Serjio Posted January 15, 2018 Report Share Posted January 15, 2018 Уважаемые коллеги! Исследовательский комитет "Социология религии" РОС приглашает принять участие в очередном научно-практическом семинаре на тему: «Современные религиозные рынки: теоретико-социологическое осмысление и эмпирическое измерение», который будет проходить 2-3 февраля 2018 года в г. Москве на базе МГИМО МИД России. Время проведения семинара: 11.30 – 16.30. Всепроникающий характер современной религии, ее диффузия, является результатом колоссального процесса религиозной социализации, который продолжает все глубже пронизывать культурную реальность, проникать в социальные и политические контексты. В этих условиях одной из центральных повесток в социологии религии в настоящее время является осмысление связи растущего разнообразия религиозных рынков и жизнеспособности религии. Например, согласно взглядам П. Бергера начала 2000-х, не принятие правил свободного религиозного рынка означает наивысшую опасность для религиозной жизнеспособности. Другими словами, «сотрудничество» с «религиозным плюрализмом» представляется наилучшей тактикой для выживания религии в настоящее время и ее роста. Вместе с тем, имеют место и иные точки зрения. Подход, представленный в теории «религиозной экономики», предлагает довольно конструктивный взгляд на проблему связи религиозного плюрализма и жизнеспособности религии. Основанный на предположении, что любое социальное поведение - результат решений акторов (коллективных и индивидуальных), оптимизирующих их возможности и интенции в подобных экономическому рынку социальных ситуациях, теория «религиозной экономики» проливает свет на многие актуальные вопросы познания поля религии. Цель семинара заключается в осмыслении и всестороннем обсуждении интерпретативного потенциала теории «религиозной экономики». Предлагаемая тематика семинара предполагает рассмотрение следующего круга вопросов: · Социокультурные и теоретические предпосылки создания «новой парадигмы»; · Базовые теоретические положения теории «религиозной экономики»; · Постулат «о консервативных церквях»; · Концепция «религиозных ниш»; · Критика теории «религиозной экономики»; · Тематика религиозных рынков и проблема жизнеспособности религии в работах известных социологов религии; · Опыт эмпирических исследований поведения религиозных акторов, основанных на методологической оптике теории «религиозной экономики»; · Современные религиозные рынки и жизнеспособность религии: эмпирические факты. На семинаре будет представлен обзор тематик сессий исследовательского комитета 22 «Социология религии» Международной социологической ассоциации на XIX Всемирном социологическом конгрессе, который состоится в июле 2018 года в г. Торонто. Данный обзор позволит очертить актуальные исследовательские направления, охватывающие проблему «Религия, власть и сопротивление: новые идеи для разделенного мира», обозначенную руководством комитета в качестве центральной для социологов религии на конференции. Срок приема заявок на доклады - 28 января 2018 г. Заявка должна содержать ФИО (полностью), место работы, должность, тему выступления и краткие тезисы. · По сложившейся на нашем семинаре традиции, всем желающим будет предоставлена возможность выступить в рамках тем заслушанных докладов. Срок приема заявок на участие без доклада - 31 января 2018 г. Заявка должна содержать ФИО (полностью), место работы, должность. Важные организационные вопросы: · К участию в семинаре приглашаются все желающие. · Для прохода в здание Университета необходимо при себе иметь паспорт. · Участие в семинаре бесплатное. · Адрес проведения семинара: г. Москва, проспект Вернадского, д. 76, МГИМО (У) МИД России (проезд: ст. метро «Проспект Вернадского» или «Юго-Западная»), вход через новое здание МГИМО (справа от центрального входа). · Организаторы семинара не берут на себя ответственность за финансирование участников, а также размещение гостей из других городов. С наилучшими пожеланиями и до встречи на семинаре, И.