Это популярное сообщение. Serjio Опубликовано: 6 января, 2015 Это популярное сообщение. Жалоба Share Опубликовано: 6 января, 2015 Число атеистов в мире растет, но значит ли это, что религия становится пережитком прошлого? Может ли развитие науки, образование или социальная стабильность уменьшить нашу потребность верить в сверхъестественное, и вообще, что дает человечеству обращение к высшим силам? Научный журналист Рэйчел Ньюэр исследовала вопрос в статье на сайте BBC Future, а T&P перевели основные тезисы. © Michael BurkВсе больше людей — миллионы по всему свету — верят в то, что наше существование определенно заканчивается вместе со смертью, и нет ни Бога, ни божественного провидения, ни загробной жизни. Эта позиция, хоть и довольно безрадостная, похоже, набирает обороты. В некоторых странах открыто признаваемый атеизм никогда не был столь популярен, как сейчас.«Сейчас в мире точно больше атеистов, чем когда бы то ни было, как в абсолютных числах, так и в процентном соотношении с верующими» — говорит Фил Цукерман, профессор социологии и светских наук в Питцерском колледже (Калифорния). Согласно международному исследованию, проведенному компанией Gallup (в нем участвовали более 50000 людей из 57 стран), в период между 2005 и 2011 годами число индивидов, считавших себя верующими, упало с 77 до 68%, а число атеистов выросло до 13%. Несмотря на то, что атеисты по-прежнему остаются в меньшинстве, не предвещают ли эти цифры будущую смену позиций?Если допустить, что этот тренд продолжит развиваться и в дальнейшем, могут ли религии однажды вообще исчезнуть?Предугадать будущее невозможно, но анализ того, что мы уже знаем о религии — включая то, как и почему она развивалась и почему некоторые люди выбирают верить в Бога, а другие отказываются от этого — позволяет представить, как наши отношения с божественным могут изжить себя десятилетия или века спустя.Ученые все еще пытаются разобраться в комплексных факторах, склоняющих индивида или целую нацию к атеизму, но уже сейчас можно выявить несколько общих черт. Частично религия привлекательна потому, что она дает людям чувство безопасности в мире, полном неопределенности. Так что нет ничего удивительного в том, что наиболее «атеистические» страны обеспечивают своим гражданам относительно высокий уровень экономической, политической и экзистенциальной стабильности. «В безопасном обществе возникает меньше потребности в религии» — говорит Цукерман. Капиталистический строй, доступ к высоким технологиям и образованию также кореллируют со спадом религиозности в некоторых обществах, добавляет ученый.Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай — страны, в которых еще столетие назад религия имела большое значение и которые сейчас демонстрируют одни из самых низких показателей религиозности в мире. Эти государства могут похвастаться сильными системами образования и социальной безопасности и низким уровнем неравенства. Здесь люди меньше напуганы перспективами возможных бедствий. При этом спад религиозности затрагивает даже самые «верующие» страны, такие как Бразилия, Ямайка и Ирландия. Впрочем, интересно, что США, являясь одним из самых богатых государств в мире, по-прежнему демонстрирует высокий уровень религиозности (хотя и там доля атеистов потихоньку растет — между 2007 и 2012 она увеличилась с 1,6% до 2,4%)Как бы то ни было, спад еще не означает исчезновение, напоминает Ара Норензарян, социальный психолог из Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Экзистенциальная безопасность гораздо более хрупка, чем кажется. В один момент все может измениться: пьяный водитель может сбить одного из ваших близких, торнадо может разрушить город, доктор может обнаружить у вас неизлечимое заболевание. Изменения климата и нехватка природных ресурсов в будущем приведут к новым страданиям и трудностям — а это может подстегнуть религиозность. «Люди хотят избежать страдания, но если нет такой возможности, они хотят найти смысл, — говорит Норензарян. — По какой-то причине религия придает смысл страданию — гораздо лучше, чем любой светский идеал или убеждение».