Serjio Posted March 6, 2015 Report Share Posted March 6, 2015 Известно, что в России столиц несколько. По крайней мере, всем известны две: Москва и Санкт-Петербург. А вот о третьей столице России часто забывают. Тем более обидно, если это делают те, кому довелось в ней жить, то есть мы с вами, ярославцы. О том, что такое провинция и столица сегодня и почему Ярославль по праву считают третьей столицей России, мы поговорим с известным как в городе, так и в стране провинциологом, профессором кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, заслуженным деятелем науки России, доктором искусствоведения, членом-корреспондентом РАЕН, а также членом Совета по городскому самоуправлению при мэре города Ярославля Татьяной Семеновной Злотниковой. - Татьяна Семеновна, провинциальность – это не только место пребывания, но и особое мироощущение. От преобладающего мироощущения горожан зависит, будет ли город развиваться динамично или, напротив, будет «загнивать». Присуще ли провинциальное мироощущение ярославцам и, - если да - в чем его особенности? Т. С.: Да, к сожалению, присуще. И за примерами далеко ходить не надо. Проходит, например, сейчас в городе фестиваль духовной музыки и колокольного искусства «Преображение». И в этом году ему присвоили имя недавно умершего московского дирижера Е. Колобова. Почему Колобова, а не Оловянишникова, не Вахрамеева? Не тех крупнейших собственно ярославских купцов, которые были связаны с производством колоколов и утверждением колокольной традиции в Ярославле трех – XVIII , XIX и XX – столетий? Почему присваивается имя замечательного москвича и замалчиваются имена и заслуги наших земляков и современников - Н.С. Каровской, В.Е. Дегтярева, М.А. Аннамамедова – тех, кто на самом деле стоит у истоков этого фестиваля? Вот это образец провинциальности. Провинциальность – это не просто заниженная шкала ценностей («мы хуже вас»). Это отсутствие шкалы ценностей, неумение понимать и ценить «свое» в общей национальной, мировой системе. «Наше» для нас хорошо, только если «нашим» быть перестает (меняет «географию» или уходит из жизни). И тогда возникает необходимость присвоения не-нашего, как это и происходит сейчас в случае с фестивалем «Преображение». Провинциальность – это неблагодарная уверенность в том, что корней не было, сразу – плоды. Русская в частности ярославская провинциальность на фоне глобализации превращается в ментальную черту. Это нежелание, неумение и неготовность ценить, любить и уважать себя. Кроме того, для провинциального мироощущения характерно особое ощущение времени, замедленный, по сравнению со столичным, темп жизни. Меньшее, чем в столице, умение загадывать, планировать и добиваться запланированного в определенные сроки. В провинции кажется, что времени очень много: за полчаса нужно дойти всего лишь до соседнего квартала. В представлении же столичного жителя за полчаса надо успеть добраться до другого конца города, встретиться с пятью людьми и решить десять вопросов. Или, например, в провинции, по крайней мере, в России всегда было стыдно делать карьеру. Это неправильно. Ведь карьера – это не наличие чинов, а наличие перспективы, которую человек для себя намечает как необходимую. И если человек намечает себе в качестве перспективы пройти путь с определенными людьми и с определенной целью в итоге этого пути и готов прилагать максимум усилий для того, чтобы достичь цели, то он по самоощущению не провинциал. Реализации такого жизненного плана ярославцам, как и другим провинциалам, зачастую мешает также глубоко присущий именно провинциальному мироощущению страх перед переменами: сменой работы, сменой квартиры, сменой круга общения. Это те черты провинциального мироощущения, которые для динамичного развития Ярославля в следующем тысячелетии его истории ярославцам, на мой взгляд, хорошо бы преодолеть. Тем более это касается ярославцев, находящихся у власти. Потому что самым опасным проявлением провинциальности в России всегда была провинциальность мироощущения чиновников. - Можно ли, тем не менее, выделить позитивные моменты в статусе провинциала? Т. С.: В позитивном смысле для меня статус провинциала – это статус самодостаточного человека. Это статус человека, убежденного в том, что он живет так, как он хочет. Я подчеркиваю: не там , где он хочет, а так , как он хочет. Я полагаю, что истинным по духу столичным жителем был отец Борис Старк. И не только тогда, когда служил на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, а тогда, когда выбрал для своего духовного служения и жительства Ярославль. Человек, способный выбирать, по своей жизненной установке – это уже не провинциал. С этой точки зрения я полагаю, что провинциализм Ярославлю навязывается извне. Ибо жители самого Ярославля, как