Г. Каргина, председатель Исследовательского комитета «Социология религии» РОС Адрес для вопросов, отправки заявок: irenkargina@mail.ru 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Popular Post Serjio Posted January 17, 2018 Author Popular Post Report Share Posted January 17, 2018 Лебедев Сергей Дмитриевич, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») тема выступления: «Теория религиозной экономики: критика рациональности как базового методологического допущения» Краткие тезисы ТРЭ является частным приложением более широкой теоретико-методологической концепции – теории рационального выбора. Соотв., её краеугольным камнем выступает исходная рациональность выбора социального субъекта в религиозном самоопределении. Она основана на методологическом допущении, перенесённом из экономической науки (в её версии «economics»), согласно которому человек (индивид) взвешивает приобретения и издержки выбираемого применительно к своей жизненной ситуации и принимает решение, основываясь на их положительном «балансе». Как следствие, одним из основных (если не самым главным) аргументом, ставящим под сомнение эту теорию, представляется недостаточная теоретическая и эмпирическая обоснованность указанного допущения. В более сильной версии – ложность исходной предпосылки о рациональном характере такого выбора в его преобладающей (определяющей, мейнстримной) части. Основными контраргументами в данной связи можно считать следующие: · Под рациональностью в соотв. теоретических рассуждениях и построениях подразумевается по определению «целерациональность» М. Вебера: «Целерационально действует тот, кто ориентирует свои действия в соответствии с целями, средствами и побочными следствиями и при этом рационально взвешивает как средства в отношении целей, так и цели в отношении побочных следствий, и, наконец, различные возможные цели в отношении друг друга, то есть во всяком случае не действует ни аффективно… ни традиционно». Критерием такой рациональности является пресловутая эффективность, а её классическим примером – правильное экономическое поведение. Тем не менее, именно в религиозной сфере жизни, которая непосредственно и наиболее сильно «завязана» на сверхценности, сакральное, по определению доминируют иные типы мотивации социального действия, а целерациональный момент, напротив, закономерно минимизируется. · Если говорить о целерациональности религиозного выбора, то к ней способна в достаточно «зрелой» мере относительно небольшая часть людей, обладающая: 1) достаточным культурным капиталом; 2) соответствующим складом (типом) мышления. При этом второе качество характеризует, в преобладающей мере, те группы, которые в силу ряда факторов склонны критически или отстранённо относиться к религии (скептики; экономическая верхушка общества; представители «целерациональных» профессий – политики, администраторы, финансисты, работники торговли и др.). В значительной мере эти группы обладают и первым качеством. · Как следствие, рациональность религиозного выбора может осуществляться преимущественно и даже почти исключительно в форме ценностной рациональности, когда действие «подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловно собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как такое независимо от успеха». При этом в значительной части случаев такой выбор осуществляется иррационально – традиционным или аффективным способами. · Важнейшим следствием из сказанного представляется необходимость артикулирования рациональности религиозного выбора в обществах Modernity не как теоретического постулата, но как гипотезы, подлежащей теоретической и, главное, эмпирической верификации применительно к различным социальным средам. · В указанной связи «религиозный выбор» индивида / группы представляется вариантом социального действия стратегического типа, имеющего длительный (лонгитюдный) характер и предполагающего динамику осуществления / развития. В этой динамике правомерно выделить несколько структурных этапов, или стадий, ориентировочно: 1) предварительный; 2) «обращение» (точка принципиального действенного самоопределения субъекта как «религиозного»); 3) дальнейшую религиозно-конфессиональную социализацию / инкультурацию, в которой, в свою очередь, могут быть выделены подэтапы. · Исследовательская программа в этом направлении предполагает качественно-количественный анализ каждого из этих этапов на предмет соотношения мотиваций соотв. социального действия и, в частности, при подтверждении значимости рациональных мотиваций – определения степени и характера рациональности принятия соответствующих этапных решений. · Ключевыми вопросами (гипотезами / задачами) соответствующих исследований здесь представляются: а) выявление влияния рациональности как фактора личностной секуляризации / десекуляризации; б) выявление динамики рациональности мышления / поведения личности по мере религиозной социализации; в) «распределение» рациональности по сферам жизненного мира верующего / колеблющегося / неверующего; г) сравнительный анализ степени и характера рациональности в различных конфессиональных и внутриконфессиональных группах; г) сопоставление секуляризирующего и десекуляризирующего влияния рациональности в различных социальных средах (национально-этнических, конфессиональных, профессиональных, имущественных, территориальных и т.