Jump to content
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Распутин в культуре и искусстве


Recommended Posts

Вокруг личности крестьянина из Тобольской губернии, ставшего другом семьи последнего российского императора, до сих пор ходит немало слухов. Даже современники не могли определиться, кто же он, этот загадочный человек: мудрый старец, провидец и целитель или безнравственный пьяница и распутник. Мы собрали самые яркие фильмы, театральные постановки, песни, посвященные этой неоднозначной, но, безусловно, харизматичной личности.

«Падение Романовых», 1917 год

Этот фильм американского режиссера Герберта Бренона считается первой полнометражной картиной о Распутине. Роль целителя исполнил Эдвард Коннелли, императора Николая II сыграл Альфред Хикман, а его жену, Александру Федоровну, — Нэнс О’Нил.

af166b08f7660a25377408954bc55f2e.jpg

Постер фильма «Падение Романовых», 1918 год

 

Фильм рассказывает о последних днях влияния Григория Распутина на императорскую семью, которые пришлись на канун Февральской революции 1917 года. Примечательно, что эта лента вышла на экраны через семь месяцев после отречения Николая II от престола и спустя девять месяцев после смерти Распутина. Фактически «Падение Романовых» стало не только первым полнометражным фильмом о Распутине, но и первой картиной, рассказывающей о революции в России.

Первым, кто воплотил образ Распутина на экране — актер Эдвард Коннелли

«Распутин — сумасшедший монах», 1966 год

В этом фильме ужасов британского режиссера Дона Шарпа главная роль досталась актеру Кристоферу Ли. Компанию на съемочной площадке ему составили Барбара Шелли, Ричард Паско, Френсис Мэтьюз и другие.

Режиссер постарался как можно шире раскрыть приписываемые Распутину экстрасенсорные способности. Критики назвали картину во многом недостоверной с исторической точки зрения, что, впрочем, не помешало ей стать культовой, а образ, созданный Кристофером Ли, считать одним из лучших киновоплощений «царского друга».

 

«Агония», 1974 год

Эту самую известную советскую ленту о мудром старце снял режиссер Элем Климов. Главную роль в двухсерийном фильме, посвященном заговору с целью убийства Распутина, исполнил Алексей Петренко.

На советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985 года

История съемок и выхода картины на экран не менее сложная, чем судьба ее героя. Изначально фильм в 1966 году, к 50-летию Октябрьской революции, начал снимать режиссер Анатолий Эфрос по пьесе Алексея Николаевича Толстого «Заговор императрицы», однако вскоре его заменили на Климова.

4c8c52db444b59f45b6848b80bcd765e.jpg

Алиса Фрейндлих (Анна Вырубова) и Алексей Петренко (Григорий Распутин). Кадр из фильма «Агония», 1974 год

Съемки несколько раз останавливали, а, казалось бы, итоговый вариант неоднократно отправляли на доработку, меняя, в том числе и название. Европейская премьера ленты состоялась в 1981 году, а российская — только в 1985 году. Фильм получил приз ФИПРЕССИ в Венеции и Гран-при «Золотой орел» во Франции.

 

«Rasputin», 1978 год

В 1978 году диско-группа «Boney M.» выпустила альбом «Night flight to Venus», одним из хитов которого была песня «Rasputin».

Текст песни, который содержит западные штампы о Распутине — «величайшая российская машина любви» — «Russia's greatest love machine», «любовник русской царицы» — «Lover of the Russian queen», написал Фрэнк Фариан. На гастролях «Boney M.» в СССР хит «Rasputin» по настоянию принимающей стороны не исполнялся, правда, впоследствии он все же был включен в выпуск советской пластинки группы.

На гастролях «Boney M.» в СССР хит «Rasputin» не исполнялся

Интересный факт, смерть одного из участников группы Бобби Фаррелла наступила ровно в 94-ю годовщину в ночь убийства Григория Распутина, в Санкт-Петербурге.

 

«Гришка Распутин», 1992 год

В 1992 году режиссер Геннадий Егоров поставил спектакль «Гришка Распутин» по одноименной пьесе Константина Скворцова в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО в жанре политического фарса.

bfee0d4701ba7c21c01c4c250d9e0578.jpg

Борис Маслов в роли Распутина и Татьяна Пилецкая в роли Александры. Сцена из спектакля «Гришка Распутин», 1992 год

В основу сюжета легла версия о таинственном двойнике Григория Распутина, безымянном петербургском актере, подменявшем «прорицателя и духовидца» в его далеко не духовных похождениях. Спектакль был показан на гастролях театра в Москве, Самаре, Уфе, Новгороде, Воронеже и других городах России.

