Popular Post Serjio Posted February 2, 2017 Popular Post Report Share Posted February 2, 2017 2 Февраля 2017 Когда 1 февраля 2017 года премьер-министр Д.А. Медведев поздравлял патриарха Кирилла с 8-летием патриаршества, глава Русской Церкви отметил, что взаимодействие Церкви и государства «направлено на то, чтобы наша жизнь становилась лучше и духовно, и культурно, и материально, потому что Православная Церковь — это Церковь большинства нашего народа». Однако на основании исследования Левада-Центра от 31 января 2017 года получается, что жители России не считают Церковь и религиозные организации влиятельными институтами. Более того, «Независимая газета» в своей редакционной статье поспешила объявить, что по итогам этого опроса Церковь теряет свое влияние как раз на пике самых острых дискуссий вокруг Исаакиевского собора и попыток запрета театральных постановок в ряде регионов по просьбе местных епархий. Как может сочетаться образ «Церкви большинства» и признание слабости ее роли в обществе? Дело в том, что в реальной жизни православие исполняет много разных функций в глазах граждан – оно может быть символом культуры, истории, государственности, патриотизма, великолепия Церкви, личного благочестия. Большая часть социологических опросов государственных центров (ФОМ, ВЦИОМ) о православии и Церкви приучало и приучает респондентов и читателей к неизбежности быть большинством и уважать православие, не обращая внимания ни на что другое. Опрос Левада-Центра показывает, что люди намного лучше разбираются в церковных вопросах, чем даже многие социологи. Обычные люди, которым задают вопросы о Церкви и религиозных организациях, и отвечают соответственно – не о православии вообще, а именно о роли церковных институтов. Влияние «Церкви и религиозных организаций», согласно опросу Левада-Центра, с 2001 года медленно росло. В 2009 году это влияние достигло пика – 3,42 по пятибалльной шкале, а вот по сравнению с 2016 годом влияние упало – с 3,26 до 3,15, что не является, конечно, столь большим падением. В графике о роли общественных институтов график влияния Церкви ближе всего к показателям графика влияния директоров крупных предприятий. В опросе о доверии «Церкви, религиозным организациям», проведенном в сентябре 2016 года Левада-Центром, всего 43 % заявили о безусловном доверии, а 38% скорее не доверяют религиозным организациям (19% затруднились ответить). Также важно подчеркнуть одно интересное обстоятельство из этого опроса – с 2014 год по 2016 год, судя по графику, доверие к Церкви падало. Насколько Левада-Центр корректно подходит к исследованию роли Церкви в обществе? Многие предыдущие исследования демонстрировали противоречивость картины религиозных предпочтений россиян и их связи с приверженностью к каким-либо религиозным общинам. Вопрос о членстве в Церкви только отпугивает граждан в опросах, хотя рано или поздно его нужно будет задать. Вместе с тем, социологи фиксируют довольно четко – люди отрицательно относятся к тому, что Церковь занимается политикой. Кроме того, своеобразная религиозность россиян, основана, прежде всего, на страхах (Опрос Левада-Центра показал, что употребление слов «секта» и «сектанты» формирует атмосферу враждебности и ненависти). А страхи – это не одно и тоже, что христианская или мусульманская, иудейская или буддистская вера. Ранее, в 2012 году, исследовательская служба «Среда» задавала вопрос о Церкви в новой формулировке в рамках Атласа религий и национальностей (проект «Арена») и предложила гражданам такую опцию: “Исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви”. Для тех, кто слышал только мантру про «большинство и 80% православных», стало неожиданностью, что лишь 41% респондентов подтвердили свою принадлежность к РПЦ. В более чем в десятке регионов России принадлежащих к Русской Церкви – около 20% или даже менее. В отличие от опросов Левада-Центра, исследование службы «Среда» было, действительно, массовым и охватило почти 57 тысяч человек. Примерно треть населения страны это и есть потенциальная база поддержки Русской православной церкви. Потенциальность в том, что эта часть населения считает православие не только культурной ценностью, но и связывает РПЦ с патриотизмом и властью, и полагает это чем-то естественным. Однако это не означает, что они являются прихожанами или они готовы выйти на уличную демонстрацию в защиту интересов какой-либо епархии (как отец Дмитрий Смирнов грозил тем, что РПЦ выведет миллион верующих за передачу Исаакиевского собора – реальность этого очень сомнительна). Приверженность к Русской Церкви как институту и как корпорации на деле проявляет не такой уж и большой круг людей. Во-первых, это православные чиновники и бюрократический церковный аппарат, который растет, но все же пока не столь огромен (тогда как не каждый священник поддерживает решения патриарха и готов за них бороться с плакатами на улицах). Во-вторых, это консервативная патриотическая общественность – православные фундаменталисты, то есть люди идейные, как в движении «Сорок сороков» или им подобных, которые выступают против фильма о Николае II и Матильде Ксешинской. Читатель может спросить, а как же прихожане? Они существуют, а их количество и правда растет в последние годы, как и количество приходов, у людей есть потребность в том, чтобы приходить в храм и общаться о духовных вопросах с хорошим добрым священником. Однако для руководства РПЦ работа с разными группами людей в рамках приходов не является приоритетом, поэтому все зависит, как и ранее, от личности настоятеля церкви или епископа, число которых также растет. Боязнь узнать реальное число верующих и их отношение к церковному руководству заставляет избегать проведения любых открытых опросов в епархиях (с речью в Госдуме выступить значительно легче). Вопрос о влиянии РПЦ на общество, на социальную сферу, на реальные нужды людей – также очень сложный, поскольку на этом поле православие конкурирует с другими религиями и конфессиями. Несмотря на массовость зарегистрированных общин РПЦ, количество граждански активных общин и постоянных верующих, социальных инициатив Московского патриархата сравнимо с силой других конфессий - католиков и протестантских церквей (от лютеран и баптистов до адвентистов и пятидесятников) или мусульманских организаций, которые не считают «большинством» (а протестантов считают «меньшинством»). У мусульман и протестантов в реальности по 10 тысяч общин по России и по 3-5 млн активных сторонников (как прихожан, так и людей, вовлеченных в деятельность общин). Но против них используют Закон Яровой и Закон о противодействии экстремизму. Представления о молитве или богослужении в постсоветском обществе настолько дикие и примитивные, что ничего не остается, как воспитывать религиозное чувство с нуля. Чем раньше государство поймет ограниченность политических общественных ресурсов РПЦ и социальную силу других религиозных традиций России, тем выше будет рейтинг Православной Церкви именно как Церкви. И христианство в целом будет восприниматься не как повод для борьбы с Западом, сектами и внутренними врагами, с музеями, а как вера, основанная на Евангелии. Роман Лункин. http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=467&ELEMENT_ID=7461 Фото: patriarchia.ru 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Victor Posted February 4, 2017 Report Share Posted February 4, 2017 Цитата В графике о роли общественных институтов график влияния Церкви ближе всего к показателям графика влияния директоров крупных предприятий. Отсюда следует, что мем "ЗАО РПЦ" имеет эмпирическое основание в социальной реальности. Цитата Боязнь узнать реальное число верующих и их отношение к церковному руководству заставляет избегать проведения любых открытых опросов в епархиях (с речью в Госдуме выступить значительно легче). и добавления вопроса об отношении к религии в государственную перепись населения. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted February 14, 2017 Author Report Share Posted February 14, 2017 В 04.02.2017 в 22:31, Виктор сказал: ...и добавления вопроса об отношении к религии в государственную перепись населения. Ну, вот здесь результат может быть как тем, так и этим. Многие могут назваться православными, и значительная часть из них - принадлежащими к РПЦ МП. Что мешает им? 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Victor Posted February 14, 2017 Report Share Posted February 14, 2017 18 минут назад, Serjio сказал: Многие могут назваться православными, и значительная часть из них - принадлежащими к РПЦ МП. Что мешает им? Страх. Одно дело - ни к чему не обязывающий соцопрос, другое дело - перепись населения, по итогам которой государство (если захочет снять с себя бремя бюджетного содержания военных священников и имущества религиозного назначения) сможет заставить людей, назвавшихся православными, платить новый налог. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted February 14, 2017 Author Report Share Posted February 14, 2017 1 минуту назад, Виктор сказал: Страх. Одно дело - ни к чему не обязывающий соцопрос, другое дело - перепись населения, по итогам которой государство (если захочет снять с себя бремя бюджетного содержания военных священников и имущества религиозного назначения) сможет заставить людей, назвавшихся православными, платить новый налог. А вот это мысль, Виктор Викторович. Об этом я было не подумал... Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted February 14, 2017 Author Report Share Posted February 14, 2017 Кстати, взгляните, пожалуйста: это тот же текст, что у нас перепощен выше, или уже новый? http://afmedia.ru/obshchestvo/roman-lunkin-pravoslavie-kak-cerkov-menshinstva Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Victor Posted February 14, 2017 Report Share Posted February 14, 2017 Кстати, финансы - это лишь один из возможных страхов. Ещё вариант: как известно, в РПЦшном варианте православия верующий должен защищать Отечество, следовательно, государство сможет усилить ответственность за уклонение от службы в армии для тех, кто в переписи заявил о своём православии. Или попросту ловить парней призывного возраста, когда они придут на богослужение, причём военкоматы в этом деле могут быть не только самостоятельными игроками, но и получать нужную информацию от клириков с последующей благодарностью им в виде какой-нибудь государственной или церковной награды "за содействие в укреплении обороноспособности Отечества". Ещё вариант: государство передаст семейные отношения верующих в ведение религиозных организаций (тогда можно будет сэкономить на ЗАГСах, оставив для атеистов по одному учреждению на федеральный округ) В целом речь идёт о страхе того, что государство заставит верующих (не только православных, а каждого в соответствии со своей конфессией) по-настоящему исполнять религиозные обязанности или, по крайней мере, ту их часть, которая выгодна государству. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Victor Posted February 14, 2017 Report Share Posted February 14, 2017 3 минуты назад, Serjio сказал: Кстати, взгляните, пожалуйста: это тот же текст, что у нас перепощен выше, или уже новый? http://afmedia.ru/obshchestvo/roman-lunkin-pravoslavie-kak-cerkov-menshinstva тот же, просто форматирование другое 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Serjio Posted February 14, 2017 Author Report Share Posted February 14, 2017 Спасибо. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.