Это популярное сообщение. Serjio Опубликовано: 20 мая, 2016 Это популярное сообщение. Жалоба Share Опубликовано: 20 мая, 2016 Версия для печати Добавить в избранное Обсудить на форуме Культ 9 Мая можно назвать «гражданской религией» нашей страны Алексей Зыгмонт Об авторе: Алексей Игоревич Зыгмонт – религиовед. Тэги: день победы, победа, 9 мая, гражданская религия, патриотизм, патриарх кирилл, рпц, культ В гражданском культе новой России еще не вполне утвердился свой сонм «святых». Фото РИА Новости С каждым годом празднование Дня Победы в России приобретает все больший размах и вызывает все более полярные мнения. Много говорится и о религиозных коннотациях этих торжеств: с одной стороны, День Победы называют «святым» (по словам президента Владимира Путина, это «святой символ верности Родине»), с другой – его часто клеймят как «культ», имея при этом в виду, что это что-то плохое, подменяющее собой истину исторической памяти или же православной веры. Однако в этом слове нет ничего дурного: речь действительно идет о фундаменте современной российской civil religion, или гражданской религии. Этим термином обычно обозначается особый феномен на границе политического и религиозного, в нынешнем виде возникший в Новое время на волне формирования национальных государств. В рамках этой религии Великая Победа играет роль мифа основания. Миф не в том смысле этого слова, который однозначен «неправде», «выдумке». Миф – это прежде всего нарратив, интерпретирующий некое событие как начало мира в том виде, в каком его знаем мы, причем это событие помещается одновременно в прошлом, настоящем и вне времени, задает определенные ценности и предметы веры, служит опорной точкой идентификации, а также мобилизует на всякого рода свершения. Так, взятие Бастилии или казнь Людовика XVI в эпоху Великой Французской революции – тоже мифы, хотя никто и не сомневается в их историчности. Кроме того, это событие начала мира, от которого отсчитывается время как таковое. Для современной России такой точкой отсчета помимо Рождества Христова является, конечно, 1945 год, а не 1991-й, как формально считается. Именно поэтому столь часто можно услышать или увидеть формулировку «71 год со дня Великой Победы» и никогда – «25 лет со дня распада СССР». Однако это событие имеет и вневременное измерение, раскрытое, например, в лозунге акции «Бессмертный полк»: «Они должны идти победным строем в любые времена». В древних и не столь древних религиях основание мира обычно знаменуется победой сил порядка над силами хаоса – Индры над Вритрой, Мардука над Тиамат или Христа над смертью. Победа СССР интерпретируется как торжество над достаточно аморфным и растяжимым «врагом рода человеческого», в котором смешиваются нацисты, фашисты, тоталитарные режимы, современные радикальные мусульмане и любые другие отрицательные персонажи. Изначальная победа добра над злом освящает также и нынешние победы. Эту витавшую в воздухе мысль прямолинейно выразил консервативный публицист Александр Дугин: «После Осетии, Абхазии, Крыма, Донбасса и Сирии мы, русские, снова возвращаемся в историю. И наши новые победы – вполне реальные и также довольно трудные – делают снова свежей, пронзительной и острой нашу Великую Победу». В свете этого становится понятным и ушедший в народ слоган «1941–1945. Можем повторить», обращенный не к кому-то конкретному, а ко всей совокупности «мирового зла». События войны – это не только изначальная победа порядка над хаосом, но и жертвоприношение: смерть тех, кто погиб на войне, осмысляется как жертва, которой обязано своей жизнью как нынешнее поколение российских граждан, так и все человечество в целом и каждый конкретный адресат сообщения. Наиболее полная формулировка этой идеи была в начале мая с.г. представлена в серии дорожных знаков, установленных в Рузском районе Московской области. На двух из них было написано: «Здесь у Зайцевой горы полегли 70 000 бойцов, чтобы ты мог дышать» и «Здесь Зоя Космодемьянская отдала жизнь ради твоих детей». Реальное влияние гражданской религии, однако, определяется не трудноизмеримой популярностью каких-либо идей, ценностей или предметов веры, а распространением культовых практик, участие в которых маркирует реальную идентификацию людей по отношению к сообществу. До середины нулевых годов таких «гражданских обрядов», кроме самого военного парада, было очень немного, но сейчас с каждым годом становится все больше. Помимо всем известных акций «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», которые проводятся соответственно с 2005 и 2012 годов, и аналогичных им строго формализованных «именных» акций (таких как «Дерево героя», «Письмо Победы», «Подвези ветерана», «Свеча памяти», «День героев Отечества», «День Неизвестного солдата» и т.д.). Сюда же относятся спонтанные установки посвященных Победе плакатов на улицах и дорогах, создание и перепост поздравлений, слоганов и картинок в социальных сетях, временный личный отказ от пользования зарубежной продукцией, разъезды в машинах с надписями вроде таких: «За немками», «Везу немца на расстрел» или «Отжал у Ганса», а также организация патриотических молодежных квестов и различных мероприятий в школах. Среди этих последних встречаются и вполне экстраординарные – напомним, как в 2015 году учительница одной из пермских школ предложила учащимся встать перед ветеранами на колени, что уже совершенно недвусмысленно указывает на квазирелигиозный характер происходящего. По своему символическому значению и практике употребления георгиевская ленточка приближается к ношению нательного креста для христиан или кипы для иудеев. Она в первую очередь служит маркером идентичности «истинного патриота России», а во вторую – позволяет ему в качестве такового комфортно чувствовать себя в сообществе и участвовать в его культовых практиках. Поэтому для людей важно носить ленточку (или много ленточек) напоказ и «освящать» с ее помощью вещи вроде женской сумочки, рюкзака, детской коляски или машины. В этом году в одном из московских зоосалонов клиентам было предложено даже наносить георгиевскую символику на домашних животных. Подобно тому как Авраам не мог благословить равно Иакова и Исава, Победа может «освящать» только одну идентичность и одну политику. Поэтому в государствах бывшего СССР День Победы сейчас рассматривается как чисто российский праздник, и поддержать его значило бы для них солидаризироваться с имперским прошлым и в некоторой степени отказаться от собственной суверенности. Поэтому от торжеств и проведения военного парада отказались Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Армения и Грузия, празднующие вместо этого собственные Дни независимости или Дни вооруженных сил. Власти Белоруссии «не рекомендуют» гражданам носить георгиевскую ленточку, которая приравнивается к «символике РФ». Кроме того, здесь и в Украине предлагаются альтернативные символы памяти – красно-зеленый цветок яблони и красный цветок мака. С другой стороны, День Победы демонстративно торжественно празднуется в регионах, которые хотят показать свою новоприобретенную принадлежность к России и солидарность с нынешним курсом: так, 7 мая несколько тысяч жителей ДНР собрались на торжественное мероприятие и панихиду у памятника «Саур-Могила», два года назад почти разрушенного в ходе боев, а в ЛНР стартовало местное отделение акции «Георгиевская ленточка», причем заместитель руководителя администрации главы ЛНР Марина Филиппова подчеркнула, что акция проводится во всех городах и районах республики и что ленточка – это «символ нашей победы, знак жителей Донбасса, знак нашей гордости, нашей непримиримости». Не менее торжественно праздник вот уже несколько лет проходит в Крыму, где в 2014 году встречал 9 мая сам Владимир Путин. Что касается возможности совмещать верность культу Победы и православию, то сегодня ее отвергает лишь небольшое количество внутрицерковных диссидентов вроде Сергея Чапнина (журналиста, бывшего ответственного редактора «Журнала Московской патриархии»), в 2011 году назвавшего этот культ «языческим». Патриарх Кирилл, напротив, еще в прошлом году, в 70-ю годовщину Победы над нацистской Германией, назвал Пасху также Днем Победы, что стало результатом долгого процесса по переосмыслению роли Церкви в войне и, что еще важнее, в победе над врагом. В связи с этим начали возникать и всякого рода местные инициативы: в том же 2015 году в Перми ветеранов поздравляли учащиеся одной из воскресных школ, а ее духовник отметил, что «вера в Победу помогла одолеть врага». Слово «вера» здесь, очевидно, имеет двоякий смысл. Наконец, в этом году на афише хора Валаамского монастыря можно увидеть слоган «Вера и Победа», свидетельствующий о совершенной легитимности подобного словоупотребления и связанного с ним комплекса идей. http://www.ng.ru/facts/2016-05-18/6_victory.html 2 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 20 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 20 мая, 2016 Кроме того, это событие начала мира, от которого отсчитывается время как таковое. Для современной России такой точкой отсчета помимо Рождества Христова является, конечно, 1945 год, а не 1991-й, как формально считается. Вот когда общегражданское (а не только праздничное) летоисчесление будут вести не только от Рождества Христова, но и от Дня Победы, тогда можно будет называть 09.05.1945 началом мира. временный личный отказ от пользования зарубежной продукцией, разъезды в машинах с надписями вроде таких: «За немками», «Везу немца на расстрел» или «Отжал у Ганса», Да, иногда можно встретить надпись "Трофейная" на машинах немецких марок, "На Берлин!" на машинах российских марок. Все эти надписи, равно как и временный характер отказа от пользования, маскируют тот факт, что победители не могут без побеждённых. А это явно мешает придавать празднику всё более и более абсолютный смысл, чего многим людям очень хочется. от торжеств и проведения военного парада отказались Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Армения и Грузия причём об этом забывают те, кто пытается ущемить русских, отобрав у них Победу путём педалирования интернационального состава вооружённых сил СССР. А когда русский говорит: "Если воевали вместе, значит, и праздновать должны вместе, а кто не празднует - тот недостойный наследник Победы, с которым я не хочу общаться", так его сразу обвиняют в фашизме и покушении на суверенитет осколков СССР. Что касается возможности совмещать верность культу Победы и православию ответ на этот вопрос совершенно однозначен и дан ещё в годы ВОВ Православие совместимо и с Третьим рейхом, с Советским союзом, и с Европейским содомом союзом, и с Российской Федерацией... Кто платит, тот и заказывает симфонию. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Serjio Опубликовано: 21 мая, 2016 Автор Жалоба Share Опубликовано: 21 мая, 2016 Некорректное высказывание. С чем реально совместимо православие - решается не политически, а провиденциально, и заметно это становится только на длительных исторических промежутках. С "Третьим Рейхом" это было ненадолго в принципе (в случае более длительного его существования все христианские религии со временем были бы "отлучены" и, вероятнее всего, запрещены - с мистическим культом, над которым работала "Анэнербе", они совершенно несовместимы); в случае с "Евросодомом" - вряд ли возможен даже временный политический союз, в отличие от нацистского традиционализма, здесь вообще нет общей ценностной базы; в случае с СССР и нынешней РФ - вопрос сложнее, в первом ситуация была очень противоречивой, со второй - время покажет. Что касается возможности совмещать верность культу Победы и православию ответ на этот вопрос совершенно однозначен и дан ещё в годы ВОВ Православие совместимо и с Третьим рейхом, с Советским союзом, и с Европейским содомом союзом, и с Российской Федерацией... Кто платит, тот и заказывает симфонию. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Victor Опубликовано: 21 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 21 мая, 2016 Некорректное высказывание. С чем реально совместимо православие - решается не политически, а провиденциально, и заметно это становится только на длительных исторических промежутках. В религиоведении (и если выделять политологию религии в качестве части религиоведения, то в ней тоже) деятельность Бога не считается удовлетворительным объяснением происходящих процессов. Следовательно, провиденциально не решается. По-видимому, решается политически. Во всяком случае Константин I Великий был политической фигурой, Миланский эдикт был политическим документом. В российском контексте - император Пётр I Великий и Духовный регламент. К сожалению, я забыл упомянуть Золотую Орду и Московское царство, но и с ними православие совместимо С "Третьим Рейхом" это было ненадолго в принципе (в случае более длительного его существования все христианские религии со временем были бы "отлучены" и, вероятнее всего, запрещены - с мистическим культом, над которым работала "Анэнербе", они совершенно несовместимы) Да, логически несовместимы. Но это не всегда ведёт к уничтожению хотя бы одной из конфликтующих религий (например, христианство логически несовместимо с исламом, но они сосуществуют в западных странах и в России). в случае с "Евросодомом" - вряд ли возможен даже временный политический союз, в отличие от нацистского традиционализма, здесь вообще нет общей ценностной базы Православные храмы там функционируют легально. Значит, общая ценностная база есть. в случае с СССР и нынешней РФ - вопрос сложнее, в первом ситуация была очень противоречивой, со второй - время покажет. Случай СССР сомнений не вызывает: сергианская декларация достаточно ясно продемонстрировала совместимость православия с Советским союзом. А по поводу РФ... даже не знаю, как можно отрицать совместимость, учитывая преамбулу ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также правоприменительную практику. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
пастор Шланг Опубликовано: 31 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано: 31 мая, 2016 https://twitter.com/AndrisUdo/status/722635630686171138 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Рекомендованные сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.