коренные, так и приехавшие в этот город и полюбившие его, так же как и жители Рыбинска, Ростова, Углича – это люди, которые преданы своему городу и гордятся им. Но если человек испытывает неловкость по поводу своего места жительства, если он, представляясь кому-то постороннему, говорит: «Я, извините, из Ярославля», то это уже личные проблемы этого человека, а не города. На мой взгляд, статус столичного города в современной России определяется по одному критерию - можно здесь решать серьезные деловые, творческие, нравственные вопросы или нельзя. Если в городе можно это делать, значит, здесь отсутствует дух провинциальности как негативное явление. Если есть вечная оглядка на то, что и как здесь же, на соседней улице, в соседнем кабинете, скажут о твоем решении, - то это самый настоящий провинциализм в своем негативном значении. - Я так полагаю, что в Ярославле все-таки можно реализовать серьезные деловые и творческие проекты. По крайней мере, известны точные данные социологов, которые фиксируют сегодня более высокий качественный, интеллектуальный, организационный уровень работы российских провинциальных учреждений и коллективов по сравнению со столичными. Т. С.: Да, как это ни парадоксально, но по ряду параметров признанные столицы, Москва и Санкт-Петербург, сегодня утрачивают свои лидирующие позиции. Приведу пример из собственного опыта. Я руковожу диссертационным советом по таким достаточно редким специальностям, как искусствоведение и культурология. В год у нас защищается 6-8-10 диссертаций. В родственных нам советах Москвы и Петербурга за год защищается 2-3, в лучшем случае 5 работ. В провинции научная жизнь сейчас действительно более интенсивна. Свежий пример, к которому непосредственное отношение имеет холдинг «Губернский город и К», - проведение научно-практической конференции, посвященной столетию со дня смерти А. П. Чехова. Единственное на всю страну свежее издание, которое не готовилось годами, а вышло в Ярославле непосредственно по следам очень широкой научной акции (ровно через три месяца). В то время как в Москве и Петербурге с момента проведения подобной конференции до момента издания сборника проходит, как правило, полтора года, а то и больше. Провинция сегодня поневоле оказывается оперативнее и деятельнее столиц. При этом происходит закономерная смена традиционных смысловых полюсов - инертной провинции и активной столицы. - Если брать за основу предложенный Вами критерий определения столичного статуса города, то Ярославль – город столичный. Однако известно, что у Ярославля есть исторически обусловленное право называться столицей России. Т. С.: Я полагаю, что Ярославль из многих своих заслуг в истории России пока не сумел извлечь пользу и не сумел сделать «брэндом» один пусть краткий, но очень значимый исторический эпизод. Тем не менее, зря забывают о совершенно особом положении нашего города среди других городов России. В разные периоды истории России (не княжеств русских, а именно страны) ее столицами были только три города: Москва, Петербург-Петроград-Ленинград и Ярославль. Причем важно помнить и не грех гордиться тем, что город в роковой, трагический период нашей истории сам взял на себя функцию столицы. Не было никаких декретов и указаний свыше. Именно в Ярославле сосредоточились духовные силы, было собрано ополчение, и это ополчение из нашего (!) города двинулось спасать Россию. «Третья столица России» – это нераскрученный «брэнд» нашего города. А если бы власти и общественность города объединились в преддверии юбилея и приложили бы усилия для того, чтобы этот «брэнд» раскрутить, статус празднеств по поводу 1000-летия Ярославля стал бы не меньшим, а как минимум равным статусу торжеств по поводу 300-летия Санкт-Петербурга. - Татьяна Семеновна, наш журнал посвящен недвижимости Ярославля, и серия интервью, в рамках которой проходит и наша с Вами беседа, изначально была задумана как серия бесед об архитектурно-градостроительном будущем нашего города. Могли бы Вы оценить этот аспект развития Ярославля с позиций обычного жителя, разумеется, при этом еще и не лишенного профессиональных подходов? Т. С.: Многие люди, попадающие в Ярославль впервые или возращающиеся в него после большого перерыва, говорят об удивительной ауре Ярославля. О том, что это светлый, приятный город. Разумеется, во многом такой образ города создается благодаря сохранившимся в нем церквам. Золотые кресты всегда не только осв я щали, но и осв е щали наш малосолнечный город. А вот в решениях фасадов современных зданий Ярославля почему-то преобладают исключительно холодные, серо-голубые, «свинцовые» цвета, что, по-моему, способствует насаждению депрессивного состояния у ярославцев. Мрачным с визуальной точки зрения будущее города видеть не хотелось бы. У