Этот феномен постоянно проявляется в госпиталях и зонах бедствий во всем мире. В 2011 году, например, город Крайстчерч в Новой Зеландии — государстве с малорелигиозным населением — подвергся землетрясению. Среди людей, переживших это событие, был заметен резкий всплеск веры в высшие силы — хотя интересы других регионов страны остались вполне светскими. И несмотря на отдельные исключения — например, в Японии в период Второй Мировой уровень религиозности стремительно упал — в большинстве случаев в зоне бедствия мы будем наблюдать модель Крайстчерча.Но даже если бы все мировые проблемы чудесным образом разрешились и мы жили бы мирной жизнью в полном равенстве, религия, возможно, все равно бы никуда не исчезла. Потому что потребность в Боге заложена в нашей нейропсихологии — благодаря капризам эволюции. Чтобы понять, как это устроено, нужно обратиться к теории двойного процесса. Она гласит, что человек имеет дело с двумя базовыми типами мышления: «Системой 1» и «Системой 2». «Система 2» эволюционировала относительно недавно. Это голос в нашей голове, рассказчик, который, кажется, никогда не замолкает — и который позволяет нам планировать и мыслить логически. С другой стороны, «Система 1» работает интуитивно, инстинктивно и на автомате — это механизм выживания. «Система 1» позволяет нам говорить на родном языке не думая над тем, как строить фразы и дает детям способность узнавать родителей и различать живые и неживые объекты. Она заставляет нас искать в мире определенные шаблоны, чтобы лучше его понимать и находить смысл в явлениях, которые кажутся случайными — таких, как природные бедствия или смерть близких. Поэтому некоторые ученые считают, что именно «Система 1» способствует эволюции и выживанию религий.Например, она позволяет нам инстинктивно распознавать присутствие живых существ — миллионы лет назад это помогало нашим предкам спасаться от скрытых угроз, вроде хищников затаившихся в засаде. Но она также заставляет нас порой ощущать чье-то незримое присутствие, будь то благосклонное божество, присматривающее за нами, или дух неупокоенного предка, или монстр, подстерегающий в темноте. Также «Система 1» побуждает нас к дуалистическому восприятию мира — нам сложно воспринимать тело и сознание как единое целое. Это ощущение развивается довольно рано: маленькие дети, вне зависимости от их культурного бэкграунда, склонны верить в бессмертие собственной души. Поэтому многие ученые полагают, что религия развивалась как неизбежный «побочный продукт» наших когнитивных процессов. И если наука требует от нас постоянной сознательной борьбы с ошибками собственного мышления и принятия того, что истина непостоянна и меняется в соответствии с новыми данными и открытиями, религия — это то, чему не нужно учиться, потому что это заложено в нас природой.Даже неверующие переживают своего рода религиозный опыт — только по-другому. Антрополог Райан Хорнбек нашел подтверждения того, что компьютерная игра World of Warcraft имеет определенное духовное значение для некоторых игроков — например, в Китае. Она дает возможность развивать определенные моральные качества, которым уделяется мало внимания в жизни современного общества. Так что если духовный голод не утоляется религией, люди порой находят очень неожиданные способы удовлетворить свои внутренние потребности. Поэтому даже если основные современные религии когда-нибудь исчезнут, на смену им придут новые. http://religjourn.ru/stat-i/post-168/ Источник: theoryandpractice.ru 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 15 января, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 15 января, 2015 Теорема: у человечества не будет другого выхода, кроме как жить без религии (если, конечно, оно вообще захочет жить - наличие такого желания примем за аксиому). Доказательство: а) Закон техногуманитарного баланса предполагает равновесие между технической мощью цивилизации и её гуманизмом (по крайней мере, по отношению к представителям этой цивилизации). б) Остановка технического прогресса или даже технический регресс будет смертельным для человечества, т.к. накоплено много ядерного оружия, развита атомная энергетика и др. сложные технологии жизнеобеспечения. И если прекратить обслуживание всего этого, то человечество ожидает в лучшем случае массовое радиоактивное заражение природы из-за утечек ядерного топлива и отходов, либо ядерная зима из-за атомных взрывов вследствие некомпетентности обслуживающего персонала. Вывод №1: технический прогресс будет продолжаться, что приведет к росту гуманизма среди людей в) Религия является конфликтогеном и ставит свои требования выше человеческой жизни, т.