Пьеса «Гришка Распутин» — политический фарс начала XX века

«Анастасия», 1997 год

В 90-е годы образ Григория Распутина, как и многие другие, начал деформироваться. Так, в мультфильме «Анастасия», вышедшим на экраны в 1997 году, великий старец предстает колдуном, который насылает неисчислимые бедствия на царскую семью и всю Россию.

Роль Распутина озвучили известный актер Кристофер Ллойд и Джим Каммингс (пение). Мультфильм был почетно принят публикой, заработав в прокате 140 млн долларов, и по две номинации премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую песню.

Жерар Депардье: «Для меня Распутин — безусловно, великий человек»

«Распутин», 2011 год

Завершает наш список франко-российский фильм режиссера Жозе Дайан, французская премьера которого состоялась в декабре 2011 года, а российская — в ноябре 2013 года, причем в режиссерской версии Ираклия Квирикадзе. Картина посвящена последним годам жизни Григория Распутина (Жерар Депардье) и его взаимоотношениям с императором Николаем II (Владимир Машков).

По сюжету внезапное появление загадочного целителя Распутина, который облегчает страдания неизлечимо больного наследника престола, вызывает волну негодования при дворе. Императрица Александра Федоровна (Фанни Ардан) уверена, что все не случайно, что Григорий — божий человек, спаситель, посланный свыше, но ее уверенность разделяют далеко не все.

Интересно, что Жерар Депардье мечтал сыграть Григория Распутина больше 15 лет: «Образ главного героя в фильме «Распутин» — это наше общее детище с главным режиссером французской версии фильма и моим большим другом Жозе Дайан, она — большой мастер. Распутин сидит у меня внутри уже лет пятнадцать, и я должен был, просто обязан был выпустить его наружу!»

http://diletant.media/articles/25379173/

Link to comment
Share on other sites

В.С. Пикуль, "Нечистая сила". насчёт исторической достоверности не знаю, но в качестве художественного произведения хорошая книга. Единственный (но очень большой) минус отчасти предвидел автор в совём заключении:

Наверное, мне могут поставить в упрек, что, описывая работу царского МВД и департамента полиции, я не отразил в романе их жестокой борьбы с революционным движением. По сути дела, эти два мощных рычага самодержавия заняты у меня внутриведомственными склоками и участием в распутинских интригах.

Так и есть. Не возражаю!

Но я писал о негативной стороне революционной эпохи, еще на титульном листе предупредив читателя, что роман посвящен разложению самодержавия.

Прошу понять меня правильно: исходя из представлений об авторской этике, я сознательно не желал умещать под одним переплетом две несовместимые вещи — процесс нарастания революции и процесс усиления распутинщины. Мало того, работу царского МВД в подавлении революционного движения я уже отразил в своем двухтомном романе «На задворках великой империи», и не хотелось повторять самого себя.

 

 

Действительно, это упрёк. Но, в отличие от В.С. Пикуля, полагавшего революционный и распутинский процессы несовместимыми, я считаю их прямо связанными. Распутин появился при дворе как ответ на революционный вызов. Революция первична, Распутин вторичен. В свою очередь, его деятельность усиливала революцию за счёт понижения качества государственного управления, во-первых, и падения авторитета монархии, во-вторых. А чем сильнее революция, тем больше монарх нуждался в индикаторе того, что народ на самом деле его любит - этим индикатором и был Распутин. Таким образом, этические аргументы оказываются иррелевантными.

Что же касается нежелания повторяться, то я читал оба романа и могу сравнить. "Нечистая сила" существенно лучше "задворок", поэтому вряд ли можно говорить о повторе, скорее, это как огранённый и неогранённый бриллианты. Тем более, что при вводе революционной тематики в "Нечистую силу" повтора не было бы просто в силу иного состава героев и наличия дополнительной (распутинской, хотя в "задворках" эту функцию могла выполнять Конкордия Ивановна Монахтина, но она явно проигрывает Григорию Ефимовичу Распутину по историчности) сюжетной линии.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
 Share

×
×
  • Create New...

Important Information