д. сообществах), и другие. С.Д. Лебедев, 17 января 2018 г. 1 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted February 10, 2018 Author Report Share Posted February 10, 2018 Программа научно практического семинара «Современные религиозные рынки: теоретико-социологическое осмысление и эмпирическое измерение» 2 февраля • 10.45-11.30 – регистрация участников, приветственный кофе. 11.30. – 13.30 – выступления, дискуссии Каргина Ирина Георгиевна, д.с.н., профессор кафедры Социологии, начальник управления учебно-организационной работы, МГИМО МИД РФ, председатель ИК «Социология религии» РОС , г. Москва • Теория «религиозной экономики» в контексте плюрализма теоретических подходов к познанию современного религиозного разнообразия • «Религия, власть и сопротивление: новые идеи для разделенного мира»: анализ тематик сессий исследовательского комитета 22 «Социология религии» Международной социологической ассоциации на XIX Всемирном социологическом конгрессе (15-21 июля, г. Торонто, Канада) Руткевич Елена Дмитриевна, к.ф.н., ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН, г. Москва • Плюсы и минусы «новой» парадигмы Саватеев Анатолий Дмитриевич, д.ист. н., в.н.с., Институт Африки РАН, г. Москва • Идея конкуренции цивилизаций против теории «религиозной экономики Лебедев Сергей Дмитриевич, к.с.н., профессор кафедры Социологии и организации работы с молодёжью, Институт управления НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгород • Теория «религиозной экономики»: критика рациональности как базового методологического допущения Трофимов Сергей Викторович, к.с.н., доцент кафедры Современной социологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва • Религиозный рынок и постреальная религия 2 Глаголев Владимир Сергеевич, д.ф.н., профессор кафедры Философии, МГИМО МИД РФ, г. Москва • Герметичность религии на современных религиозных рынках 13.30 – 14.00 - перерыв, общение, кофе-брейк, фуршет 14.00. – 16.30 – выступления, дискуссии Яблоков Игорь Николаевич, д.ф.н., заведующий кафедрой Философии религии и религиоведения, МГУ им.М.В. Ломоносова, г. Москва • О понимании Питером Бергером секуляризации и религиозного плюрализма Зайцев Павел Леонидович, д.ф.н., декан социально-гуманитарного факультета, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск • «Постулат Дюркгейма» и проблема легитимизации социологических исследований "новой" религиозности Лункин Роман Николаевич, к.ф.н., ведущий научный сотрудник, Институт Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа», г. Москва • Религия на рынке политических институтов Мирошникова Елена Михайловна, д.ф.н., главный научный сотрудник Центра этнополитических и религиоведческих исследований, Ленинградский государственный университет им. Пушкина, г. Санкт-Петербург • О госзаказе на религиозном рынке Гузельбаева Гузель Яхиевна, к.с.н., доцент кафедры Общей и этнической социологии, Казанский государственный университет, г. Казань • Радикализация веры: личный выбор, давление группы, непримиримость с внешним миром Пронина Татьяна Сергеевна, д. ф. н., главный научный сотрудник Северо-Западного Центра культурологических и религиоведческих исследований, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, г. Санкт-Петербург • Конкуренция духовных услуг и религиозный выбор россиян 3 февраля • 10.45-11.30 –приветственный кофе-завтрак 11.30. – 13.30 – выступления, дискуссии Смирнов Михаил Юрьевич, д.с.н, заведующий кафедрой Философии, Ленинградский государственный университет им. Пушкина, г. Санкт-Петербург • «Энциклопедический словарь социологии религии» - опыт создания, проблемы и перспективы 3 Кузьмина Елена Викторовна, к. ист. н., доцент кафедры Теологии и мировых культур, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск • Модель «умной границы» в межрелигиозных отношениях современной России Оводова Светлана Николаевна, к. ф. н., доцент кафедры Теологии и мировых культур, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск • Ареалы распространения религиозных сообществ: маркировка пространства и влияние на экономическую жизнь города Хруль Виктор Михайлович, к.