Serjio Posted December 11, 2015 Report Share Posted December 11, 2015 В 2014 г. на 44-м году жизни скоропостижно скончался замечательный православный художник, заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова Павел Рыженко. Мы публикуем интервью Павла, данное им информационному порталу Фонда «Русский мир». *** Художник Павел Рыженко. Фото: Владимир Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru Художник Павел Рыженко называет сумасшествием все, что не относится в живописи к реализму. А в кризисе современного реализма винит самих художников. Жестко? Да. Несовременно? Возможно. Однако со многими его доводами сложно не согласиться. – Павел, когда вы начали рисовать? – Рисовал лет с пяти – как все дети. Потом поступил в художественную школу в родном городе – Калуге. Ничем не выделялся на общем фоне. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова, которая раньше располагалась напротив Третьяковской галереи. Окончил ее в 1987 году, потом служил в армии. Ничего выдающегося не делал. Могу сказать, что в МСХШ процент талантливых ребят был очень велик, к их числу, кстати, я не относился. Их учебные работы можно было смело вешать в Третьяковку рядом с Суриковым или Репиным. – Куда же потом делись эти «талантливые ребята»? – Я сам себе этот вопрос задаю. Наше государство, что ли, так устроено? Я до сих пор некоторых из них встречаю и не понимаю: куда что делось? Сейчас их творчество развращено до такого состояния, что его с трудом выдерживают даже стены ЦДХ, которые, кажется, привыкли ко всему. Как так вышло, что у нас талантливый человек как будто в серную кислоту помещается и растворяется? – Карьера, слава, спонсоры, «надо помочь молодым талантам»… – Знаете, никакие деньги не помогут. Можно давать деньги, а художник еще хуже будет работать. Я разговаривал об этом с Галиной Вишневской, она правильно говорит: талантливому человеку помогать не надо, он сам должен пробиться. В какой-то степени я с этим согласен. Бог ведь смотрит на сердце и на устремления души: ради чего и как талант используется? Наверное, большинству талантливых ребят не повезло с учителями, с теми, кто воспитывает души, а не просто учит чему-то. Ведь сам талант развивается сложно, рывками. И жизнь художника напоминает забег на марафонскую дистанцию. Часто ведь как бывает? Неопытный марафонец так стартует, что глаза из орбит у всех вылезают, поражаешься просто: как можно так писать в 11, 12 или 13 лет? А потом видишь, как он молниеносно выдыхается и в 20 лет пишет хуже, чем сам писал в 10… Можно давать деньги, а художник еще хуже будет работать Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Прощание государя с войсками. 2004 – Вы учились у Ильи Глазунова. Вам повезло с учителем, который не просто учит, но и душу воспитывает? – Учиться у Глазунова – это и счастье, и почет, и одновременно огромный личный труд. Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник. Это мое личное мнение. Я сейчас свободен в своих суждениях, достаточно много времени прошло. Я считаю его своим учителем. Он сформировал меня как личность. Понимаете, это как стихия. Человек может не выдержать этой стихии и превратиться в ничтожество рядом с ним. Тот, кто его пережил как заболевание, становится сильнее. Да, то, что он делал раньше – его великолепные иллюстрации к Достоевскому, Лескову, – это как будто делал другой человек. И посмотрите на то, что сейчас: эти размозженные черепа, пасхальные ночи, разрушение храмов… Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник Глазунов, русский дворянин, выдающийся носитель прежней, ушедшей, как Атлантида, культуры, с ним никто из нынешних педагогов сравниться не может. Но, мне кажется, сегодня все такие большие художники переживают серьезную внутреннюю драму: они перестают быть самими собой. – Почему, по-вашему, так происходит? – Мне кажется, надо больше прислушиваться к здравой критике, перестать болеть звездной болезнью. Это и есть смирение. Это я говорю прежде всего самому себе. В любой критике, даже в любом поношении есть здравое зерно. Иной раз тебя начинают ругать, и неожиданно в этих словах пробивается что-то дельное. А когда человек привыкает к тому, что ему все вокруг поют дифирамбы… Знаете, Илью Сергеевича столько славословят… Да я и сам, грешный, то же самое говорил… А потом мы удивляемся: как это человек не понимает, что он делает? А как ему понять, если только чуть он засомневается – и тут же, как черти из табакерки, появляются с десяток льстецов, которые кричат: «Гениально! Это Тициан! Веронезе бы рыдал!» С моей точки зрения, для художника служение России – это не истерики на холстах и не какие-то шоу. Служение искусству нераздельно с религиозным началом, с устоями, с глубокой культурой. Надо служить Богу своим творчеством, а не каким-то собственным представлениям о том, что хорошо для России. – Вы приверженец реалистической школы… – Ничего, кроме реализма, я не признаю. Все остальное, на мой взгляд, сумасшествие в разных формах. – Сегодня восторгаются другим. Знаете, разрезанные акулы в формалине, эпатирующие перформансы, инсталляции… – Да-да, телевизионные шоу, блокбастеры и так далее… Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: а Никас Сафронов хороший художник? Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что раз вы задаете такой вопрос, – вы больны. А Донцова – настоящий писатель? Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы – наследники Достоевского, Сурикова… Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе – время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе – от классической русской литературной школы, в музыке – то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина. Павел Рыженко. Смутное время. 2003 – Почему, по-вашему, многие отвернулись от реализма в живописи? – В реализме одинаково важны искренность и неискренность. Вот чем подкупает абстракционизм и тому подобное? Понимаете, чаще всего это ведь вопиющее, но искреннее сумасшествие. С прищуром на то, что какой-нибудь западный галерист это оценит. Когда сидит чучело Льва Толстого в клетке, а сверху на него гадит курица – это может вызвать какую-то реакцию. Возмущение, гнев, отвращение, но это все-таки реакция. А ужас современного реализма в чем? Висит портрет или пейзаж, реалистически написанный, видно, что мастеровито… Но он не вызывает никаких чувств. Ни восторга, ни слез, ни радости. Даже отвращения. А почему? Носитель этой школы – талантливый в прошлом человек – потерял себя как личность. Он своим этим реализмом всего лишь зарабатывает на кусочек хлеба с маслицем. Он даже не понимает, что заработал бы на каравай с маслом, если бы занимался своим делом предельно честно и был бы в ладу с Богом и своей совестью. Чем подкупает абстракционизм? Чаще всего это вопиющее, но искреннее сумасшествие. С прищуром на то, что какой-нибудь западный галерист это оценит Мы что-то потеряли сами. Не надо винить ни власти, ни начальство, ни спонсоров, ни их наличие или их отсутствие. Нужно начать честный разговор с самим собой. – А вы когда начали честный разговор с самим собой? – Наверное, еще тогда, когда учился у Глазунова. Знаете, Илья Сергеевич – это целый материк. Я очень люблю его как человека, но честно говорю, что думаю о его творчестве. Ему льстят, и он заблудился. Это не отвергает его таланта – как преподавателя и как художника. Наоборот, это говорит о том, что, когда человек талантлив, его слишком много искушают. Я учился у него, как и большинство студентов, ничем особо не выделяясь. Я не могу сказать, что больше, чем они, хотел чего-то. Просто у меня было свое представление о том, как я в дальнейшем буду работать. Я не видел себя в контексте какого-то художнического движения, я не собирался смотреть глазами Ильи Сергеевича на мир. Но меня бы не было как художника, а может быть, и как человека, если бы в 90-м году, когда я поступил в академию, я бы не взял то, что он давал, и не направил в самую свою душу. Понимаете, на меня, может, большее впечатление производили даже не его слова, а интонации, с которыми он говорил, его манеры. Представьте: 90-й год, Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград, и мы – 60 студентов кто откуда. В общем, такие люди с авоськами. Карточки продуктовые. Собаки бродячие на Дворцовой площади. И вдруг на этой же Дворцовой площади появляется в роскошной распахнутой шубе барин. Настоящий. И у кого-то мысль: «О, гад, зажрался!» А меня поразило соответствие этого человека этой площади и этим зданиям. Понимаете? И дальше я все впитывал как губка, что-то отвергая, что-то принимая. Я понял, что России вовсе не 70 лет. И даже не 200. Я понял, каким может быть аристократ. Ведь аристократизм – это не только шуба, естественно. Это – отношения с людьми. Это – отношения с собой, вечностью, Богом. И вот за одно это до смерти буду Бога молить об этом человеке и никогда в жизни не отрекусь от него как от учителя. Я понял, что России вовсе не 70 лет. И даже не 200 Я думаю, его настоящие ученики – это те, кто понял на рубеже сложных для нас ХХ и ХХI веков, что мы достойны своей истории, что нам незачем унижаться, нам не надо ни перед кем лебезить. Что мы носим в себе большую драгоценность – православие. А нам навязывают одно и то же: «Иван безумный, безобразный», «развратная Екатерина», «параноик Петр», «Николашка Кровавый – безвольный», «Александр III – алкоголик». Я просто сам для себя поставил большую точку и решил посвятить остатки всего того, что у меня есть, тому, чтобы прежде всего доказать себе, что я не жираф, я – русский человек. На холстах доказать. А если зрители – специально для них я ничего не делаю – придут и увидят мою исповедь на холсте, тогда они сами сделают выводы: кто они. Сам человек выбирает, кто он есть, куда ему идти дальше. А техника живописи – как это делается и так далее – все равно. То, что в Третьяковке выставляется, – намного лучше. Намного. – Сложно согласиться с вашим «все равно». В картине далеко не все решает только техника. Вы вот только что приводили удачный пример: висит портрет или пейзаж, исполненный мастеровито, а эмоций никаких не вызывает. – Да, это я погорячился. Заложенный в картине дух все решает. Это такая огромная тема… Болезнь реалистического искусства: человек пишет, а не создает образ. Не пропускает образ через внутренний опыт и культуру, а банально фиксирует. Но художник сам-то себя не обманывает. Он понимает, что образа нет, что не получилось ничего. И тогда он насыщает картину микроскопическими детальками, что-то додумывает, приукрашивает… И получается то, что мы сейчас видим в большом количестве: слащавая реалистическая муть, которая ничего, кроме отвращения, вызвать не может. Вы говорите: нет реализма? Пойдите в ЦДХ на очередную ярмарку. Там тысячи этих крестов, церквушечек, пейзажиков. Как это обычно сейчас? Когда знакомят, говорят: знаете художника Петрова? Нет, отвечаю. Ну как же, он верующий, пишет церкви, монахов рисует, он любит Россию. А теперь начинаем сначала. Я задаю вопрос: где он учился? Какая у него картина, которая известна всем? Он талантливый человек или нет? Ни на один вопрос по существу ответа нет. А антураж, венок лавровый – уже есть. Вот это – наша страшная болезнь. Весь этот антураж. Едет ничтожество в джипе, он сам себя «упаковал», он такой важный и «состоявшийся». Он очень не любит, чтобы ему говорили что-либо «против шерсти». Никакой критики! И ведь то же самое можно сказать не только о художниках. И о врачах, и об ученых, и об учителях. Это – везде. И в вашем ремесле наверняка. По сути, все, что делает большинство из нас, – скучно, бездарно, убого, ничтожно. Но каждый из таких людей знаком с тем или с этим, здесь он «засветился», там он «законтачился». Этакий «свой» человечек. Ему еще сорока нет, а он уже академик в какой-нибудь академии. И вроде даже что-то собой представляет… А на самом деле – ничего, пустота. Вот, мне кажется, в чем трагедия России сегодня. Читаем не то, смотрим не то, слушаем не то. И еще хвалим все это. А ведь всегда есть простой выбор: не смотреть, не читать, не слушать то, что не относится к искусству. Болезнь реалистического искусства: человек пишет, а не создает образ. И получается слащавая реалистическая муть, которая ничего, кроме отвращения, вызвать не может Художник Павел Рыженко. Фото: А.Бурый – Большинство людей ведомы в вопросах искусства. Да и знаете ли… Вот, к примеру, ваша выставка. Мы узнали о ней случайно, пришли – и не пожалели. Но ведь о выставке пресса не сообщала. – Ну да, нет рекламы… Я сейчас могу домыслить, почему ее нет, и вы можете представить, и мы с вами сделаем правильные выводы. Но правда глубже. Правда в том, что мне, как человеку, не полезно, чтобы о выставке знали миллионы. Правда в том, что у того, Кто дал мне возможность все это написать, Свой план по поводу того, как и кого из людей на выставку привести. Штучно. Точечно. Вы понимаете? Нам всем хочется массовости. Но… Видите, вот лежит книга отзывов о выставке. Там много чего написано. Но мне лично дорог один-единственный отзыв. Незнакомый мне человек написал: «Спасибо вам, что вы не взяли никаких званий». – А у вас нет никаких званий? – Нет. Я сознательно отказался от всех званий. Извините, у меня звание – русский художник. «Заслуженный», «народный» – я не хочу этих званий получать, потому что среди заслуженных и народных есть, например, Олег Кулик, который собаку изображал. Есть и другие. Заслуженных и народных, которых народ не знает, вы даже представить себе не можете сколько. Лично мне дорог один-единственный отзыв: «Спасибо вам, что вы не взяли никаких званий» Так вот этот самый единственный отзыв для меня очень важен. Он означает, что люди все равно понимают то, что нужно понять. Наш народ загнанный, развращенный, забитый – дальше некуда… Но, видимо, в нас генетически что-то такое странное заложено. Стоит только нам что-то напомнить правильное, и глядишь – мозги на место становятся. Так что сколько на выставку пришло народу – это ровно столько, сколько нужно. Конечно, хочется, чтобы пришло как можно больше. Но это не в моей власти. До миллионов зрителей можно дойти двумя путями. Первый – честный, без денежных вливаний, через собственный труд, покаяние, работу над своей душой. И Бог тогда Сам все выстраивает как нужно. Второй – путь грязи, лести, сделок с совестью, спонсоров и прочих «прелестей». Каждый сам выбирает свой путь… – На котором всегда столько искушений и стремлений оправдать свои не самые лучшие поступки. И столько ошибок и заблуждений… – А как без этого? Это и есть испытание. Мне кажется, важно признать это и очистить душу. – У вас это получилось? – Не мне судить. Понимаете, я был как все, советский такой, в тренировочных штанах с оттянутыми коленками, дерущийся, матерящийся… И тут случилось так, что, благодаря Богу и Глазунову, я отправился в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины ван Дейка. Ночь, конец ноября, за окном дождь. Эрмитаж пустой, только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю: это не Эрмитаж, это – Зимний дворец! Сейчас царь выйдет навстречу. Я это чувствую. Это ж мое – родное! Это невозможно объяснить… Я тут с оттянутыми коленками, здесь вот – ван Дейк, а там – государь. И кто я? Я – кто? А сокурсник за мной идет с этюдником: «Ох, я вчера пивка перебрал!» А у меня – слезы из глаз текут. Я просто уже не мог жить по-прежнему… В 23 года крестился, никто меня не уговаривал, сам пошел. Потом хотел уйти в монастырь. Павел Рыженко. День Победы. 2008 – В монастырь? – Да. Был послушником на Валаамском подворье в Приозерске. Но там я понял, что мне лучше к этому не приближаться. – Почему? – Не могу об этом говорить. – Что, по-вашему, главное в творчестве художника? – То, что делает художник, должно быть еще одной дырой в этом смрадном холсте, который над нами натянут, чтобы люди через нее увидели настоящее небо. А не создавать какую-то очередную черную кляксу, чтобы все посмотрели, какие мы уроды. Да мы и так знаем, что мы – уроды. А как исправиться-то? Картины художника должны быть не только надеждой, но и подсказкой, как исправить самого себя. – Поэтому вы так много пишете исторических образов? Александр Невский прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!» Разве не бред? Я не хочу так – Да. Эти люди знали ответы на сложные вопросы. Ведь Александр Невский или Дмитрий Донской – это не просто штампованные православные святые. Ну посмотрите на иконы XVIII–XIX веков, когда наша иконопись претерпевала маразматическое влияние Запада. Это же ужас! Александр Невский – какой-то дядька на тонких ножках, в каких-то древнеримских доспехах, с мечом – не пойми что просто. А Георгия Победоносца на тех же иконах посмотрите. Это какая-то девушка с «хаером» как у негра, которая держит тонкий и длинный мечик… А когда читаешь жития, начинаешь представлять их… Да это же другие люди! Потом поднимешь хорошую реплику старинного меча, помашешь им чуть-чуть – и тогда точно понимаешь, что изображенное на иконе существо с мечом в тончайших лапках, да еще в кольчуге… Разве это Александр Невский? Вы только попытайтесь представить его жизнь. Нет времени на сон нормальный, помолился, жену приехал повидать на несколько дней и опять – на войну. Вот и вся жизнь. Молитва и сеча. И раздумья – что делать? Надо взять дань, заставить Новгород заплатить, отвезти дань в Орду, но зато выживет Русь. Он тяжелый выбор каждый день делал. Я пытаюсь дать зрителю возможность хотя бы чуть-чуть, как говорится, влезть в шкуру этого человека. Ведь он человек был! Может быть, ранимый. Может, он обидчивый был даже. Может, он гречневую кашу любил. Кто знает? И он прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!» Разве не бред? Я не хочу так. Каким примером я буду сыну своему, если буду жить по нынешним мерилам? – Большинство считает, что это – комфортно. – Да, к сожалению. Проклятое слово. А мы такие доверчивые. Вечно шаткие и обманутые. Нам приятно быть обманутыми. Это у нас стереотип. Как великий Пушкин говорил: «Я сам обманываться рад…» Вот что ужасающе. Павел Рыженко – Ужасающим кажется другое. Раньше в обществе обязательно отыскивался один или несколько человек, не важно – поэт, писатель и так далее, – кто призывал остановиться и осмотреться, являлся своего рода пастырем, к которому прислушивались. А сейчас их, кажется, не видно… Искусство должно говорить об этой проблеме – на холстах. Говорить о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу – Сейчас… Если честно не признаться, в какое время мы живем, эти вопросы останутся без ответа. А живем мы в эпоху апокалипсиса. Человечество зашло в глобальный и тотальный тупик. Во всем. Вот мы к Марсу хотим лететь. Ну, допустим, соберется вся планета, вскладчину построит корабль. Конечно, он будет американский. Безусловно, будет снят блокбастер об этом. Но все это – мелочи. Дело в другом. Сядет в этот корабль человек, который по своим нравственным качествам ничем не отличается от большинства, а может, даже и хуже. И прилетит он на Марс. Он что – другим станет? Нет, он и на Марсе будет тот же самый, что и на Земле. Тот же самый – обижающий ближнего, не любящий, обманывающий… Вопросы духовности все равно выползают. И человеку надо делать выбор: либо он эти вопросы решает, либо он оставляет их без ответа и загоняет болезнь все глубже внутрь. И искусство должно говорить об этой проблеме – на холстах. Говорить о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу. Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давайте попробуем представить, кто такой Сергий. Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили бы его на прямую дорогу. Материал подготовили Лада Клокова и Александр Бурый Павел Рыженко Русский мир 16 марта 2011 г. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted December 18, 2015 Author Report Share Posted December 18, 2015 Я ставлю человека перед последним рубежом. Памяти Павла Рыженко АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ | 21 ИЮЛЯ 2014 Г. 16 июля, в канун дня памяти святых Царственных Мучеников, отошёл ко Господу народный художник России, прихожанин храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря Павел Рыженко. Он был настоящей Личностью в современном искусстве. Само же понятие «современное искусство», за которым часто скрывается похабщина и «перформансы», Павел Рыженко на дух не переносил. О себе и о том, каким должно быть искусство в наши дни, художник рассказал прошлой весной главному редактору журнала «Национальный контроль.РФ» Александру Егорцеву. В Москве открылась первая посмертная выставка работ Павла Рыженко “Я захотел побежать за Христом”. Памяти Павла Рыженко Отошел ко Господу народный художник России Павел Рыженко «Вы только представьте, каково на Страшном суде миллионам русских людей, миллионам солдат сознавать, что они проливали кровь за Ксюшу Собчак, за риелторов и какую-нибудь нефтегазовую трубу!.. Ради ЭТОГО они гибли?! Ради ЭТОГО в 45-м шли до Берлина, обливаясь кровью?!…» (Павел Рыженко) Конец марта 2013 года (возможно, начало апреля – точно дату уже не помню). Павел ждал нас в своей мастерской поздно вечером. Он готовил тогда очередную экспозицию – к 400-летию Дома Романовых только завершил новую картину о Первой мировой войне. «Госпиталь». Николай II, навещая раненых, задерживается возле двоих «тяжелых» – оба награждены георгиевскими крестами, причем один из них мусульманин (известно ведь, что в царской армии доблестно служили и представители кавказских народов). Павел встретил нас в своей рабочей одежде, камуфляжная сорочка измазана краской. Только недавно ему пришлось вносить на полотно изменения – накануне наш общий друг-религиовед, увидев картину «Госпиталь», засомневался в исторической достоверности некоторых деталей. Чтобы развеять сомнения, пригласили тогда еще одного специалиста в области военной истории, Игоря. Тот посмотрел и вынес вердикт – в изображении деталей и награды георгиевского кавалера-мусульманина неточность (или даже грубая ошибка). Религиовед с трепетом наблюдал, как Игорь Иванович продолжает находить ошибки и неточности и на других картинах, тут же высказывая в лицо Павлу свои критические замечания. Рыженко закипал, спор переходил на повышенные тона и вот-вот историческая консультация могла закончиться мордобоем. Но нет, как рассказал потом религиовед, расстались консультант и художник уже настоящими друзьями. Павел в итоге согласился и за минуту на картине «Госпиталь» зарисовал ошибку, поменяв детали местами. Так Павел Рыженко познакомился тогда с Игорем Стрелковым… В мастерской, как и полагается художнику, царил обычный «творческий беспорядок». Все табуретки и столы завалены, присесть или прислониться боязно – потом придется долго и безуспешно отстирываться от масляной краски, пусть и великого мастера исторической живописи. Кстати, о мастере, вернее, о его руках. Сейчас, уже после смерти Павла, вновь отсматривая сделанные в ту ночь фотографии, замечаю, какие же у него огромные ручищи, кулачищи. Да и сам он в тот момент был очень похож на грозного русского медведя. На одном фото он отвлекся и разговаривает по мобильному, трубка не видна, она просто «утонула» в его пальцах. И этими, казалось бы, неуклюжими руками, гирями-кулачищами и огромными пальцами, бывший десантник держал тонкие кисти, оживляя на холсте светлые и печальные лица и лики забытой Руси. Тут же на полу, прислоненные к стенам, стояли наши святые Сергий Радонежский, Андрей Ослябя. Смертельно раненый, истекающий кровью Александр Пересвет, казалось, на коне вот-вот сорвется с холста и окажется в центре комнаты-мастерской. Эти шедевры Павла Рыженко, хорошо знакомые тысячам в России и за ее пределами по выставкам и репринтам, сейчас окружали нас в тесном пространстве, складированные без рамок в ожидании предстоящей новой экспозиции. – Здесь у меня нигде нет такого «патриотического» разговора о том, какая у нас замечательная русская история, и это не историческая живопись, как многие говорят, и даже не философская. Это просто выплеск моего душевного состояния, знания истории, проведенного сквозь призму страдания об отечестве. К интервью с Павлом я не готовился, не выдумывал какие-то умные и правильные вопросы. Есть собеседники, которым нужно представить тему беседы заранее, и если ты хоть на йоту отходишь от намеченных вопросов, они теряются, нервничают, перестают тебя слышать и продолжают бубнить заранее отрепетированный текст. Но Павел, я помнил, настолько цельная личность, что ему не нужно готовиться к ответам, он и так в постоянной рефлексии. Вот и на этот раз беседа выстроилась внезапно, сама собой. – Павел, по работе я посещал немало художественных экспозиций, плохих и хороших, но скажу честно, на Вашей выставке года три назад меня впервые так «торкнуло»… Я даже вспомнил слова какого-то философа: «Смысл человеческой жизни в том, чтобы умереть». Чтобы ПРАВИЛЬНО умереть… Мне показалось, что на Ваших картинах жизнь – это подготовка к «последнему рубежу»… – А я и преследовал эту цель: поставить человека перед последним рубежом. Современный человек, привыкший к развлечениям, к ток-шоу, ко всему, что отвлекает от главной мысли – о смерти и цели существования – увидев эти картины, должен оказаться наедине с собой. Осмыслить, что сделал в своей жизни и чего не успел. Если это одиночество целебное – даже если будет и тяжело – люди выйдут из зала другими. – На Ваших картинах – полководцы, князья, императоры, простые монахи, святые Руси и опьяненные революцией солдаты. Рядом и предательство, и подвиг. И поразительное одиночество… – Вы правы, здесь нет лубочно-патриотического разговора о том, какая у нас замечательная русская история. Дело в том, что русский человек кардинально, даже физически отличается от других народов планеты. Это заметил еще великий пророк наш – Федор Михайлович Достоевский. Он не знал, что будет, но в своих романах «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы» он предчувствовал надвигающуюся катастрофу. Это мы теперь знаем, что русский человек бывает таким, как воины с поля Куликова, как гвардеец Преображенского полка в 1915 году. Но также он может быть животным, которое бессознательно режет других: своих же односельчан, убивает священника только за то, что тот носит крест. И, будучи сам крещеным, может убить своего родного брата за то, что тот крест не снял. Он может стать «новым русским», предателем Родины, может стать выродком в последней стадии распада личности… А может оказаться таким, как Женя Родионов – мальчик, закончивший ПТУ в городе Подольске и сам себе сделавший крестик. Он и в храм-то ходил всего несколько раз в жизни, – а при этом стал мучеником за Христа… Понимаете, наша шкала слишком широка! В русском человеке заложен и Божественный дар, и тяга к самоистребленью. Как только он перестает чувствовать правду, проваливается в болото порока, то жить он не хочет, он превращается в скотину и сам себя уничтожает. Страшный суд. 2007 г. Холст, масло – Много споров вызывала Ваша картина «Зонтик». На ней – кровавый результат восстания: девочка держит зонтик над убитой матерью, рядом убитые офицеры. А чуть сбоку, на фоне победивших революционеров – растерянный священник, на нем крест и красный бант… – На его месте был матрос… Я написал картину «Зонтик» о событиях 1917 года, о драме русского народа, и по первоначальному замыслу убийцей, расстрельщиком, у которого не поднялась рука на эту несчастную девочку, у меня был изображен матрос. – Это понятно и логично. Но почему все же Вы зарисовали матроса, и на его месте оказался русский православный священник? Тут-то где логика? – На одной из выставок вокруг этой картины я заметил, что внимание посетителей в основном приковано к девочке – с состраданием, с жалостью. Но суть осталась незамеченной. Чем больше и глубже я узнавал архивные сведения о событиях 1917 года, я все больше склонялся к мысли, что простой народ (к которому относились и матросы, и рабочая армия, и пролетариат) – все были поголовно крещены!.. И к своему ужасу я открыл для себя, что и Церковь наша, Церковь, которая тогда еще была не под Святейшим Патриархом, а под Синодом, тоже имела непосредственное отношение к тем событиям 17-го года. Зонтик. 2008 г. Холст, масло Священники, которые поздравляли Временное правительство, как тогда называли, «боголюбивое Временное правительство» и молились о долгом правлении Временного правительства… Многие из них потом станут новомучениками и исповедниками, пострадав от последствий тех событий, участниками которых они и сами непосредственно были. И если я на своих полотнах отмечаю такие факты, как предательство армии в триптихе «Царская Голгофа», как предательство, отречение от царя вообще всех слоев общества, то я не собираюсь обходить стороной и ту правду, что самый основной переворот – февральский переворот 17-го года – этот переворот был благословлен Синодальной Церковью того периода. И она тоже несомненно несет ответственность за те события 17-го года. Несмотря на то что Святейший Патриарх Тихон, мученик, получил ту самую церковную власть и независимость от государства, о которых Церковь долго мечтала, – без Государя, арбитра, защитника, без ангела-хранителя, она оказалась беззащитной перед толпой бесноватых… И Патриаршество не уберегло тогда русский народ от последовавших ужасов, возможно, очистительных ужасов и братоубийственной гражданской войны, а потом и Великой отечественной войны… Поэтому надо трезво, честно и ясно смотреть на русскую историю, не выдергивая какие-то отдельные куски… Удар колокола (№1 из Триптиха «Покаяние»). 2004 г. Холст, масло – В чем трагедия революции? – Был не только выпущен джинн из бутылки – произошел переворот в душах пасомых. Русский человек, некогда боголюбивый, который не за страх, а за совесть, из любви к Отечеству готов был душу свою положить «за други своя», за Христа, за Государя, – превратился в маньяка, неописуемо жестокого, причем история не знает примеров такого зверства, которое творил русский человек после революции 17-го года… – Ваше отношение к так называемому «актуальному искусству»? – В культуре происходят страшные события. Педерастня все границы уже перешла. Уже авангард стал «классикой», то есть психическое расстройство стало «классикой», понимаете! – А как же при Третьяковской галерее на Крымском валу огромные залы выделены под современное искусство? – Есть и другие музеи. Но никто не хочет называть вещи своими именами. То есть это и есть «классика»! Нам в мозг встроили этот «чип», что мы уже и хохотать, глядя на «это», не имеем права. А ведь это национальное безумие, психическое расстройство! Сергий. 2013г. Холст, масло – Вы считаете опасной пропаганду авангардизма? – Вот я сейчас при вас могу взять вашего коллегу-фотографа, тщательно избить его, в кровь, разбить ему лицо – мне это легко сделать, поскольку я служил в ВДВ, – могу насмерть забить вас головой или просто покусать… И потом скажу, что это «творческая инсталляция» – и попробуй меня засуди!.. Я могу написать похабщину Патриарху, вылить мерзость в интернет и сказать, что это протест против того что сидит еще какая-то босота в тюрьме. Я могу любое оскорбление нанести человеку, ближнему своему, и это будет выдано за акт моей внутренней свободы… – Вы против авангарда, вы – за реализм… – Современное реалистическое искусство само виновато в том, что проиграло авангарду. Почему? Авангард – от души и искренне – служит сатане. А реалистическое искусство, со своими церквами, главками – кому угодно, только не Богу. Вот напишу сейчас церковку кому-то на заказ. А завтра – девку, а там, глядишь, дадут заказ расписать домик с купидонами где-нибудь на Новой Риге. А потом попросят в Америку натюрморты с бутылками, подпишу контрактик миллиона на два с половиной. А если икону закажут, я и икону напишу. То есть реализм стал проституировать. Из того, чем он был при Василии Сурикове, при Достоевском, он превратился в угодливую шлюху, которая обслуживает богатых, наворовавшихся на нашей беде, гадов. Поэтому авангард имеет больше козырей. Битва под Москвой. 1941 год. 2011 г. Холст, масло, предметный план – У Вас много картин посвящено императору Николаю Второму, Вы не боитесь, что Вас обвинят в ретроградстве? Ну какая монархия, какой царь?! XXI век – век демократии и многопартийности… – Пусть обвинят! Пусть дальше сносят всю историческую Россию, деревянные дома, пусть снесут Кижи – зачем нам это? Нужно сидеть в блогах, обвешаться гаджетами… Нужно полностью раствориться в арабском мире, как растворилась Франция, в которой выходят на демонстрации, но уже поздно, потому что Франция уже полностью принадлежит арабам… На очереди Германия. Надо раствориться в серной кислоте смешанных понятий добра и зла – только так мы сможем угодить этому гомосексуальному демократическому лобби, которое правит сейчас – как им кажется – правит миром. – Павел, царя давно нет! Были еще генсеки, сейчас президент… – Это «демократическое» безумие началось не с Ленина, конечно, а с «душки» Керенского, – я имею в виду то психическое расстройство, которым заболела Россия. Вспышка этого расстройства пала на февраль 1917-го. И как болезнь проходит разные этапы, так и наша страна, пройдя через генеральных секретарей, через товарища Сталина, пережив явление Горбачева (которое сродни Отрепьеву или Тушинскому вору), Россия постепенно пришла к выздоровлению в лице Путина. Это мое глубокое, искреннее убеждение. – Вы же монархист… – Я – против президентской власти! Но я – лично за Путина! Почему? Путин – это человек, любящий и понимающий Россию и, по молитвам русских людей, саморазвивающийся. Обретя колоссальный и жизненный, и политический опыт, он стал нашим Командиром, но не президентом. Он перерос президентство. Несмотря на все скандалы, люди ему верят и знают, что на него можно положиться, и он выведет. Куда? Я убежден – к Империи, к Православной Империи, которая объединит – объединит, а не разделит! – наши народы. – Над чем Вы сейчас работаете? – Есть проект: я хочу провезти картины по русским городам-«миллионникам». Хотелось бы, чтобы юбилей Дома Романовых совпал с преодолением смуты. Ведь 1913 год стоял в двух шагах от 17-го. Но я надеюсь, что Россия – ополоумевшая и нахлебавшаяся собственной крови – морально выздоровеет и оправдает свое предыдущее существование. Вы только представьте, каково на Страшном суде миллионам русских людей, миллионам солдат сознавать, что они проливали кровь за Ксюшу Собчак, за риелторов и какую-нибудь нефтегазовую трубу!.. Невольно думаешь, а зачем вообще нужна была Куликовская битва тогда?! Чтобы эти сейчас царили в России и указывали народу, куда идти – в Жуковку, на Новую Ригу?! Ради ЭТОГО они гибли?! Ради ЭТОГО в 45-м шли до Берлина, обливаясь кровью, чтоб потом на Болотной пидоры собирались со своими однополыми браками, чтобы офисные менеджеры и секс-меньшинства требовали «свободы» и расчленения России… Не бывать этому никогда! Победа Пересвета. 2005 г. Холст, масло Вот такая спонтанная беседа с Павлом Рыженко вышла у нас в ту ночь в его художественной мастерской. Конечно, напечатали мы ее потом с некоторыми купюрами, о чем я тогда же предупредил Павла – год назад, весной 2013-го на некоторых темах и даже отдельных словах в прессе еще лежали табу. Сейчас, когда Павла не стало, вернее, он ушел, мы восстановили этот разговор уже без сокращений. Все равно ведь «мертвые сраму не имут», да и не кривил Павел душой… В жизни он многое перенес, в том числе и унизительное для мужчины безденежье. Он рассказывал, как в своем время был на грани отчаяния. И не известно, что бы с ним дальше было, если бы не встретился тогда на его пути отец Артемий Владимиров. Священник поддержал Павла, выдернул из тисков уныния… Открылось «второе», творческое дыхание. Я не вправе называть себя его другом – мы и виделись-то с ним всего 2–3 раза. Хотя отмечу одну особенность: бывает так, что даже раз пообщавшись с человеком, вы расстаетесь, как будто давно знали друг друга, дальше каждый продолжает жить своей жизнью, но все равно вы уже друзья. И в случае с Павлом Рыженко – ощущение, что друзья близкие… Таким он был и таким останется в памяти тех, с кем свела его судьба – прямым и жестким, слегка печальным, думающим, бескомпромиссным и добродушным. Внешне большим и неуклюжим, как русский мишка – на самом деле – глыбой. Александр ЕГОРЦЕВ, главный редактор журнала «Национальный контроль.РФ» Для оформления использованы материалы сайта павел-рыженко.рф http://www.pravmir.ru/ya-stavlyu-cheloveka-pered-poslednim-rubezhom-pamyati-pavla-ryizhenko/ 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.