е. играет антигуманную роль, уменьшает гуманизм. Вывод №2: технический прогресс противоречит религии по параметру гуманизма, и он будет продолжаться, следовательно, религия будет уничтожена, ч.т.д. Разумеется, отказ от религии вряд ли будет единовременным. Религия будет иметь социальную базу до тех пор, пока сохраняется вопиющее экономическое расслоение (плюс политические проблемы - это всё можно записать на счёт социокультурного аспекта), а также - в биологическом аспекте - пока в теле человека существует "Система 1" и пока оно смертно. Но технический прогресс приведёт к возможности модификации человеческого тела (трансгуманизм) с целью избавления от "Системы 1" и достижения бессмертия. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 13 мая, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 13 мая, 2015 Исчезнет ли когда-нибудь религия? Рэйчел Ньюэр BBC Future Возжжение креста во время празднования торжества Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Испании Сегодня во всем мире набирает силу атеизм. Но означает ли это, что духовность скоро отойдет в прошлое? Корреспондент BBC Future выяснила, что ответить на этот вопрос совсем не просто. Все больше людей - таких по всему миру уже миллионы - по их собственным словам, верят в то, что со смертью жизнь определенно заканчивается и что нет никакого Бога, никакой вечной жизни и никакого божественного промысла. По-видимому, эти убеждения, несмотря на весь свой пессимизм, получают все большее распространение. В некоторых странах открыто провозглашать себя атеистом стало модно как никогда. "Атеистов сейчас, очевидно, стало больше, чем когда бы то ни было, - и в абсолютном выражении, и в процентах от общего числа людей на планете", - говорит Фил Цукерман, профессор социологии и секулярных исследований Питцерского университета в калифорнийском городе Клермоне (США) и автор книги "Мирская жизнь". Опросив более 50 тысяч человек из 57 стран мира, аналитики Международного исследовательского центра Гэллапа пришли к выводу, что количество людей, считающих себя последователями какой-либо религии, за период с 2005 года по 2011 год сократилось с 77% до 68%, а тех, кто называет себя неверующим, стало на 3% больше, в результате чего доля убежденных атеистов в мире достигла 13%. Они, конечно, не составляют большинство, но, может быть, наметившаяся тенденция является предвестником грядущих перемен? Если она сохранится, может ли настать день, когда религия полностью исчезнет? Предсказать будущее невозможно, но анализ того, что мы знаем о религии - в том числе о причинах самого ее появления и о том, почему некоторые люди приходят к вере, а некоторые отходят от нее, - может помочь нам спрогнозировать, как будет развиваться отношение людей к религии в ближайшие десятилетия и века. Украинский священник держит крест, стоя у пострадавшего здания Дома профсоюзов в КиевеУченые все еще пытаются вычленить те факторы, которые толкают человека или народ к атеизму, но некоторые общие черты уже вырисовываются. Притягательность религии отчасти обусловлена тем, что она дает ощущение безопасности в нашем непредсказуемом мире. Поэтому неудивительно, что самый большой процент неверующих наблюдается в тех странах, где уровень экономической, политической и бытовой стабильности достаточно высок. "По-видимому, при повышении уровня безопасности в обществе религиозные убеждения ослабевают", - утверждает Цукерман и добавляет, что в некоторых обществах установление капиталистического строя и предоставление гражданам доступа к технологиям и образованию также приводит к ослаблению религиозности. Кризис веры Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай - всего лишь сотню лет назад во всех этих странах религия играла большую роль, но сейчас доля верующих там сократилась до самых низких в мире показателей. Все эти государства имеют развитую систему образования и социального обеспечения, в них практически решена проблема неравенства, а их граждане являются финансово благополучными. "В целом, люди меньше боятся превратностей судьбы", - отмечает Квентин Аткинсон, специалист по психологии из Оклендского университета (Новая Зеландия). Йеменские девушки демонстрируют свои руки, украшенные традиционными рисунками хной по случаю окончания Рамадана Впрочем, отход от веры наблюдается повсеместно, в том числе там, где число верующих все еще очень велико, например, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. "Мало где общество стало более религиозным, чем 40-50 лет назад, - утверждает Цукерман. - Единственным исключением, пожалуй, является Иран, но там тоже не все так однозначно, потому что неверующие люди могут скрывать свои убеждения". США также не вписываются в общую концепцию: это одна из самых богатых стран мира, но уровень религиозности населения там очень высок (хотя по итогам исследования, проведенного недавно аналитическим центром Pew, выяснилось, что в период с 2007 года по 2012 год доля американцев, считающих себя атеистами, возросла с 1,6% до 2,4%). Однако специалист по социальной психологии из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и автор книги "Большие боги" Ара Норензаян убежден, что "упадок" не значит "исчезновение". Физическая безопасность тоже более эфемерна, чем кажется. Все может измениться в одну минуту: пьяный водитель может сбить любимого человека, торнадо может разрушить город, врач может диагностировать у вас неизлечимую болезнь. Если в будущем из-за изменений климата на нашу планету обрушатся стихийные бедствия, а природные ресурсы станут подходить к концу, то страдания и тяготы могут воспламенить религиозные чувства. "Люди хотят избежать страданий, но если уж это невозможно - по крайней мере, найти в них смысл, - объясняет Норензаян. – По каким-то причинам религия придает страданиям значительно больший смысл, чем любые известные нам светские идеалы или убеждения". Религиозное шествие филиппинцев, спасшихся от мощного тайфуна ХайянаЭто явление постоянно можно наблюдать в больничных палатах и в зонах бедствий по всему миру. Так, в 2011 году в новозеландском городе Крайстчерч, жители которого в большинстве своем были неверующими, случилось крупное землетрясение. Многие очевидцы этой трагедии внезапно пришли к вере, тогда как в остальной части страны никаких изменений в степени религиозности не произошло. Впрочем, из этого правила есть исключения: так, в Японии после Второй мировой войны число верующих резко сократилось. Однако в целом, по наблюдениям Цукермана, в мире преобладает та модель, которая сработала в Крайстчерче. "Если бы, став свидетелем страшных событий, человек обычно превращался в атеиста, мы бы уже все были атеистами", - говорит ученый. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 13 мая, 2015 Жалоба Share Опубликовано: 13 мая, 2015 Божественный разумНо даже если бы все беды нашего мира вдруг чудесным образом прекратились и мы все зажили бы мирно и счастливо, религия, вероятно, все равно никуда бы не делась. Это связано с тем, что, судя по всему, из-за каприза эволюции в нейропсихологии нашего вида существует особое место для Бога. Раввин читает свиток во время празднования ПуримаДля того чтобы разобраться в этом явлении, необходимо изучить "теорию двойственных процессов". Согласно этой психологической модели, у человека имеется две основных формы мышления: система №1 и система №2. Система №2 развилась у нас относительно недавно. Это наш внутренний голос, который, кажется, не умолкает ни на минуту и который позволяет нам логически мыслить и строить планы. В то же время система №1 построена на интуиции, инстинктах и автоматизме. Эти способности развиваются у человека независимо от места его рождения и составляют механизм выживания. Благодаря системе №1 мы испытываем естественное отвращение к гниющему мясу и можем не задумываясь говорить на родном языке, а младенцы узнают родителей и различают живое и неживое. Эта система отвечает за склонность искать во всем систему, чтобы лучше познать мир и обрести смысл, казалось бы, случайных событий, таких как стихийные бедствия и смерть близких людей. Индийский сикх зажигает свечи во время праздника Банди Чхор Дивас, или ДивалиНекоторые ученые полагают, что система №1 не только помогает нам лавировать между опасностями этого мира и находить себе партнеров, но также дает импульс для развития и распространения религии. К примеру, благодаря системе №1 мы инстинктивно настроены на восприятие жизненной энергии. Несколько тысячелетий назад эта склонность, вероятно, помогала нам избегать скрытой опасности - львов, притаившихся в траве, или змей, заползших в кусты. Но она же вынуждает нас предполагать наличие невидимых деятелей - будь то благосклонный бог, оберегающий людей, или неуемный предок, посылающий в наказание засуху, или чудище, кроющееся в полумраке. Кроме того, система №1 способствует двойственному восприятию всего сущего - потому-то нам так трудно считать тело и разум единым целым. Эта тенденция проявляется довольно рано: маленькие дети, вне зависимости от своего культурного окружения, склонны верить в бессмертие своей души. Они убеждены, что их сущность, их личность, существовала где-то до их рождения и будет существовать всегда. Такое восприятие легко вписывается во многие распространенные религии или - в результате творческого переосмысления - создает почву для изобретения новых оригинальных концепций. Индуистка накануне праздника Чхат"Один мой коллега-психолог из Скандинавии, который является атеистом, рассказал, как его трехлетняя дочь недавно подошла к нему и сказала: "Бог всегда повсюду". Они с женой не могли взять в толк, откуда у девочки такие мысли, - рассказывает Джастин Барретт, руководитель Центра развития человека "Процветание" при Полной богословской семинарии в калифорнийском городе Пасадене (США) и автор книги "Прирожденные верующие". - Ребенок считал Бога пожилой женщиной, так что вряд ли эти представления ей внушили лютеранские священники". По всем вышеперечисленным причинам многие ученые считают, что религия возникла как "побочный продукт когнитивных склонностей человека, - говорит Роберт Макколи, руководитель Центра изучения мозга, разума и культуры Университета Эмори в городе Атланте, штат Джорджия (США), и автор книги "Почему религия естественна, а наука нет". - Религии представляют собой культурные системы, которые по мере своего развития стали задействовать и эксплуатировать эти естественные способности людей". Привычка - вторая натура Атеистам приходится избавляться от всего этого культурного и эволюционного багажа. Человеку свойственно желание ощущать себя частью чего-то большего, осознавать, что его жизнь не совсем напрасна. Мы ищем смысл и объяснение всего непонятного. "Получив образование, приобщившись к науке и научившись мыслить критически, люди, возможно, перестанут доверять своей интуиции, - говорит Норензаян. - Но интуиция-то от этого никуда не денется". Азербайджанские мусульмане молятся перед окончанием РамаданаС другой стороны, наука - система, которую берут на вооружение многие атеисты и неверующие, чтобы познать окружающий мир - в когнитивном плане не так уж проста для восприятия. Наука, по словам Макколи, призвана исправлять искажения системы №1. Нам приходится принять на веру, что Земля вращается, хотя мы сами этого никогда не ощущаем. Мы вынуждены смириться с мыслью о том, что эволюция совершенно индифферентна и что у Вселенной нет никакой конечной цели или замысла, хотя наша интуиция говорит об обратном. Непросто признать, что мы ошибаемся и бываем необъективны, что истина в нашем понимании вечно изменяется по мере сбора и проверки новых эмпирических данных – всё это базовые предпосылки науки. "С когнитивной точки зрения наука противоестественна, поэтому она дается нам так тяжело, - поясняет Макколи. - В то же время религии нам, по большей части, даже не приходится учиться, потому что мы и так все это знаем". "Существуют доказательства того, что богословские рассуждения - это путь наименьшего сопротивления, - добавляет Барретт. - Чтобы избавиться от религии, пришлось бы изменить саму суть человека". Эта удивительная биологическая особенность, вероятно, объясняет тот факт, что хотя 20% американцев не принадлежат ни к какой церкви, 68% из них утверждают, что все равно верят в Бога, а 37% считают себя духовными людьми. Даже не исповедуя никакую организованную религию, они убеждены, что миром движет какое-то высшее существо или сила. Буддистские монахи направляются в храм Сампов Трейлеак в КамбоджеПодобным же образом многие люди по всему миру открыто заявляют о том, что не верят в Бога, но при этом питают склонность к суевериям, таким как вера в привидения, астрологию и телепатию. "В Скандинавии большинство людей говорят, что не верят в Бога, но при этом там получили необычайное распространения суеверия и интерес к паранормальным явлениям", - рассказывает Норензаян. Кроме того, неверующие часто находят себя в том, что можно считать "заменителями религии", - поддержке спортивных команд, йоге, близости к матушке-природе и так далее - и опираются на соответствующую систему ценностей. В подтверждение тому в СШA набирает популярность черная магия, а в Великобритании самой быстрорастущей религией стало язычество. Религиозный опыт неверующих людей может проявляться и другими, более необычными способами. Антрополог Райан Хорнбек из того же Центра развития человека "Процветание" нашел подтверждение тому, что, например, для некоторых игроков из Китая онлайн-игра World of Warcraft начинает приобретать духовный смысл. "По-видимому, эта игра дает возможность развить в себе определенные нравственные качества, которых нет в нашем современном обществе, - рассказывает Барретт. - Похоже, что у людей существует некое пространство для богословских размышлений, и если оно не заполнено религией, оно раскрывается самым неожиданным образом". Принадлежность к группе Более того, религия способствует сплачиванию и сотрудничеству в рамках группы. Угроза наказания со стороны всемогущего Бога (или богов), который следит за отступниками, вероятно, помогала поддерживать порядок в древних обществах. "Это гипотеза о наказании свыше, - поясняет Аткинсон. - Если все верят в реальность этой угрозы, она будет действовать в группах". Верующий на вегетарианском празднике в ТаиландеИ здесь вновь могут сыграть свою роль неуверенность и страдания народа, что позволит религии установить более суровый нравственный закон. Недавно сотрудник Веллингтонского университета (Новая Зеландия) Джозеф Бульбулия вместе со своими коллегами проанализировал системы религиозных убеждений почти 600 традиционных обществ со всего мира и пришел к выводу о том, что там, где погодные условия были менее благоприятными или существовал риск стихийных бедствий, с большей вероятностью развивалась более строгая религия. С чем это связано? Помощь ближнему в таких условиях превращается в вопрос жизни и смерти, а религия становится ценным инструментом общественной жизни. "Когда сталкиваешься со столь всеобъемлющим явлением, которое так быстро появляется в процессе эволюции и так прочно укореняется в различных культурах, основным объяснением, естественно, становится то, что это было необходимо для налаживания взаимодействия между людьми", - говорит Бульбулия. Наконец, распространенность религии объясняется простой математикой. В самых разных культурах у более религиозных людей обычно бывает больше детей, чем у неверующих. "Тому есть масса подтверждений, - рассказывает Норензаян. - Даже среди верующих в более ортодоксальных семьях, как правило, уровень рождаемости выше, чем в более либеральных". Принимая во внимание тот факт, что в плане религиозного самоопределения дети обычно идут по стопам родителей, можно смело утверждать: формирование на нашей планете исключительно светского общества по-прежнему маловероятно. Твердая вера По всем этим причинам - психологическим, неврологическим, историческим, культурным и бытовым - эксперты считают, что религия, скорее всего, не исчезнет никогда. На чем бы ни была основана религия - на страхе или на любви, - она прочно укореняется в сознании людей. Если бы это было не так, никакой религии давно бы уже не было. Даже не говоря о христианском, мусульманском, индуистских и всех остальных богах, суеверия и спиритуализм почти наверняка останутся распространенным явлением. Но и более формальные религиозные системы не заставят себя ждать, случись у нас одно-два бедствия. "Даже самое лучшее светское государство не в состоянии защитить своих граждан от всего", - утверждает Макколи. Как только человечество окажется на грани экологического кризиса, мировой ядерной войны или неизбежного столкновения с кометой, оно сразу вспомнит о Боге. "Людям требуется утешение в момент боли и страданий, а многим необходимо осознание того, что со смертью жизнь не заканчивается, что их любит некое невидимое существо, - рассказывает Цукерман. - Верующие люди будут всегда, и я не удивлюсь, если они по-прежнему останутся в большинстве". 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения