Jump to content
А ×
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Recommended Posts

Солидарное общество vs Святое Белогорье

(Журнал "Белгородский бизнес-класс", 2013, № 2)

http://issuu.com/belgorodbusinessclass/docs/bc2_120low

Влад Епанчинцев.

Я люблю Белгород. На самом деле. Мне нравится гулять вечером где-то в центре, смотреть на Белгород с балкона, я обожаю показывать столичным гостям свой город и рассказывать, как много по-настоящему хороших вещей делается у нас для людей. Я считаю, что нам невероятно повезло с губернатором (эх, ещё бы и мэра такого же!), и его вклад в развитие региона трудно переоценить. На федеральном уровне Белгородская область давно стала брендом, сюда едут жить люди со всех концов бывшего СССР. Но есть одна досадная деталь, которая повергает меня в уныние. На фоне успехов промышленности, строительства, социального сектора в общественное сознание внедряется ещё один бренд под названием «Святое Белогорье». Почему оно святое – вопрос к господам верующим. Наверняка они найдут массу обоснований, и закрыв глаза на логику, с ними можно будет даже согласиться. В конце концов, это не наше дело, как им называть субъект Российской Федерации под названием Белгородская область.

Но Святое Белогорье соприкасается с повседневной реальностью во множестве ситуаций. Вот примеры.

Областная больница – заведение, оснащённое новейшей медицинской аппаратурой чуть менее, чем полностью – гордо называется «Больница святителя Иоасафа». Какое отношение он к ней имеет? Вряд ли он здесь лечился, скорее всего, он не являлся известным медиком, с большой долей вероятности можно предсказать, что лечат там тоже не святой водой. Так откуда появилось это название?

Почему время от времени центр города перекрывают для того, чтобы группа людей могла торжественно носить (вы уж меня простите за прямоту) по нему останки давно умершего человека? И почему живые люди на время таких мероприятий вынуждены стоять в пробках? Насколько адекватно вообще это действо выглядит с точки зрения психологии?

Почему на наши с вами деньги строится огромное количество храмов, а в детский сад попасть с гарантией можно только записав ребёнка в очередь за пару лет до рождения?

Я, конечно, понимаю, что на православие существует социальный заказ на самом высоком уровне и отступать от генеральной линии чиновники не могут просто по определению. Я вполне допускаю, что у ортодоксального христианского культа есть свои последователи, и у них есть потребность в обрядовой деятельности. Я даже готов согласиться с тем, что это у них в Москве священнослужители носят часы за миллион рублей и безнаказанно устраивают ДТП с жертвами, а у нас в Белгороде в той же организации работают совсем другие люди, скромные и душевные (даже знаю двух таких лично!). Но всё равно остаётся ощущение некоторой избыточности происходящего, вплоть до полного сюрреализма.

Нравится вам это или нет, но нельзя одновременно исследовать наночастицы и верить в то, что хлеб при определённых обстоятельствах превращается в человеческую плоть. Я не понимаю, зачем человек, верующий в силу молитвы, вообще может идти к врачу. Да что там говорить! У меня в голове даже с трудом укладывается, как можно добывать руду и верить при этом в то, что миру семь тысяч лет!

Факт остаётся фактом: религиозное мировоззрение и научное мышление лежат в разных исторических эпохах. Из этого вытекают два важных вывода.

Во-первых, если мы хотим двигаться в будущее со всем остальным миром (и быть в числе первых стран), религия будет являться слишком тяжёлым багажом. Не верите – наберите в Google запрос «gallup религия» и сами оцените результаты исследования Gallup: чем выше уровень религиозности в стране, тем ниже уровень жизни. Единственная высокоразвитая и одновременно религиозная страна – США, но и там не всё так просто: в США нет монополии на рынке религиозных услуг, поэтому ни одна из религиозных групп не имеет влияния на значимую часть общества. В общем, задайте себе вопрос: где вы хотите жить – в Швеции или в Египте?

Во-вторых, в благом деле построения солидарного белгородского общества религия тоже плохой помощник. Если в средневековье религиозные культы объединяли территориально разделённые и поэтому изолированные друг от друга народы, то в 21 веке изоляции нет: каждый из шести миллиардов землян имеет возможность общаться с любым другим землянином. И (сюрприз!) Белгородская область сегодня тоже является частью большого мира. И тот мировоззренческий забор, который был уместен ещё триста лет назад, сегодня выглядит просто несерьёзно. Особенно нелогично выглядит возвращение за этот забор после того, как мы первые в мире вышли в космос, расщепили атом и вообще построили вторую державу в мире без помощи каких-либо потусторонних сил.

Возможно, кто-то скажет: а как же бороться с бездуховностью подрастающего поколения? Что, если не религия, научит детей патриотизму? Но белгородская земля и белгородская история дают нам огромное количество невыдуманных примеров бескорыстной любви к Родине, а подвигов здесь было совершено – не счесть. Так что для патриотического воспитания молодого поколения материала предостаточно, и можно обойтись без историй о сотворении мира за семь дней.

Если же говорить о солидарном обществе, то построить его без каких-то общих ценностей, разумеется, нельзя. Здесь религия даёт готовый, казалось бы рецепт: тут тебе и система ценностей, и набор обрядов, и строгая иерархия поставщиков мудрости – думать не надо, бери и делай! Но само по себе мистическое мировоззрение в 21 веке является безусловным архаизмом и, по сути дела, капканом – достаточно посмотреть, опять же, на корреляцию уровня религиозности с уровнем жизни. Да, выработка и внедрение светской системы ценностей – дело непростое, но, как показывает практика, реализуемое. И главное – если мы смотрим в будущее дальше, чем на 10 лет, иного пути у нас просто нет.

http://biz-class.org/categories/32/122/

Link to post
Share on other sites

Я бы подписался почти под каждым словом :thumbup: Но есть одно исключение насчёт бездуховности. С ней надо бороться воспитанием не патриотического, а научного мировоззрения.

Link to post
Share on other sites

Да, это и есть "научное мировоззрение", или наивный сциентизм школьного образования.

Автор - специалист в совсем других вопросах, и потому ему простительно местами довольно дремучее невежество как в области религии, так и в области науки. Что совсем, совсем печально в применении к Вам.

Link to post
Share on other sites
  • 2 years later...

Солидарная экономика в солидарном обществе (31.03.2016)

 
ОБСУДИТЬ
 
58

http://www.rline.tv/attach/upload/iblock/384/solidarnaya_ekonomika_v_solidarnom_obshchestvew854h480.mp4

 
14
 
10
 
0
 
12
 
4

Либералы утверждают, что конкуренция – основа и мать всего на свете. Но даже минимальная конкуренция невозможна без первоначальной солидарности, без того чтобы люди не образовали какое-то сообщество – группу, общину, семью. Только так мы и живём. Но что для нас главное? Конкуренция или солидарность?

О глубинных основах российской экономики и жизни в студии «Точки зрения» говорят член-корреспондент РАН Георгий КЛЕЙНЕР, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Майя ДУБОВИК и академик РАЕН Георгий Цаголов.

Ведущий – Владислав ЖУКОВСКИЙ.

 

Источник: http://www.rline.tv/programs/tochka-zreniya/video-95306/

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites
Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...

Important Information