меня, как, думаю, и у любого жителя Ярославля, много вопросов вызывает градостроительная политика властей города. Когда-то обратила внимание на то, что пол в таких торговых центрах, как «Петровский пассаж» или «Новая галерея», безупречно чист даже в самую грязную пору. И вовсе не потому, что его так часто моют, а потому, что там практически не бывает покупателей. Это же пустующие здания в центре города! По-моему, логика отсутствует и в решении о снятии трамвайной линии на улице Большая Октябрьская, большую часть жителей которой составляют пенсионеры и бюджетники. Они нуждаются в доступном, дешевом, стабильном транспорте, который не зависит от заносов снега, от топлива, в который можно, извините, взобраться и в котором, как это ни парадоксально, можно пообщаться. Я уже не говорю про «братскую могилу» бюджетных и внебюджетных денег – автостоянку перед стадионом «Шинник». Городу эта автостоянка в этом месте явно не нужна. Градостроительная задача решена в ущерб жителям города. На мой взгляд, по странному – глубоко провинциальному - пути развивается и жилищное строительство в центре города. В центре впритык друг к другу строятся малоэтажные псевдоэлитные дома, рассчитанные на заселение 3-5, максимум 8 семьями, и весь цокольный этаж зданий занимается под гаражи, и значит, в эти дома заселяются семьи, имеющие 1-2 и более машин. А если это так, то значит для них не вопрос, жить в центре города или в экологически чистом, тихом, удаленном от центра районе. Так живет весь цивилизованный мир, в котором престижное жилье строится за городом. - Татьяна Семеновна, мы обсуждали духовные, в том числе эстетические и нравственные составляющие представлений о провинции. Можно ли, по-Вашему, обозначить особенности деловых практик по отношению к провинции? Существует ли проблема «провинция и бизнес»? Т. С.: Внимание бизнеса к провинции в современной России имеет, на мой взгляд, два вектора. Один я бы назвала хищническим. Другой – патриотическим. Хищническое внимание заключается в том, что, как только какое-то производство или какая-то сфера начинает развиваться, принося или менее стабильные прибыли, моментально возникает интерес извне. В свое время очень горькие верные вещи по этому поводу говорил на заседании совета по самоуправлению в мэрии известный в городе экономист В.В. Тамаров. Эта тема хорошо известна, и я не считаю необходимым развивать ее в этом интервью. По-моему, важнее говорить о патриотическом аспекте бизнеса, который сейчас набирает силу. Это относится и к тем людям, которых я называю (и думаю, что А.П. Чехов со мной бы согласился) современными Лопахиными. Ибо Лопахин у Чехова был озабочен не столько тем, чтобы сорвать куш с разбивания на дачные участки старинного вишневого сада, сколько ростом самосознания людей, заинтересованных в процветании страны. Современные Лопахины живут в регионе, в котором строят свой бизнес, а не наезжают в него по праздникам. Они ходят (или ездят) по улицам своего города и испытывают неловкость за то дурное, что видят, и хотят внести свой вклад в то доброе, за созидание и утверждение которого их имена будут вспоминать потомки. Это люди, которые ориентированы на то, что В. Маяковский в своем известном стихотворении назвал «долгими делами»: строительство жилых домов, образование и досуг молодежи, забота о пенсионерах. Мне кажется, что очень мудро и во всех отношениях полезно поступил, например, известный российский бизнесмен В. Потанин, учредив стипендии студентам и молодым преподавателям в регионах. Потанин вкладывает, насколько мне известно, не очень большие деньги в интеллектуальный ресурс России, но делает это на виду у всей страны. С одной стороны, бизнес всегда «приручал» талантливых молодых людей, и от этого только выигрывал. К сожалению, в России, в отличие от Запада да и Востока, сегодня это еще очень мало развито. С другой стороны, бизнес, рассчитанный не на год и не на два, всегда был озабочен выработкой своего позитивного имиджа в обществе. Следовательно, позитивный опыт ярославских бизнесменов, ярославских банкиров вписывается в эту патриотическую тенденцию. Ему, опыту деятельных и умных провинциалов, пока недостает только системности. http://orlova.cih.ru/o32.html 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Victor Posted March 8, 2015 Report Share Posted March 8, 2015 Т. С.: Да, как это ни парадоксально, но по ряду параметров признанные столицы, Москва и Санкт-Петербург, сегодня утрачивают свои лидирующие позиции. Приведу пример из собственного опыта. Я руковожу диссертационным советом по таким достаточно редким специальностям, как искусствоведение и культурология. В год у нас защищается 6-8-10 диссертаций. В родственных нам советах Москвы и Петербурга за год защищается 2-3, в лучшем случае 