Перейти к содержимому
Социология религии. Социолого-религиоведческий портал

Вопросы к экзамену по социологии религии - 2017


Рекомендованные сообщения

  1. Предмет и задачи социологического изучения религии. Эссенциальный и функциональный подходы к изучению религии в социологической науке.
  2. Методы сбора эмпирических данных при исследовании религии. Количественный и качественный анализ информации в социологическом изучении религии.
  3. Роль религии в социокультурной макродинамике (П.А. Сорокин).
  4. Религия в феноменологической социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман).
  5. Типологии социальных функций религии (по И.Н. Яблокову, В.И. Гарадже, Х. Кюнгу – Фр. К. Кауфманну).
  6. Социальные функции религии: интеграция.
  7. Социальные функции религии: легитимация.
  8. Социальные функции религии: культурная трансляция.
  9. Социальные функции религии: компенсация.
  10. Социальные функции религии: коммуникация.
  11. Социальные функции религии: социальная регуляция.
  12. Социальные функции религии: мировоззрение.
  13. Характеристика социологического подхода к религии Эмиля Дюркгейма.
  14. Эмиль Дюркгейм: «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
  15. Макс Вебер: «Протестантская этика и дух капитализма» (1907).
  16. Типология религиозных деятелей в работах М. Вебера.
  17. Отношение к религии в различных социально-профессиональных группах (по М. Веберу).
  18. «Тезис Вебера». Проблема хозяйственной этики мировых религий в работах М. Вебера.
  19. Проблема типологии религиозных сообществ и её решение в работах М. Вебера и Э. Трёльча.
  20. Развитие типологии религиозных сообществ (Г.П. Беккер, Х.Р. Нибур, Дж. М. Йингер, Б. Джонсон и др.).
  21. Сравнительно-исторический (эволюционный) подход в социологии религии (Р. Белла).
  22. Институциональный подход в социологии религии (Й. Вах, Дж. М. Йингер, Н. Смелзер).
  23. Функционализм в социальной антропологии и социологии религии (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Т. Парсонс).
  24. Секуляризация в социологическом осмыслении: основные теории секуляризации.
  25. Концепции десекуляризации и контрсекуляризации в современной западной социологии религии.
  26. Религиозная ситуация в обществе: понятие, основные параметры исследования (по Р.А. Лопаткину).
  27. Религиозная ситуация в обществе: основная структура (по Р.А. Лопаткину).
  28. Религиозная ситуация в обществе: состояние религиозных проявлений (по Р.А. Лопаткину).
  29. Религиозная ситуация в обществе: факторы формирования и динамики религиозной ситуации (по Р.А. Лопаткину).
  30. Религиозность: понятие и основные характеристики.
  31. Разработка методологии эмпирических исследований религиозности в западной социологии: подход Г. Ле Бра.
  32. Разработка методологии эмпирических исследований религиозности в западной социологии: подход Г. Ленски, Ч. Глока и Р. Старка, Дж. Фолкнера и Г. де Йонга.
  33. Разработка методологии эмпирических исследований религиозности в западной социологии: «шкала центральной религиозной тенденции» С. Хубера.
  34. Подходы к эмпирическому исследованию религиозности в советской социологии религии (Д.М. Угринович, А.А. Лебедев, И.Н. Яблоков и др.).
  35. Эмпирическое изучение религиозности в рамках международных сравнительных исследований «Всемирное исследование ценностей» (WVS, World Values Survey), «Европейское исследование ценностей» (EVS, European Values Study), «Европейское социальное исследование» (ESS, European Social Survey), «Международная программа социальных исследований» (ISSP,International Social Survey Program). 

36.  Проблема эмпирического анализа религиозности в современной российской социологии: основные подходы (С.Д. Лебедев).

37.  Анализ «воцерковленности» в российской социологии религии: В-индекс В.Ф. Чесноковой. Критика В-индекса.

38.  Особенности современного отношения к религии в России: «парадоксальность» (Ж.Т. Тощенко).

39.  Особенности современного отношения к религии в России: «симулятивная идентификация» с религией (Б.В. Дубин),

40.   Особенности современного отношения к религии в России: «проправославный консенсус» (Д.Е. Фурман).

41.  Теория рационального выбора в современной социологии религии (Р. Финке, Р. Старк, К. Шайтл).

42.  Новые тенденции в развитии религии и религиозности: fuzzi-религиозность (по И.Г. Каргиной).

43.  Новые тенденции в развитии религии и религиозности: гражданская религиозность.

44.  Новые тенденции в развитии религии и религиозности: кибер-религиозность в Интернет-пространстве.

45.  Типология «новых религий» по форме (В.А. Мартинович).

46.  Типология «новых религий» по содержанию (В.А. Мартинович).

47.  Социальная динамика религиозности населения в постсоветском российском обществе (1991 – 2016 гг.), по Ю.Ю. Синелиной.

48.  Уровень и степень религиозности в российском обществе начала XXI века (по материалам исследований ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центра и др.).

49. Религиозность населения в современном мире и Европе. 

50. Современная российская социология религии: состояние и перспективы (по М.Ю. Смирнову).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Так с прошлого года в учебной программе :) В моей.

С терминами всё просто: те, которые есть в словарях и учебниках - без кавычек, как общепризнанные; те, которые встречаются только у отдельных авторов - в кавычках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 часа назад, Serjio сказал:

С терминами всё просто: те, которые есть в словарях и учебниках - без кавычек, как общепризнанные; те, которые встречаются только у отдельных авторов - в кавычках.

Но воцерковлённость - это общепризнанный термин, он с 2011 года в словаре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В словаре у Михаила Юрьевича - да; но я, после долгих размышлений, не отнёс его к категории общепризнанных, поскольку ряд авторитетных социологов религии его категорически не употребляет (Р.А. Лопаткин и Е.А. Кублицкая, например).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Serjio сказал:

В словаре у Михаила Юрьевича - да; но я, после долгих размышлений, не отнёс его к категории общепризнанных, поскольку ряд авторитетных социологов религии его категорически не употребляет (Р.А. Лопаткин и Е.А. Кублицкая, например).

С одной стороны, я предпочёл бы говорить о православной религиозности, а не воцерковлённости, т.к. это, во-первых, сразу вписывает методические разработки Чесноковой в общий контекст социологии религии (там понятие религиозности уже неплохо разработано), во-вторых, делает возможным сравнительное исследование религиозности представителей разных вероисповеданий, в-третьих, препятствует смешению религиозной социологии с социологией религии. С другой стороны, я не могу игнорировать позицию автора термина и тот факт, что он уже функционирует в дискурсе социологов религии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 минут назад, Виктор сказал:

С другой стороны, я не могу игнорировать позицию автора термина и тот факт, что он уже функционирует в дискурсе социологов религии.

Ну, так и не игнорируйте - кто мешает-то, если это Ваша персональная позиция! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, Serjio сказал:

Ну, так и не игнорируйте - кто мешает-то, если это Ваша персональная позиция! :)

Кавычки мешают. В оригинале эти термины, полагаю, написаны без них (воцерковлённость-то уж точно).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

23 минуты назад, Виктор сказал:

Кавычки мешают. В оригинале эти термины, полагаю, написаны без них (воцерковлённость-то уж точно).

Ну, мои студенты не жаловались :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация