КопылОВ Опубликовано: 11 января, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 11 января, 2016 В праздничные дни на fb в группе "Религиоведение: вчера и сегодня" разгорелась очередная дискуссия по поводу такой дисциплины как "сектоведение" и понятий "тоталитарная секта", "деструктивный культ". Ссылка на сохраненную дискуссию в PDF-файле: https://drive.google.com/file/d/1aSaDb1-oL0FX-mEhd1l6SfsDMH7gdhpdxpKPgmY5oIndlnNYrmh8VhtM7knfYIfy-BqnBkKwtDjghSQc/view?usp=sharing Сегодня (11.01.2016) один из активных участников этой дискуссии посетовал, что дискуссия закончена, а многие проблемные вопросы так и не были решены. Roman Iferov 1 ч · В группе "Религиоведение" завершилась праздничная дискуссия по вопросу релевантности понятия "тоталитарная секта" и возможности использования этого термина по отношению к тем или иным НРД. С грустью констатирую, что противники этого понятия не удосужились поиском аргументов. Причин я понять не могу. Согласен, что в праздники не охота заниматься работой, но, раз уж тратится время на набор комента, то почему не посвятить его набору аргументов, а не ерничанию? Думаю, аргументов просто нет. Но почему тогда люди, позиционирующие себя как религиоведы, занимаются подобными дискуссиями? Никакого другого ответа, кроме как обязанности отработать гранты, полученные от этих самых НРД, я не вижу. Тогда при чем здесь вообще наука, зачем нужны все эти слова о "беспристрастном поиске объективной научной истины"? Буду несказанно рад прочесть или услышать аргументированное обоснование ненаучности понятия "тоталитарная секта". НравитсяКомментарийПоделиться 2 человекам это нравится. Comments андрей игнатьев андрей игнатьев дискуссию пропустил, ввязываться в неё задним числом не вижу смысла, но, по-моему, то, что так называют, по большей части сектами не является, а эпитет "тоталитарный" и вовсе чистой воды пейоратив, ругательство, то есть Нравится · Ответить · 1 ч Олег Копылов Олег Копылов Roman, хотите серьезной дискуссии, давайте перенесем ее на портал "Социология религии" (http://sociologyofreligion.ru/). Если хотите, то я и всю дискуссию из "Религиоведения" туда скопирую . Во-первых, это будет удобней, так как формат форума позволит ...Еще Социология религии. Социолого-религиоведческий портал SOCIOLOGYOFRELIGION.RU Нравится · Ответить · Убрать предварительный просмотр · 1 · 48 мин. Paul Kroopkin Paul Kroopkin Отказ в различении тоталитарного - это очень интересное явление постсоветского интеллигентнского сознания. В случае леваков и нео-марксистов объяснимо партийностью. В случае "либералов" - только их большевизмом. Смайлик «smile» Нравится · Ответить · 41 мин. андрей игнатьев андрей игнатьев это весьма коррумпированный термин, заведомо предполагающий чисто оценочную позицию диссидента, а не специфику самого реального объекта, кстати, термин "секта" тоже многие употребляют чисто как пейоратив - для обозначения всяких неприятных и девиантных форм религиозной жизни Нравится · Ответить · 1 · 28 мин. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 11 января, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 11 января, 2016 Вся дискуссия вращается вокруг контекста понятия "секта": если он социологический, то понятие "тоталитарная секта" - термин из отраслевой социологии, которую можно (учитывая, что понятие "тоталитаризм" и производные от него относятся к политологии) назвать политической социологией религии. Если же контекст теологический, то всплывает г-н Дворкин и т.п. Лично мне не очень нравится перемещение слова "секта" из религиозного дискурса в научный (тут усматривается аналогия с воцерковлённостью - можно же было обойтись термином "степень православной религиозности"), лучше было бы придумать какой-нибудь нейтральный термин, но между социологическим и теологическим контекстом я всё-таки выбираю социологический. 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Это популярное сообщение. пастор Шланг Опубликовано: 11 января, 2016 Это популярное сообщение. Жалоба Share Опубликовано: 11 января, 2016 Это религиоведы могут аналитически отделить мух от котлет (т.е. Дворкина от Вебера), а пастве попробуй объясни-ка смысловые нюансы разных авторов, когда они все, будучи обладателями учёных степеней и званий, употребляют одно и то же слово. 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Роман Иферов Опубликовано: 12 января, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 12 января, 2016 Итак, камнем преткновения оказался термин. Предлагаю "секта" заменить на "религиозная группа". Этот термин не загружен лишними смыслами. Со словом "тоталитарная" сложнее. Правильно будет обсуждаемое явление назвать по используемому методу. Но в этих сообществах могут использоваться разные методы. Объединяет их общий алгоритм: путем психологической обработки, привести адептов в измененное состояние сознания, в котором они выполнят действия по удовлетворению потребностей верхушки, которые бы в нормальном состоянии делать не стали. В таких случаях называют объект по фамилии автора. В научный оборот российского религиоведческого сообщества обсуждаемое явление ввел Дворкин. Он описал и сам метод и сообщества, его использующие. Итак, термин будет звучать как-то так: "дворкинская религиозная группа", "религиозная группа Дворкина", "религиозная группа, использующая метод Дворкина". Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 12 января, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 12 января, 2016 Предлагаю "секта" заменить на "религиозная группа". Этот термин не загружен лишними смыслами. Ещё как загружен! Во-первых, сразу же всплывает необходимость соотнесения этого понятия с понятием "социальная группа", а оно, в свою очередь, имеет две радикально отличающихся трактовки (просто как множество людей с некоторым общим признаком или же совокупность непосредственно взаимодействующих между собой членов общества), на эту тему социологами сломано немало копий - незачем тащить эту дискуссию в околорелигиозную проблематику. Во-вторых, религиозная группа - это уже юридически закреплённый термин, имеющий чёткую дефиницию в ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (см. ст. 6-8), следовательно, мы будем должны либо полностью находиться в русле воли законодателя (но меня такая перспектива не устраивает, т.к. закон когда угодно может поменяться в любом направлении), либо постоянно оговариваться, какой смысл имеем ввиду (юридический или социологический; опять же, это крайне неудобно в научной работе), либо, дав свою дефиницию, попросту игнорировать законодательство (но тогда из религиоведения выпадают юридические науки, а это тоже не очень хорошо). Со словом "тоталитарная" сложнее. Вот со словом "тоталитарная", напротив, существенно легче, т.к. тоталитаризм достаточно хорошо изучен политологами - можно брать эти наработки и просто заменить политические аспекты на религиозные. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
КопылОВ Опубликовано: 13 января, 2016 Автор Жалоба Share Опубликовано: 13 января, 2016 : путем психологической обработки, привести адептов в измененное состояние сознания, в котором они выполнят действия по удовлетворению потребностей верхушки, которые бы в нормальном состоянии делать не стали. В таких случаях называют объект по фамилии автора. Роман, сразу же возникает вопрос: что мы будем считать за "нормальное состояние"? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Это популярное сообщение. КопылОВ Опубликовано: 21 января, 2016 Автор Это популярное сообщение. Жалоба Share Опубликовано: 21 января, 2016 Для более предметного ведения дискуссии в данной теме, следует ознакомиться с монографией: Васильева Е.Н. Церковь и секта: развитие научных представлений - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. Аннотация: Книга посвящена истории развития научных представлений о типах религиозных объединений, таких как церковь, секта, деноминация, культ и др. Подробно рассматриваются концепции западных и отечественных религиоведов. Данный текст является отредактированным вариантом диссертации на соискание степени кандидата философских наук по направлению 09.00.13 - "Религиоведение, философская антропология, философия культуры", защищенной в Институте философии РАН в 2008 г. Практически в то же время вышел учебник В.А. Мартиновича "Введение в понятийный аппарат сектоведения" (Минск: БГУ, 2008. 103 с.), являющийся результатом самостоятельного и сходного по тематике исследования, но богословской ориентации. Работа "Церковь и секта" написана с позиции научного религиоведения и может представлять интерес для специалистов - религиоведов, социологов, историков, теологов, а также других читателей, интересующихся проблемами религии и религиоведения. 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
КопылОВ Опубликовано: 28 января, 2016 Автор Жалоба Share Опубликовано: 28 января, 2016 В качестве ознакомительного материала Новые_вызовы_свободе совести НПК_26_06_2012.pdf 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Это популярное сообщение. КопылОВ Опубликовано: 28 января, 2016 Автор Это популярное сообщение. Жалоба Share Опубликовано: 28 января, 2016 Еще один материал на ознакомление РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ АЛЕКСАНДРА ДВОРКИНА.PDF 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения