межрелигиозном уровне).

Воцерковленность - тоже не однородное состояние, оно конституируется канонами. А каноны сейчас существуют, кажется, для того только, чтобы применять к ним икономию. Я утрирую, но всё же. К тому же единство самого христианства по ап. Павлу заключается в его многообразии. Этот момент часто недопонимается в современной церкви, где есть определенные интенции к унификации, а также исследователями.

С "точкой необратимости" тоже возникает проблема. В какой момент она наступила у ап. Петра? Если учитывать не только его евангельские отречения, но и сохранившийся в Предании его вопрос, заданный уже далеко после Пятидесятницы: "Камо грядеши?". Т.е. существуют духовные откаты, в качественно другое состояние, следовательно изменяются и ценностные ориентации, а удастся ли это четко зафиксировать в опросе...

Ну и последнее по поводу изучения ценностей, репрезентантов религиозной культуры. У меня был опыт анализа этой сферы, но всё тоже очень неоднозначно. Возникают проблемы и методолого-методические, да и содержательные. Если говорить о православных, то кто-то спасает свою душу, кто-то Россию...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сергей Дмитриевич, ваша статья очень интересна и полезна, спасибо. Думаю, предложенный интегральный  подход, при всех возникающих вопросах к нему, вполне можно практиковать. И, более того, только через практическое его апробирование выявятся его сильные и слабые стороны. К сожалению, предложенный подход, как мне видится, не решит затруднений связанных с критерием религиозности, хотя бы потому, что само определение религии по-прежнему остается неточным и поливариантным.  Мне, данный подход, не видится в качестве диалектического синтеза органично разрешающего сложившееся противоречие, он не более универсален, чем "классический" или "альтернативный" потому, что в нем столько же "НО" сколько и в самих этих подходах. Во-первых, все опять будет зависеть от самого исследователя и его методологических интерпретаций, то есть нет индикаторов, по которым мы могли бы отслеживать насколько точно и правильно исследователь применял данный метод и можем ли мы доверять полученным результатам; во-вторых,  религиозность современной личности – далеко НЕ ВСЕГДА  есть "её рефлексивный проект", точно так же как религиозность субъекта не обязательно связана с его "персонализированным выбором" ; в-третьих,  судя по -моему исследовательскому опыту, никакой "устойчивой положительной обратной связи религиозного субъекта с соответствующим религиозным контекстом" не существует.

То есть, предложенный подход к критерию религиозности в теории может: а)  диагностировать только ограниченный тип религиозности, и б)  будет более гибок в улавливании некоторых нюансов и специфики религиозности в современной ситуации. По моему мнению, классические компоненты религиозного комплекса никуда не деваются, они просто несколько трансформируются и включюат в себя больше, чем включали ранее. При ряде оговорок ими вполне можно пользоваться в качестве критерия религиозности.

 

 

Изменено пользователем Дмитрий Петров
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

"Достаточно надежным показателем, позволяющим зафиксировать ее как социальный факт, представляется ценностная ориентация личности на "ядро" религии, носящая базовый и терминальный характер"
Базовые ориентации тяжело рефлексируются, поэтому опросы тут не помогут. Нужно наблюдать поведенческие практики. С другой стороны, например, православие и, насколько я знаю, католицизм и большинство протестантских течений, а также, насколько я знаю, буддизм и джайнизм — все они говорят не о том, что человек делает, а о том, что он чувствует. Иначе говоря, когда ты то или иное делаешь, или когда с тобой то или иное происходит, у тебя должен быть тот или иной эмоциональный настрой.
Насколько я знаю, современные технические средства неплохо справляются с задачей определения этого самого настроя. Пульс, дыхание, электро-энцефалограмма — всё это можно легко фиксировать носимыми устройствами. Для пульса, давления, дыхания вообще достаточно фитнес-браслета. При хорошем финансировании можно приобрести носимые ээг-рекордеры. Насколько я слышал, существуют методики и даже программное обеспечение для расшифровки эмоций по физиологическим показателям.

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Serjio featured this тему
Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация