Popular Post Victor Posted August 16, 2014 Popular Post Report Share Posted August 16, 2014 «Наиболее религиозны самые бедные и самые обеспеченные россияне»АВГ 11 • РЕЛИГИЯ, РУБРИКИ • 186 ПРОСМОТРОВ • ТЕЗИС.РУ • КОММЕНТАРИЕВ НЕТ (1 votes, average: 5,00 out of 5) «Стереотипы о церкви и верующих? Вы обратились по адресу. Сегодня уже трудно согласиться с представлением, что приходы держатся на бабушках в белых платочках», — ответила доктор политических наук, профессор, один из руководителей Центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН Марина Мчедлова, которая вот уже более 20 лет проводит с коллегами общероссийское исследование «Портрет современного верующего». — Марина Мирановна, Россия — светское государство, или это определение справедливо только де-юре, и Россия становится религиозной страной? — Хотя общество у нас достаточно светское, прямой корреляции между религиозностью населения и принципом светскости нет. Так, согласно Европейскому социальному исследованию ценностей (ESS), наименьший уровень религиозности зафиксирован в Скандинавии, несмотря на наличие института государственной церкви. Тогда как в такой стране, как Турция, где светскость в своем крайнем виде записана в Конституцию (как, кстати, во Франции, в России), подавляющая часть населения заявляет о своей вере и религиозности, а религия присутствует в самой социальной ткани. Не случайно, мы все чаще наблюдаем драматические и противоречивые столкновения светского и религиозного. Но на вопрос, религиозна ли Россия, сложно ответить однозначно, поскольку сегодня смыслы и значения религиозности становятся все более далекими от традиционного понимания. Последователями религий считают себя около 60% россиян. Среди тех, кто причисляет себя к православным — 79%, по другим данным — 86%. 4% являются последователя ислама, 9% — верят в высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежат, 7% придерживаются атеистических взглядов. По большому счету, число людей, верующих в Бога, атеистов и таких «искателей высших сил» вне церкви стабилизировалось. Скорее всего, не будет ни всплеска, ни падения. Но все же определенные изменения есть. Если сравнивать с 2009 годом, то можно отметить, что число атеистов снизилось на 5% (с 12% до 7%), а также уменьшилось количество внеконфессиональных верующих. Кстати, на 10% уменьшилось количество людей, которые никогда не ходят в храмы и не молятся. — Но если в одном месте убыло, значит в другом — прибыло… — Одновременно на 7% возросло число тех, кто называет себя православными. Здесь я вижу две причины: потребность в солидарности, основанной на православии, и в вовлечении все большего числа россиян в конфессиональные институты, как рупор определенного социального и политического контекста. Но нельзя, конечно, исключать потребности в высших ценностях, обращение к Богу как к последней надежде и поиск в религии опоры в собственной жизни. — Еще пара социально-экономических потрясений, и мы станем верующей страной? — Не совсем так. Приверженность конфессии вовсе не предполагает веру и наоборот. Мы различаем верующих в Бога и идентифицирующих себя как последователь конфессии. Потому что, например, среди последователей православия, как ни парадоксально, в Бога верят далеко не все, а всего три четверти от общего числа, тогда как и среди атеистов есть верующие в Бога. — Верят в Бога меньше, чем ходят в храмы? — Они и в храмы не ходят. Верующих людей меньше, чем тех, кто называет себя православными, мусульманами и т.п. И этот зазор примерно в 25% фиксируется на протяжении 10 лет. Потому что считать себя последователем какой-либо конфессии для современного человека далеко не всегда значит верить в Бога или соблюдать все предписания культа. С другой стороны, духовный поиск очень значим для людей. Многие верят в Бога и реализуют свою потребность в трансцендентном вне традиционных конфессиональных рамок. — Эти 25% людей так и говорят: я православный, но я не верю в Бога? — Да. У мусульман, буддистов, католиков, иудеев то же самое. Это скорее критерий культурной идентичности. То есть сказать, что я православный — абсолютно не значит обозначить свою конфессиональную принадлежность как веру. Человек, говоря сегодня о принадлежности к той или иной конфессии, скорее говорит не о вере в Бога как таковой, а о принадлежности к определенной культурной традиции. Кстати, именно это во многом изменило функцию религии в политической и общественной жизни. Религия сегодня играет солидаризирующую роль в условиях размытых политических и гражданских форм солидарности, она хоть как-то объединяет наше общество. — А как же религиозные противоречия? Они не вносят раскол в общество? — Вопреки стереотипу, верующие и религиозные люди очень толерантно относятся к представителям других конфессий. Оказывается, доктринальные противоречия ни в коей мере не имеют своим следствием непременно конфликт. Даже наоборот. Почти 90% представителей разных конфессий готовы сотрудничать в сфере милосердия, благотворительности, до 70% — в экономической сфере, сохранении культурного наследия, разрешении межнациональных разногласий, общественно-политической деятельности. Наши сограждане готовы не только вступать в диалог, но и готовы к общей жизни. — Как вы, как социолог, определяете, верит человек или нет? — Религиозность делится на две части: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — это ваша личная вера, ее мы никак не можем замерить. Как можно узнать, насколько сильна вера? Вероятно, только опираясь на знаменитые слова апостола Иакова — «вера без дел мертва». Это позволяет нам говорить о том, что все большее и большее число верующих людей начинают являть миру свою веру посредством социально значимых форм. Прежде всего, это благотворительность. А есть внешняя религиозность, которую традиционно замеряют, основываясь на поведении человека — как часто он молится, ходит в церковь, исповедуется, причащается и так далее. — Какой процент тех, кто назвался православными, отвечает этим критериям? — Социальная опора православия — от 11 до 14%. Это те люди, которые ходят в церковь в свободное время, во многом следуют церковным предписаниям, но, между тем, это еще не значит, что они глубоко религиозны. Глубоко воцерковленных людей всего 3-4%. Это те люди, которые молятся каждый день, посещают богослужения и регулярно совершают таинства. Подавляющее же большинство россиян либо вообще никогда в храм не ходят, либо совершают это всего один раз в год — как правило, с целью освятить кулич на Пасху. Соборности как неотъемлемой части православного богослужения наши соотечественники по большому счету избегают. По нашим данным, россияне чаще всего общаются с Богом в уединении посредством молитвы. -— Можете нарисовать портрет «приходского костяка»? — 3-4% — это не так много, сложно выявить эту группу. Но могу сказать, что, вопреки расхожему мнению, это не только старушки в платочках. Чаще всего — это жители мегаполисов, люди образованные и с хорошим уровнем доходов. Не униженные и оскорбленные, как это любят представлять. Среди глубоко воцерковленных есть и молодежь, и очень обеспеченные, занимающие видные посты, и высокообразованные люди. Сферы деятельности самые разные — есть и рабочие, и чиновники, и предприниматели, и белые воротнички. При этом, как это ни парадоксально, наиболее религиозны самые бедные и самые обеспеченные россияне. Политические предпочтения у прихожан самые разные — есть и правые, и левые, и центристы, и либералы, и социалисты. Искренне верующие люди более лояльны к политическим институтам, менее склонны к насильственным действиям, более терпимы, смиренны перед превратностями жизни и больше склонны к патерналистским моделям поведения. Менее религиозные — больше рассчитывают на себя, более радикальны, меньше готовы терпеть, но больше действовать. — Касательно пола и возраста: неужели бабушки в платочках уступят кому-то пальму первенства? — С бабушками здесь может потягаться молодежь. Тут опять получается такая парабола, как с доходами и социальным положением: высокая степень религиозности отмечается либо среди совсем молодых, либо среди пожилых, а в середине провал. Молодежь идет в церковь по разным причинам: кто-то из-за родителей, кто-то из-за моды, кто-то по личной вере. Религия для них — это важное основание, с которым они соотносят свою личность. В 30 лет начинается небольшой спад, в 40 лет самый низкий уровень религиозности. Например, в группе обеспеченных, успешных и пассионарных молодых людей от 25 до 45 лет наиболее высок процент тех, кто верит в сверхъестественную силу, но не ассоциирует себя ни с какой религией. И они же больше всех верят в свои собственные силы. А с 50-55 лет снова происходит подъем религиозности. Что касается пола, то женщин у нас верит больше, чем мужчин, но это не огромный разрыв — примерно 60 на 40. — В каких регионах наблюдается самая активная приходская жизнь? — Думаете, я сейчас начну называть отдаленные уголки нашей родины? Нет. В деревнях, поселках, маленьких городах уровень религиозности низкий. Самые религиозные — Москва и Петербург. Такого числа прихожан, как в Москве, мы не наблюдаем больше нигде. Это феномен мегаполиса. Наверное, одной из причин является то, что в больших городах люди чувствуют себя более отчужденно, обособленно и поэтому стремятся к островкам социальной жизни, а также играет свою роль доступность храмов. — Но в целом по стране доверие к Церкви растет? — Уровень доверия, которое наши граждане испытывают к религиозным организациям как социально-политическим институтам, колоссальный. При этом, например, Русской Православной Церкви доверяют как молодые, так и пожилые, как образованные, так и необразованные, как православные, так и представители других конфессий. Уровень поддержки церкви неизменно растет на протяжении 15 лет и достиг рекордного уровня в 70%. Даже последние драматические события и многочисленные дискуссии, столкновения полярных интересов, не повлияли на общий рейтинг доверия. Не случайно, на вопрос о том, кто из деятелей прошлого и настоящего более всего способствовал осуществлению народных чаяний, был или является символом мечты их народа, получены следующие ответы: треть наших сограждан поставила на первое место Петра I, а вот второе место (14%) среди многих выдающихся деятелей прошлого и настоящего наши соотечественники отдали святым подвижниками (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и другим). Беседовала Екатерина Люльчак 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted August 17, 2014 Report Share Posted August 17, 2014 — А как же религиозные противоречия? Они не вносят раскол в общество? — Вопреки стереотипу, верующие и религиозные люди очень толерантно относятся к представителям других конфессий. Оказывается, доктринальные противоречия ни в коей мере не имеют своим следствием непременно конфликт. Даже наоборот. Почти 90% представителей разных конфессий готовы сотрудничать в сфере милосердия, благотворительности, до 70% — в экономической сфере, сохранении культурного наследия, разрешении межнациональных разногласий, общественно-политической деятельности. Наши сограждане готовы не только вступать в диалог, но и готовы к общей жизни. В огромной степени это благодаря мощной "прослойке" светской культуры, объединяющей всех верующих и неверующих и амортизирующей ценностно-концептуальные противоречия разных вер. Что-то подобное было в Арабском халифате периода его расцвета, когда веротерпимость и культура мусульман буквально вошла в поговорки. В последние столетия в исламских странах этот пласт истощился, печальные результаты чего мы наблюдаем ежедневно. Потому светскую культуру, при всех её несовершенствах, слабостях и даже крайностях надо беречь (и приумножать) - без неё, которой мы не замечаем так же, как воздух, которым дышим, будет совсем плохо. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.