филол.н., доцент кафедры Социологии массовых коммуникаций, ф-т журналистики, МГУ им. М.В Ломоносова, г. Москва • Крещенские купания на рынке ритуальных услуг: опыт анализа текстов интернет-коммуникации Симонов Игорь Валентинович, к.ф.н. доцент кафедры Журналистики, Нижегородский государственный университет, г. Нижний Новгород • Религиозная ситуация в провинциальном регионе России как иллюстрация к концепции «религиозных ниш» (на примере Нижегородской области) Сергазина Ксения, к. ист. н., доцент Учебно-научного центра изучения религий, Российский государственный гуманитарный университет, эксперт центра «Сова», г. Москва • Основные проблемные зоны во взаимоотношениях общества, религии и государства в России в 2017 году 13.30 – 14.00 - перерыв, общение, фуршет 14.00. – 16.30 – выступления, дискуссии Чуприков Петр Борисович, заместитель декана факультета международных отношений, экономики и управления, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, г. Нижний Новгород • Пути интеграции религиозных институтов России в условиях рынка политических стратегий на примере Московского Патриархата Гневашева Вера Анатольевна, д.э.н., профессор кафедры Демографической и миграционной политики, МГИМО МИД РФ, г. Москва • Религиозное восприятие молодежи на фоне экономической самооценки (результаты исследования) Гузельбаева Гузель Яхиевна, к.с.н., доцент кафедры Общей и этнической социологии, Казанский государственный университет, г. Казань • Риски исламской глобализации, раскол мусульман Татарстана и поиск интеграции Гаджимурадова Гюльнара Ильясбековна, к.ф.н., доцент кафедры Демографической и миграционной политики, МГИМО МИД РФ, г. Москва • Место мусульманской идентичности в европейском социуме (по результатам качественного исследования в лагерях беженцев) Ярославцева Юлия Олеговна, магистр, РАНХиГС, г. Москва • Исламский банкинг на территории РФ: пути развития 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted February 10, 2018 Author Report Share Posted February 10, 2018 Современные религиозные рынки: теоретико-социологическое осмысление и эмпирическое измерение 2–3 февраля в МГИМО состоялся VIII Общероссийский научно-практический семинар ИК РОС на тему «Современные религиозные рынки: теоретико-социологическое осмысление и эмпирическое измерение». В семинаре приняли участие более 50 представителей ведущих университетов и научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Омска, Белгорода, Владимира, Саранска, Нижнего Новгорода и др. С приветственным словом и основным докладом на тему «Теория „религиозной экономики“ в контексте плюрализма теоретических подходов к познанию современного религиозного разнообразия» выступила И.Г.Каргина, председатель Исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов. И.Г.Каргина также представила анализ тематик сессий Исследовательского комитета «Социология религии» Международной социологической ассоциации на предстоящем XIX Всемирном социологическом конгрессе (пройдет с 15 по 21 июля в г. Торонто, Канада), которые презентируют наиболее актуальные предметные сферы познания современных реалий в контексте религии. Это: «диффузная» религия: за пределами секуляризации; религия и секулярность; религия и публичная сфера, в том числе религия в публичной сфере Азии; религия и ненасильственные социальные движения, их роль в легитимации политических интенций; средства массовой информации и религиозная радикализация: процесс контроля и конструирование экстремизма; религия и миграция: противоречия с первым и вторым поколениями; динамики гендера, религии и межсекторальности; религия и национальная идентичность, гендер, феминизм, ислам и Запад; религия, гендер и насилие в семье; предрассудки, изгнание и насилие в транснациональном мире; религия и разнообразие: опыт международного исследования (Канада, США, Франция, Англия и Австралия); социальная теория и религия, в том числе создание новой, не евро- и америкоцентричной социологической теории религии. Два дня работы семинара были отмечены плодотворным обсуждением целого спектра тем научных исследований, сопряженных с проблематикой современных религиозных рынков и глоболокальными трендами социальных, политических и экономических трансформаций, в том числе на примере России. — Программа семинара Кафедра социологии https://mgimo.ru/about/news/departments/sovremennye-religioznye-rynki/ 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.