5 работ. Это выглядит впечатляющее только при условии, что качество диссертаций одинаковое (наличие одинаковой общегосударственной бумажки я считаю не доказательством одинакового качества, а чисто бюрократическим моментом). Но что если в столицах диссертации лучше, а в Ярославле - хуже? По-моему, логика отсутствует и в решении о снятии трамвайной линии на улице Большая Октябрьская, большую часть жителей которой составляют пенсионеры и бюджетники. Они нуждаются в доступном, дешевом, стабильном транспорте, который не зависит от заносов снега, от топлива, в который можно, извините, взобраться и в котором, как это ни парадоксально, можно пообщаться. Зато трамваи очень сильно зависят от наличия электричества (кстати, это то же топливо, только в другой форме) и отсутствия препятствий на путях. В случае обрыва контактного провода или ДТП с выездом машин на рельсы вся трамвайная ветка оказывается парализованной, в то время как автобусы могут объехать препятствие. Кстати, рельсовый транспорт и от заносов снега очень сильно зависит: Остров Сахалин в снежном плену. Что предпринимают железнодорожники, чтобы не допустить сбоя в движении поездов? Я уже не говорю про «братскую могилу» бюджетных и внебюджетных денег – автостоянку перед стадионом «Шинник». Городу эта автостоянка в этом месте явно не нужна. Градостроительная задача решена в ущерб жителям города. Само словосочетание "градостроительная задача" указывает на то, что автостоянка нужна именно городу. Это достаточно очевидно, если взглянуть на карту (я не поленился скачать базу данных этого города в 2gis, хотя есть и он-лайн карта Ярославля - можно ею воспользоваться). Около стадиона много торговых и рекреационных объектов (далеко не все из которых обеспечены собственными парковками), а с общественным транспортом проблема (он ходит преимущественно по проспектам Ленина, Толбухина, Октября, улицам Свободы, Победы, Большой Октябрьской, Ушинского, Комсомольской - а углубиться между ними можно либо пешком, либо на автомобиле). Если кто-то не согласен с необходимостью автостоянки около стадиона "Шинник", то предлагаю ответить на вопрос: почему в вышеперечисленных кварталах так много дорог, перекрытых воротами, и заборов? На мой взгляд, по странному – глубоко провинциальному - пути развивается и жилищное строительство в центре города. В центре впритык друг к другу строятся малоэтажные псевдоэлитные дома, рассчитанные на заселение 3-5, максимум 8 семьями, и весь цокольный этаж зданий занимается под гаражи, и значит, в эти дома заселяются семьи, имеющие 1-2 и более машин. А если это так, то значит для них не вопрос, жить в центре города или в экологически чистом, тихом, удаленном от центра районе. Так живет весь цивилизованный мир, в котором престижное жилье строится за городом. В пресловутом "всём цивилизованном мире" элитное жильё строится за городом, потому что в центре города много промышленных предприятий, общественных зданий, развлекательных центров - шумно, да и публика (рабочий класс) "не элитная". А разве такая ситуация сложилась в Ярославле? Как раз наоборот. На этой территории - берем для начала левую от Волги часть, где расположен центр города - север, юго-запад, юго-восток (вдоль берега Волги) представляют собой почти сплошные промышленные зоны (закрашены серым цветом). Поэтому элитное жильё имеет смысл строить только в центре. В пригородах бесполезно: они отрезаны от центра либо реками, либо промзонами. Например, из Фрунзенского района можно выбраться в центр только по одной дороге - Московскому проспекту (к нему в районе ж/д вокзала "Ярославль-Московский" примыкает Суздальское шоссе и проспект Фрунзе - нетрудно догадаться, что там творится, особенно если учесть, что южнее находится автовокзал). Конечно, есть ещё и юго-западная окружная дорога, но для поездки в центр она годится только если всё совсем плохо. В Красноперекопском районе, вероятно, ситуация получше, но он не резиновый (зажат : с запада садоводами и аграриями, с юга - железной дорогой, которая к тому же рассекает его на две части, с востока - тем же Московским проспектом, с севера - рекой). В восточной части города (Заволжский район) строить элитное жильё ещё более бесполезно, т.к. она соединяется с "большой землёй" де-факто только одним Октябрьским мостом (по Юбилейному мосту, который севернее и, в общем, тоже ведёт на территорию, отсечённую от центра промзоной, ходят всего два автобуса: №25 и №93г, в то время как по Октябрьскому мосту - более 30 маршрутов!). Конечно, в жить центре тоже не ахти (особенно во время спортивных мероприятий), но если люди там настолько богаты, что имеют возможность построить дом, то они наверняка со звукоизоляцией и кондиционированием. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.